Слайд 1Повышение качества знаний учащихся через педагогику сотрудничества и диагностику учебно
– воспитательного процесса
Доклад на семинар
Слайд 3Педагогика – наука об искусстве сотрудничества.
"Почти все педагоги смотрели
на класс с кафедры, искали способы, с помощью которых учителю
удобнее учить. Он впервые взглянул на класс с другой стороны – с парты. Он искал способы преподавать так, чтобы ученику было удобно учиться»
(С.Л. Соловейчик)
Слайд 4Свободная школа не та, где свобода от учения, а где
великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными.
Педагогика сотрудничества
это:
1. Индивидуальная работа.
2. Соревновательная.
3. Кооперативная.
Слайд 5Основные элементы обучения сотрудничества:
1. Работа ученика контролируется учителем.
2. В группе
обязательно должен быть один сильный и один слабый.
3. Группы
не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).
Слайд 6 При выполнении главной цели педагогики
сотрудничества используется технология модерации .
Слайд 7Технология интерактивного обучения
«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить»
(Т. Эдисон)
Слайд 8Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя
по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с
целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
Слайд 9Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических,
инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей (М.И.
Кларин).
Слайд 10Технология обучения – это система научно обоснованных действий всех, но, прежде
всего, активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой
степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения (С.И. Змеев).
Слайд 11Раскрывая суть этого определения можно сказать, что в технологии есть:
1
– четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки, качества и
ценностные ориентиры личности)
2 – участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся, источники и средства обучения, др.)
3 – закрепленные функции каждого элемента
4 – скоординированные действия каждого элемента
5 – план-график «включения» элементов в технологический процесс (план-график образовательного мероприятия)
6 – управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель)
Эти шесть составляющих формируют систему, целью которой является производство качественных ЗУНКов.
Слайд 14Принципы модерации:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко
определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует
одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Слайд 16- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей
урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение
информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Фазы (этапы) модерации:
Слайд 18эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между
всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса
(визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ деятельности участников и оценка результатов.
Слайд 19Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в
которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной
работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.
Слайд 20методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге,
предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной
проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 21АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере
обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и
опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Слайд 22Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим
друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам
начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
АМ начала образовательного мероприятия
Слайд 23Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение
знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений
и постановку целей обучения.
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Слайд 24В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся.
Такие методы, как «Инфо-угадайка», , «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам
сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
АМ презентации учебного материала
Слайд 25Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой
темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.
Слайд 26При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся
было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же
это можно сделать?!
Метод «Автобусная остановка»
АМ организации самостоятельной работы над темой
Слайд 27Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Активные методы релаксации
Слайд 28Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как:
«Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!»,
«Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу
АМ подведения итогов урока