Разделы презентаций


Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента"

Содержание

Маршрут поезда «____»Начало путиМочевыделительная системаСердечно-сосудистаясистемаПищеварительная системаДыхательнаясистемаРелаксацияКонец путиТаможня

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вводно-обзорный урок в форме
урока-путешествия
Оценка функционального состояния пациента

Вводно-обзорный урок в форме урока-путешествияОценка функционального состояния пациента

Слайд 2Маршрут поезда «____»







Начало
пути
Мочевыделительная система
Сердечно-сосудистая
система

Пищеварительная система

Дыхательная
система
Релаксация

Конец пути

Таможня

Маршрут поезда «____»Начало путиМочевыделительная системаСердечно-сосудистаясистемаПищеварительная системаДыхательнаясистемаРелаксацияКонец путиТаможня

Слайд 3Цель урока:
дать представление о системе оценки функционального состояния пациента

Цель урока:дать представление   о системе оценки  функционального  состояния пациента

Слайд 4Станция «Дыхательная система»
ПОДСТАНЦИИ:

Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки

функциональных показателей
Признаки нарушений функций дыхательной системы

Станция  «Дыхательная система»ПОДСТАНЦИИ:Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системыФункциональные показатели (критерии оценки)Методы оценки функциональных показателейПризнаки нарушений функций дыхательной системы

Слайд 5Станция «Сердечно-сосудистая система»
ПОДСТАНЦИИ:

Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки

функциональных показателей
Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы

Станция  «Сердечно-сосудистая система»ПОДСТАНЦИИ:Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системыФункциональные показатели (критерии оценки)Методы оценки функциональных показателейПризнаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы

Слайд 6Станция «Релаксация»

Станция  «Релаксация»

Слайд 7Станция «Пищеварительная система»
ПОДСТАНЦИИ:

Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки

функциональных показателей
Признаки нарушений функций пищеварительной системы

Станция  «Пищеварительная система»ПОДСТАНЦИИ:Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системыФункциональные показатели (критерии оценки)Методы оценки функциональных показателейПризнаки нарушений функций пищеварительной системы

Слайд 8Станция «Мочевыделительная система»
ПОДСТАНЦИИ:

Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы

оценки функциональных показателей
Признаки нарушений функций мочевыделительной системы

Станция  «Мочевыделительная система»ПОДСТАНЦИИ:Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системыФункциональные  показатели (критерии оценки)Методы оценки функциональных показателейПризнаки нарушений функций мочевыделительной

Слайд 9Таможня
Первичное закрепление полученных знаний
«Умная корзинка»
Задача учащихся - каждая группа должна

выбрать правильные варианты ответов для заданной системы (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная

и мочевыделительная), т.е. найти в корзинке те признаки нарушений функций, которые соответствуют данной системе. Время – 3-5 минут.
Дополнительный жетон получает команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов.
ТаможняПервичное закрепление полученных знаний«Умная корзинка»Задача учащихся - каждая группа должна выбрать правильные варианты ответов для заданной системы

Слайд 10Рефлексия

Рефлексия
Книга отзывов и предложений

РефлексияРефлексияКнига отзывов и предложений

Слайд 11СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Слайд 12Станция «Дыхательная система»

Станция  «Дыхательная  система»

Слайд 13Подстанция «Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы»
1- носовая полость; 2 - ротовая

полость; 3 - язычок; 4 - язык;
5 - глотка;

6 - надгортанник;
7 - черпаловидный хрящ;
8 - гортань; 9 - пищевод;
10 - трахея; 11 - верхушка легкого; 12,17 - левое и правое легкое;
13,16 - бронхи; 14,15 - альвеолы;
18 - полость трахеи;
9 - перстневидный хрящ;
20 - щитовидный хрящ;
21 - подъязычная кость;
22 - нижняя челюсть;
23 - преддверие рта;
24 - ротовое отверстие;
25 - твердое небо.
Подстанция  «Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы»1- носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - язычок; 4 -

Слайд 14Частота дыхательных движений
У здорового взрослого человека норма ДД в покое

составляет 16-20 в мин., у женщин она на 2-4 дыхания

больше, чем у мужчин.
Ритм дыхания (ритмичное, неритмичное)
Глубина дыхания (поверхностное, глубокое)
Тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный)

Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»

Частота дыхательных движенийУ здорового взрослого человека норма ДД в покое составляет 16-20 в мин., у женщин она

Слайд 15Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация,

аускультация
Техника подсчета ЧДД
Цель: определить одну из основных характеристик дыхания.
Оснащение: часы

с секундной стрелкой, ручка с синим стержнем.
Подготовка и выполнение процедуры:
Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса. Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании с целью профилактики произвольного изменения дыхания.
Придать пациенту удобное положение (лежа или сидя). Наблюдать экскурсию его грудной клетки или живота.
Взять руку пациента как для исследования пульса. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса.
Примечание: держать руку на запястье пациента. Необходимо не только наблюдать, но и ощущать своей рукой экскурсию его грудной клетки или живота.
Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером. Можно считать число вдохов за 30 с, затем умножить результат на 2. Оценить ЧДД. Объяснить пациенту, что ему сосчитали ЧДД.
Провести регистрацию данных цифровым и графическим способом в целях обеспечения преемственности в работе, контроля за ЧДД.
Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, аускультацияТехника подсчета ЧДДЦель: определить одну из

Слайд 16Подстанция «Признаки нарушений функций дыхательной системы»
Патологические типы дыхания:
большое дыхание Куссмауля -

редкое, глубокое, шумное (при глубокой коме);
дыхание Биотта - периодическое дыхание,

при котором происходит правильное чередование периода поверхностных ДД и пауз, равных по продолжительности (от неск. мин. до 1 мин.);
дыхание Чейна-Стокса - характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от неск. сек. до 1 мин.). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении ДД.
Одышка – субъективное ощущение затруднения дыхания, сопровождающееся неприятным ощущением нехватки воздуха.
инспираторная - дыхание с затрудненным вдохом
экспираторная - дыхание с затрудненным выдохом
смешанная - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом
Удушье - быстро развивающаяся сильная одышка.
Асфиксия - остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.
Астма – приступ удушья или одышки легочного или сердечного происхождения.
Подстанция «Признаки нарушений функций дыхательной системы»Патологические типы дыхания:большое дыхание Куссмауля - редкое, глубокое, шумное (при глубокой коме);дыхание

Слайд 17Станция «Сердечно-сосудистая система»

Станция «Сердечно-сосудистая система»

Слайд 18Подстанция «Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы»
1 - полые вены
2 -

правое предсердие;
3 - правый желудочек;
4 - аорта;
5 - легочные артерии;
6

- легочные вены;
7 - левое предсердие;
8 - левый желудочек
Подстанция  «Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой   системы»1 - полые вены2 - правое предсердие;3 - правый желудочек;4

Слайд 19Подстанция «Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы»
1 - капиллярная сеть верхней

части тела;
2 - аорта; 3 - верхняя полая вена;


4 - правое предсердие; 5 - лимфатический проток; 6 - легочная артерия; 7 - легочные вены; 8 - капиллярная сеть легкого;
9 - левый желудочек; 10 - чревный ствол; 11 - печеночная вена; 12 - капилляры желудка; 13 - капиллярная сеть печени;
14 - верхняя и нижняя брыжеечные артерии; 15 - воротная вена; 16 - нижняя полая вена; 17 - капилляры кишечника;
18 - внутренняя подвздошная артерия;
19 - наружная подвздошная артерия;
20 - капиллярная сеть нижней части тела.
Подстанция  «Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой   системы»1 - капиллярная сеть верхней части тела; 2 - аорта;

Слайд 20Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»
Артериальный пульс:
Частота - количество пульсовых волн в

1 мин. В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80

уд. в мин.
Ритм - определяют по интервалам между пульсовыми волнами (ритмичный (правильный) или аритмичный (неправильный)
Наполнение - определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца (нормальный (полный) или пустой)
Напряжение - определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса, зависит от величины АД (умеренного (удовлетворительного) напряжения, мягкий или напряженный)
Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»Артериальный пульс:Частота - количество пульсовых волн в 1 мин. В норме у взрослого

Слайд 21Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»
Артериальное давление
Систолическое - давление, возникающее в артериях

в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков
Диастолическое

- давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков
Пульсовое - представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением
У взрослого человека норма систолического давления колеблется от 100-105 до 130-135 мм рт.ст. (допустимое - 140 мм рт.ст.); диастолического - от 60 до 85 мм рт.ст. (допустимое - 90 мм рт.ст.), пульсовое давление в норме составляет 40-50 мм рт.ст.
Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»Артериальное давлениеСистолическое - давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны

Слайд 22Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация,

аускультация
Техника подсчета ЧСС
Цель: определить основные свойства пульса.
Оснащение: часы или секундомер,

ручка с красным стержнем.
Место определения пульса — лучевая артерия.
Подготовка и выполнение процедуры:
Придать пациенту удобное положение (сидя или лежа). Предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу с целью обеспечения достоверности результатов.
Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2-й, 3-й и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец, указательный - у основания большого пальца) и почувствовать пульс. Проводится сравнение характеристик пульса на обеих руках для выяснения состояния артерии, определяется более четкая пульсация на одной из них. 2-й (указательный) палец является наиболее чувствительным, поэтому его располагают над лучевой артерией у основания большого пальца.
Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм. Продолжить исследование на одной руке (там, где пульс лучше прощупывается) для определения ритма пульса.
Оценить интервалы между пульсовыми волнами. Взять часы с секундомером и провести подсчет пульсовых волн. Считать в течение 30 сек., умножить на 2, если пульс ритмичный, или 60 сек., если пульс неритмичный.
Оценить наполнение пульса.
Оценить напряжение.
Провести регистрацию свойств пульса графическим или цифровым способом.
Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, аускультацияТехника подсчета ЧССЦель: определить основные свойства

Слайд 23Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»
Техника измерения артериального давления.
Цель: определить

показатели артериального давления и оценить результаты исследования.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка

с синей пастой, 70%-ный спирт, ватные шарики.
Подготовка и выполнение процедуры:
Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала (психологическая и эмоциональная подготовка). Придать пациенту удобное положение сидя или лежа (достижение эффективного проведения процедуры).
Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть или попросить пациента подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки (обеспечивается наилучшее разгибание конечности для нахождения пульса и плотного прилегания головки фонендоскопа к коже).
Выбрать правильный размер манжетки. Наложить манжетку тонометра трубками вниз на обнаженное плечо пациента на 2-3 см. Выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил только один палец.
Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа (определение места для прикладывания головки фонендоскопа и выслушивания ударов пульса). Закрыть вентиль «груши», другой рукой, этой же рукой нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт.ст.
Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра. Скорость выпускания воздуха из манжетки должна составлять 2-3 мм рт.ст. в секунду.
Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому АД (АДс). Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД (АДд).
Выпустить весь воздух из манжетки.
Снять манжетку. Уложить манометр в чехол. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70%-ным спиртом.
Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе —
диастолическое).
Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»Техника измерения артериального давления.Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты

Слайд 24Подстанция «Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы»
Нарушение частоты пульса:
тахикардия - учащение пульса

более 85-90 уд. в мин.
брадикардия - урежение пульса менее

60 уд. в мин.
асистолия - отсутствие пульса
Нарушение ритма (аритмии): учащение, перебои, замирания или остановка сердца.
Нарушение величины АД:
артериальная гипертензия/гипертония - давление повышено
артериальная гипотензия/гипотония - давление понижено
Отеки – скопление жидкости в подкожно-жировой клетчатке и в полостях (в области голеней, стоп, м.б. в сердечной сорочке, асцит) и др.
Подстанция «Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы»Нарушение частоты пульса:тахикардия - учащение пульса более 85-90 уд. в мин. брадикардия

Слайд 25Станция «Пищеварительная система»

Станция «Пищеварительная система»

Слайд 26Подстанция «Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы»

Подстанция  «Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы»

Слайд 27Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»
Аппетит
У здорового человека отмечается нормальный аппетит, отсутствие

патологического влечения или отвращения к определенным продуктам.
Характер и частота стула
В

норме у взрослого человека стул не реже 1 раза в сутки, оформленный, естественного цвета, допускается окрашивание в зависимости от употребляемых продуктов, без прожилок крови.
Отхождение газов
Область живота (вздутие, напряжение мышц, перистальтика кишечника, болезненность)
В норме у человека живот мягкий, безболезненный

Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»АппетитУ здорового человека отмечается нормальный аппетит, отсутствие патологического влечения или отвращения к определенным

Слайд 28Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация,

перкуссия, аускультация
В компетенцию медицинской сестры входит:
Обучение пациентов взятию анализов кала
Подготовка

пациентов к исследованиям (дуоденальное и фракционное зондирование)

Непосредственная оценка функций пищеварительной системы осуществляется только врачом (осмотр, перкуссия, аускультация и др.)
Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультацияВ компетенцию медицинской сестры входит:Обучение

Слайд 29Подстанция «Признаки нарушений функций пищеварительной системы»
Нарушение аппетита: снижение (анорексия), усиление (полифагия),

обжорство (булимия);
Метеоризм – чувство вздутия живота вследствие избыточного скопления газов

в кишечнике;
Запор – задержка опорожнения кишечника свыше 2-х суток;
Понос – учащенное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс;
Изжога – состояние жжения за грудиной, вследствие раздражения нервных окончаний кислым содержимым желудка;
Икота – преходящее непроизвольное сокращение диафрагмы, приводящее к всасыванию воздуха в дыхательные пути, сопровождающееся сокращением голосовых связок;
Отрыжка – внезапное отхождение через рот газов из желудка или пищевода;
Тошнота – неприятное ощущение в подложечной области, сопровождающееся слюнотечением;
Рвота – частое извержение желудочного содержимого через рот, сложный рефлекторный акт и др.
Подстанция «Признаки нарушений функций пищеварительной системы»Нарушение аппетита: снижение (анорексия), усиление (полифагия), обжорство (булимия);Метеоризм – чувство вздутия живота

Слайд 30Станция «Мочевыделительная система»

Станция «Мочевыделительная система»

Слайд 31Подстанция «Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы»

Подстанция  «Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы»

Слайд 32Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»
Суточный диурез - общее количество мочи, выделенной

пациентом в течение суток.
У взрослых колеблется от 800 мл

до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и др. факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости, 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.
Суточный водный баланс - это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной из организма жидкости в течение суток.
Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.
Анализы мочи: количество, цвет, прозрачность, плотность, форменные элементы, биохимические показатели и др.
Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»Суточный диурез - общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток. У взрослых

Слайд 33Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация,

перкуссия, аускультация
Техника подсчета водного баланса.
Цель: диагностика скрытых отеков.
Оснащение: медицинские весы,

мерная стеклянная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.
Подготовка и выполнение процедуры:
Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости. Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования.
Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета введенной жидкости (учитываются и введенные парентеральные растворы).
Примечание: твердые продукты питания могут содержать 60-80% воды. Учету количества выделенной жидкости подвергается не только моча, но и рвотные массы, испражнения пациента.
Объяснить, что в 6.00 часов необходимо выпустить мочу в унитаз. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез. Фиксировать количество выделенной и поступившей в организм жидкости.
Примечание: объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до б.00 следующего дня включительно;
Расчет учета водного баланса определяется по формуле: количество выделенной мочи умножить на 0,8 (80%), что равняется количеству мочи, которое должно выделиться в норме.
Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме).
Сделать записи в листе учета водного баланса.
Оценка: Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме) или — 5—10% (свидетельствует о нарастании отеков или неэффективности лечения)
Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано, что м.б. результатом действия лекарств, употребления мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года (свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков)
Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультацияТехника подсчета водного баланса.Цель: диагностика

Слайд 34Подстанция «Признаки нарушений функций мочевыделительной системы»
Отеки – обусловлены наличием в организме

избыточного количества жидкости, локализуются в местах, где нет подкожно-жирового слоя

и чаще по утрам (веки, периорбитальные области), вплоть до анасарка;
Изменения в анализе мочи в виде мочевого синдрома – складывается из совокупности мочевых симптомов:
дизурия (расстройство мочеиспускания),
поллакиурия (частое мочеиспускание),
полиурия/олигурия/анурия (много, мало, нет мочи),
ишурия (задержка выделения мочи),
изурия (через равные промежутки времени),
никтурия (в ночное время),
протеинурия (белок в моче),
гематурия (кровь в моче),
лейкоцитурия (гной в моче),
бактериурия,
м.б. избыточное содержание солей, почечного эпителия.
Кожный зуд – обусловлен накоплением в крови остаточных продуктов белкового обмена;
Неприятный запах изо рта – запах аммиака и др.
Подстанция «Признаки нарушений функций мочевыделительной системы»Отеки – обусловлены наличием в организме избыточного количества жидкости, локализуются в местах,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика