Слайд 1Обучающий семинар на тему:
«Проектирование как способ решения проблем школьной жизни»
Слайд 2Активная школа – это учреждение
Осознающее
общественную
ценность
образования
Заинтересо-
ванное в
собственном
развитии
В развитии
современного
качественного
образования
Действующее вместе с местным сообществом
и обществом в
целом
Слайд 3Главные вопросы
Как оценивать сложившуюся в школе ситуации?
Как сформулировать цель проекта?
Как
правильно определить проблему, задачи и ожидаемые результаты?
Как выбрать оптимальный способ
решения проблемы?
Как составить план действий?
Слайд 4О проектной деятельности
В наше время часто говорят о проектном мышлении,
которое становится все более важным м необходимым в современной жизни.
Слайд 5Социального проектирования – это деятельность:
Направленная на приобретение качественно нового личного
опыта;
задумывается и осуществляется самостоятельно;
Подразумевает конструктивное взаимодействие с социумом;
Формирует социальные
навыки
Слайд 6Основные принципы проектирования:
Мотивированность участия;
Учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
Интеграция учебной и
внеклассной деятельности;
Системность
Слайд 7Ценности и качества:
Уважение права;
Толерантность;
Готовность к компромиссам в определенных ситуациях;
Уважение частной
жизни;
Общественная активность;
Гражданственность;
Стремление к самообразованию и саморазвитию
Слайд 8Чем отличается проектирование от других видов деятельности?
Проектирование создает новый продукт.
Он не всегда может быть уникальным, но всегда является оригинальным
для конкретного человека или группы людей.
Слайд 9Основные элементы проектной деятельности
Слайд 10Разграничение проектного подхода от мероприятий
В «Сказке о рыбаке и рыбке»
казалось бы все элементы для проекта: сложная экономическая ситуация; налицо
проблема – противоречие между желаниями и действительностью, есть ресурс – Золотая рыбка
НО ГДЕ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЦЕЛЬ????
Слайд 11Еще один пример…
Цель довольна ясна, но никто не оценил ресурсы,
поэтому потрачено много лишнего времени и сил, чтобы добиться желаемого.
Да и желаемый результат был получен скорее случайным путем, чем целенаправленной деятельностью
Слайд 12Практикум
Задание:
Определите структурные элементы проектной деятельности на примере литературного произведения
И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок»
Слайд 13Советы и рекомендации:
Не берите больше, чем могли и хотели выполнить;
Работайте
в тесном сотрудничестве;
Не пренебрегайте общественным мнением;
Не стремитесь к идеальному результату
Не
опускайте руки при неудачах;
Будьте терпимы к мнениям других;
Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта
Слайд 14Определение цели, проблемы и оценка ситуации
Слайд 15Формы проведения анализа и оценки ситуации:
Описание ситуации в результате наблюдения
Изучение
документов (СМИ, норм, статистики)
Проведение социологических опросов и анализ данных
Интервью
Дискуссия, круглый
стол, мозговой штурм
Анализ разных данных
Проведение сравнительного анализа
Слайд 16Практикум
Определение проблемы начинается с анализа ситуации!
Например, недостаточно высокий уровень качества
обучения, низкая мотивация у учителей, много конфликтов, ученики нарушают дисциплину.
ВЫВОД:
в школе сложился неблагоприятный психологический климат.
ЦЕЛЬ: повышение качества образования в школе
ПРОБЛЕМА: неблагоприятный психологический климат препятствует повышению качества образования
Слайд 18Определение задач, ожидаемых результатов и выбор способа решения
Способ решения проблемы
– это ядро, сердцевина проекта. Для начала нужно избрать один
способ, а затем формулируются задачи и ожидаемые результаты
Слайд 19Возможные опасности при выборе способа решения проблемы
Опасность нескольких способов
Опасность маниловщины
Опасность
превращения проекта в хорошее дело
Опасность ресурсозатратного проекта
Опасность неконкретности выбранного способа,
размытости
Слайд 20Возможные виды задач:
Материально-технические
Нормативно-правовые
Организационные
Кадровые
Информационные
Коммуникационные
Оценочно-рефлексивные
Дизайнерско-оформительские
Слайд 21Требования к ожидаемым результатам:
Конкретные
Уточняют формулировку задачи, а не просто повторяют
ее
Проверяемые
Связанные с целями и задачами
Реалистичные (связь с ресурсами и рисками)
Слайд 22Планирование, осуществление плана и оценка достигнутых результатов
Слайд 23Подготовительный этап
Приходит время распределения заданий. Для них характерно:
Выполняются определенным действием
Устанавливаются
во времени
Персональная ответственность
Не требуют дополнительной подготовки
Не нуждаются в разъяснениях
Т.О. задания
– набор операций, действий на основе очевидной иснструкции
Слайд 24Возможные классификации ресурсов
Материальные
Финансовые
Человеческие (кадровые)
Административные
Интеллектуальные
Ролевые – выпускники, меценаты, родители
Имеющиеся –
необходимые
Общественные - индивидуальные
Слайд 26Заключительный этап
Оценивание проводится в разных формах:
Анкетирование
Сверка с планом
Общее обсуждение
Отчеты ответственных
Составление
портфолио
Подготовка материалов для СМИ
Статистические данные
Составление графиков, таблиц
Дебаты
Слайд 27Для обсуждения итогов проектной работы используют следующие вопросы:
Что изменилось в
школе после проведения проекта?
Каковы основные результаты проекта?
Что может быть улучшено
и на что следует обратить внимание?
Может ли проект иметь дальнейшее продолжение?
Насколько высока была активность учащихся?
Изменилось ли отношение школьников, учителей, родителей к проблеме?