Слайд 1Профилактика
девиантного поведения
среди детей и подростков
Слайд 2Цель :
Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией
детей всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Знакомство участников с основами девиантного
поведения;
Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
Формирование основных направлений работы;
Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия
Слайд 3Что должны знать
участники образовательного процесса по
работе с детьми
девиантного поведения.
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)
Факторы риска
Причины
отклонений
Алгоритм действий по профилактике ДП
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Слайд 4Девиантное поведение
– поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов,
будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также
поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.
Слайд 5Факторы, обуславливающие девиантное поведение
Биологические факторы – это особенности организма ребенка,
затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и
физиологические
Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера.
Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания.
Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность.
Морально-этические - низкий морально-нравственный уровень современного общества.
Слайд 6Формы отклоняющегося поведения:
Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и
угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих:
Насилие над более младшими
и слабыми сверстниками, животными;
Воровство и кражи
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
Слайд 72. Асоциальное поведение –
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в
обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому;
Систематические пропуски
в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство.
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки непристойного характера
Ненормативная лексика
Слайд 83. Аутодеструктивное поведение-
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм,
угрожающее целостности и развитию личности:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Слайд 9
Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознаниии
Слайд 10Факторы риска:
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей
Слайд 11Высокий уровень стресса
Жестокое отношение
родителей к детям
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Асоциальные,
психически
больные родители
Отсутствие родителей
Нестабильная семья
Очень большая семья
Семейные конфликты
Неадекватное воспитание
и
низкий контакт
родителей с детьми
Низкий уровень
нравственности
семьи
Необразованные
родители
Семья
Причины отклонений
Слайд 12Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации
причины, связанные
с психическими
и
психофизиологическими
расстройствами
причины социального и
психологического характера
причины, связанные с
возрастными
кризисами
Слайд 13Межличностный стресс,
связанный с учебой
Взаимоотношения со сверстниками
Конфликтное отвержение со стороны
сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж;
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
Принуждение совершать
поступки против воли
Учителя, учеба
Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Слайд 14Деструктивное поведение:
плохая успеваемость;
акты жестокости;
употребление/злоупотребление ПАВ;
ранний/незащищенный секс;
проблемы с психическим здоровьем;
суицидальные попытки;
агрессивность
нежелание соблюдать социальные нормы;
проблемы эмоционального характера;
неспособность адекватно выражать свои чувства;
неспособность преодолевать стресс;
проблемы во взаимоотношениях с людьми;
низкая самооценка.
Слайд 15Отсутствие прочных социальных связей
(семья, школа, соседи);
постоянное желание восставать
против чего-либо;
непризнание авторитетов;
сильное
стремление к независимости;
отчужденность;
ощущение собственного провала;
чувство безнадежности;
потеря уверенности в себе;
неспособность устанавливать близкие отношения;
подверженность влиянию со стороны сверстников.
Слайд 16Диагностика. Алгоритм действий:
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях –
заполнение матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных
данных и выявление отклонений.
Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Работа с детьми всех участников образовательного процесса
Работа с детьми, родителями, педагогами
Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Слайд 17Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
1-й
этап
Слайд 18Тест
«несуществующее животное»
ярко выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 19Тест
«несуществующее животное»
средне выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 20
Тест
«несуществующее животное»
слабо выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 21Тест
«несуществующее животное»
низко выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 22Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Слайд 23Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
(Продолжение)
Слайд 24Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Продолжение
Слайд 25Диагностика нарушений
и заполнение диагностической карты
2-й этап
Слайд 27 Анализ полученных данных
и выявление отклонений.
Применение и заполнение
различных методик
3-й этап
Слайд 284-й этап
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами
по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Слайд 295-й этап
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми
Слайд 30План работы
с ребенком на месяц
Ф. и. ребенка ________________________________________
Месяц
_______________
Слайд 31Модели профилактики:
Я - ребенок
Родители
Работа
Зам. по ВР
Работа
социального
педагога
Работа
классного
руководителя
Работа
психолога
Слайд 326-й этап
Реализация плана работы.
Слайд 33Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Проявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Авансирование личности
Прощение
Проявление огорчения
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение
в интересную деятельность
Моральная поддержка
Слайд 347-й этап
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития
Слайд 35Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в обучении:
Оказание учителями-предметниками
индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня
полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
Слайд 36Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в поведении
Индивидуальная работа классного
руководителя с родителями и ребенком;
Проведение часов общения, бесед, практикумов
по проблемам поведения
Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений
Слайд 37 Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в
общении
Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения
Проведение бесед-практикумов по
ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
Организация системы поощрений при применении навыков общения
Слайд 38
Нарушения в самосознании
Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков
ЗОЖ;
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск
таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление;
Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты.
Основные направления работы
с девиантными детьми
Слайд 39ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО
ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
Слайд 40Основные направления работы с педагогами
Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции,
обучению снятия эмоционального напряжения
Организация педагогических советов по обучению навыкам эффективного
взаимодействия
Организация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными детьми.
4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения ребенка
Слайд 41
Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения
несовершеннолетних:
пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и
профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.
Слайд 42Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
работу с родителями
по обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного
положения в классном коллективе;
методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения;
тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.
Слайд 43Заключение
Всему миру и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования и развития. Причина
этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально-экономические условия.
Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что , у них мало свободного времени.
Слайд 44Профилактические программы:
"Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17
занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.
"Путешествие во времени" (10 занятий).
Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
"Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г.
"Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г.
"Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003г.
"Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики" (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э.
"Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
Программа «Здоровье» Касаткин
Слайд 45
Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того,
каким он
является, а из-за того, каким он не является
Э. Ландау
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?
И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?