Слайд 1Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Подготовила педагог-психолог
МДОУ
детский сад № 15.
Жигалова Екатерина Дмитриевна
Слайд 2Немного истории
1. Впервые на явление выгорание обратили внимание американские психологи
60-е годы 20 века.
2. В 1974 году обратил внимание психиатром
X. Фрейденбергом.
3. В 1982 году обратили внимания
А. Мороу,Maslach, Pelman, Hartman.
выгорание
это синдром, развивающийся на фон
хронического
стресса и ведущий к
истощению эмоциональных, энергетических
и личностных ресурсов работающего у
человека.
Слайд 4Стадии профессионального выгорания
Слайд 5ПЕРВАЯ СТАДИЯ
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и
свежести переживаний; (специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально,
но... скучно и пусто на душе);
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
Слайд 6ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• снижение интереса к работе;
• снижение потребности
в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не
хочется никого видеть»;
• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• нарастание апатии к концу недели;
• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
Слайд 7 ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение
к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже
к собственной жизни;
• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Слайд 8 Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»
Слайд 9
Личностный фактор.
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на
рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со
стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Слайд 10
Ролевой фактор.
Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно
влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные
ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Слайд 11
Организационный фактор.
На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но
не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности)
либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Слайд 12 Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Слайд 13 1. Физиологическая саморегуляция.
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса
– это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения,
появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Слайд 14 1. Способы физиологической саморегуляции
Различные
движения
потягивания
и расслабления
мышц
Посещение
бассейна,
тренажерного зала,
занятия йогой и т.д.
Слайд 15Способы физиологической саморегуляции:
РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого
можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слайд 162. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон,
вкусная еда,
общение с
природой и
животными,
движение,
танцы,
музыка.
Слайд 17 ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ
1.баня, сауна, массаж;
2. горячая ванна
с пеной;
3. SPA-процедуры.
Слайд 183. Способы эмоциональной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов
в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих
вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
Слайд 19Способы эмоциональной саморегуляции:
купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание
свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
занятие любимым делом
- хобби .
Слайд 20САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего
дня не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов
целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.