Слайд 1Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении
Слушател курса Кириченко Д. В.
МБОУ
«Бутовская СОШ № 1»
Слайд 2Суицид
акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии
сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания
Слайд 3СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Суицидальное поведение относится
к распространенной патологии поведения подростков.
Именно в этом возрастном периоде
оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
Слайд 4Особенности подросткового суицида
отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения
самоубийства;
- отсутствие умения вербализировать свои чувства , поделиться своими
переживаниями, подробно рассказать о них.
Слайд 5ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье.
Демонстрация
намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи».
Чаще всего суицидальные
поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.
Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель).
Слайд 6
Суицидальные проявления
Внешние
суицидальные попытки;
завершенный суицид.
Внутренние
- суицидальные мысли;
фантазии на тему
смерти;
суицидальные замыслы;
суицидальные намерения.
Слайд 7Причины депрессии у подростков
Негативное отношение к своему телу в период
полового созревания.
Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию
Одиночество,
низкая популярность среди сверстников
Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.
Слайд 9Признаки намерения совершения суицида
Словесные признаки:
открытые и прямые высказывания о принятом
решении покончить с собой;
косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я
не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.);
нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;
высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).
Слайд 107 важных сведений о подростковом суициде
Самоубийство является второй по
частоте причиной смерти в молодости.
Максимум суицидных попыток приходится на возраст
16-24 года.
Больше всего самоубийств регистрируется весной.
Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.
Слайд 11Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые
помогут изменить ситуацию:
Установите доверительные взаимоотношения с подростком.
Внимательно выслушайте.
Оцените серьезность намерений
и чувств ребенка.
Не спорьте.
Задавайте вопросы.
Уважайте ребёнка, его мнение.
Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни.
Придайте уверенности учащемуся.
Обратитесь за помощью к специалистам.
Слайд 12
Необходимые условия профилактики суицидального риска
в подростковой среде:
Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в
окружении ребенка (в семье, школе, классе);
Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку
возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка;
Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные;
Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
Слайд 13Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования
своевременное выявление учащихся с
личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
формирование более близких отношений с
детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
контроль посещаемости занятий и прогулов;
дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
формирование позитивных потребностей;
развитие способности любить и быть любимыми;
формирование умения себя занять и трудиться;
раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;
оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.
Слайд 14ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
Экстренная психологическая помощь в России
для детей, подростков и
их родителей: 8-800-2000-122.
Полезные ресурсы:
Телефон доверия для детей, подростков и родителей
http://telefon-doveria.ru/
Дети России ОНЛАЙН http://detionline.com/
Я — родитель http://www.ya-roditel.ru/
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://fond-detyam.ru/
Информационный портал о всех видах зависимостей, связанных с компьютерными и мобильными устройствами. URL: http://netaddiction.ru
Всероссийский семинар «Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети Интернет»: http://www.fcprc.ru/training/webinars/12-17/program
Типовые сценарии педагогического совета и родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» http://fcprc.ru/news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov
Информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе» (в рамках Года безопасного Интернета в России) http://www.fid.su/projects/journal
Специализированные страницы сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА», «ТВОЕ ПРАВО», «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»: http://www.fcprc.ru
Научно-методический журнал «Образование личности»: http://www.ol-journal.ru
Учебно-методический журнал «Профилактика зависимостей»: http://профилактика-зависимостей.рф