Слайд 1
Психологический
портрет личности:
интеллект, эмоции и чувства
7 класс
Урок 6
Чеснокова Т.В.
Слайд 2Цитаты дня:
Все, в чем злобному видятся глупость и вздор,
Мудрость и
красоту видит дружеский взор.
Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло - зло и должен пожать.
Ибн Сина
Слайд 3Почему одним людям постоянно сопутствуют удача и успех, а другие
всю жизнь недовольны собой? Внутренний мир каждого человека уникален, нет
на свете двух абсолютно одинаковых людей. Каждому из нас свойственны свои индивидуальные особенности, склонности, предпочтения.
Говорят, что каждый человек от природы рождается гениальным. Но великими становятся единицы.
Что мешает человеку проявить заложенные природой способности – семья, школа, общество или он сам? Попробуем найти ответ на данный вопрос сегодня на уроке.
Слайд 4Психологический
портрет личности
Темперамент
Интеллект
Характер
Способности
Эмоции
Чувства
Слайд 52. Темперамент
Темпераментом обычно называют
врожденные особенности человека,
определяющие характер его
психики,
степень уравновешенности, эмоциональной подвижности
холерик
сангвиник
флегматик
меланхолик
Типы темперамента
Слайд 63. Характер
Характер проявляет себя в совокупности устойчивых черт поведения. Но
в отличие от темперамента, характер не является врожденным, а формируется
в процессе взросления.
Слайд 7Стержень характера
Морально-волевые качества личности
Человек с сильной волей
отличается:
определенностью намерений
и поступков
большей самостоятельностью
он решителен и настойчив
в
достижении своих целей
Слабый характер
отождествляется
со слабохарактерностью.
Даже при богатстве
знаний и разнообразии
способностей
слабовольный человек
не может реализовать
всех своих возможностей
Слайд 8Способности и интеллект
Способности человека- индивидуальные особенности человека, которые проявляются в
умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям и профессии
Слайд 9Способности:
Общие (трудолюбие, работоспособность, внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность, творческое мышление, гибкость
ума )
Специальные(музыкальные, спортивные, художественные, исследовательские...)
Слайд 10
Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности)
человека, делающие его
пригодным к успешному выполнению каких-либо
видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн)
Способности человека – внутренние условия его развития,
которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром
Виды способностей
Общие – связаны
с условиями
ведущих форм
человеческой
деятельности:
Наблюдательность
Воображение
Хорошая память
Специальные – связаны с условиями
отдельной деятельности:
Математические
Литературные
Музыкальные
Спортивные
Одаренность человека
определяется диапазоном
возможностей,
которые открывает
реализация имеющихся
возможностей
Три типа людей:
Мыслительный тип :
хорошо развиты умственные
способности.
Художественный тип:
развиты воображение
и чувства.
Средний тип: примерно
в равной степени развиты и ум, и
воображение, и чувства.
Общая одаренность –
способность к обучению
Специальная одаренность -
высокий уровень
специальных
способностей
Талант –
это способность
к достижению
высшего порядка
Гениальность –
способность
создавать что-то
принципиально
новое
Слайд 11Условия развития способностей:
- наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое
обладает знаниями и т.п.);
- в каждый момент времени деятельности должна
находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность – снижение интересов;
- очень сложная деятельность – снижение темпа, мотивации.
.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка – врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество
Слайд 12- Можно ли развивать способности?
- Как это делать?
Задание: прокомментируйте схему:
Слайд 135. Интеллект
Интеллект-способность к познанию и логическому мышлению.
Интеллект (понимание, познание) –
относительно устойчивая структура
умственных способностей индивида
общая способность
к познанию
и решению
проблем,
определяющая
успешность любой
деятельности и
лежащая в основе
других способностей
2) система всех
познавательных
способностей
индивида: ощущения,
восприятия,
памяти,
представления,
мышления,
воображения
3) способность
к решению проблем
без проб и ошибок,
"в уме "
Слайд 14Качества человеческого интеллекта:
Любопытство
Глубина ума
Гибкость и подвижность ума
Логичность
мышления
Доказательственность мышления
Критичность мышления
Широта мышления
Слайд 15Запомните…
Существует социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность
необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Слайд 16Чувства и эмоции
Чувство-способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.
Чувства:
Аффекты
Эмоции
Настроения
Чувства
Стрессовые состояния
Слайд 17Аффект- состояние сильного возбуждения и потери самоконтроля
Эмоции- душевные переживания, чувства(
низший тип психических реакций)
Чувства-отношения к конкретным событиям или людям. Очень
разнообразны.(высший тип психических реакций)
Слайд 18Стресс- вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.
Это
может быть:
Смерть члена семьи, друга
Развод или разъезд родителей
Проблемы в школе
Проблемы
с милицией
Со здоровьем
Зависимость от алкоголя, наркотиков
Разрыв с другом(подругой)
Потеря любимого животного...
Слайд 19Симптомы стресса:
Навязчивые воспоминания
Эмоциональный барьер
Безысходность
Крайняя возбудимость
Слайд 20Задание: предположите причины стрессов
Причины, вызывающие
стресс у подростков
Распад семьи
Особенности
личности
Неудачи
в школе
Ссора с другом
Арест
Перегрузки
Переезд
Зависимость от
наркотиков и алкоголя
Слайд 21Подведение итогов занятия
Согласны ли вы с утверждением: «Плохой характер при
желании можно исправить»?
Есть два утверждения: «Свои эмоции и чувства надо
уметь скрывать» и «Надо не бояться проявлять свои чувства и эмоции». Какое из них вам кажется более верным? А может быть, можно согласиться с обоими?
Слайд 22
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах
(латинизированное - Авиценна)
(Avicenna) (ок. 980 - 1037) Персидский ученый, философ, врач, поэт,
музыкант, математик
стр.45
Слайд 23Как управлять эмоциями и чувствами?
Стр.47
Слайд 25
Тест
«Умеете ли вы владеть собой?»
Тест выявляет ваши возможности в сохранении
самоконтроля в стрессовой ситуации
1.Можете ли вы откровенно говорить о своих
трудностях?
а) Нет, мне это не поможет.
б) Конечно, если есть доброжелательный собеседник.
в) Не всегда, особенно тогда, когда тяжело переживаю свои трудности.
Слайд 262.Как вы относитесь к своим обидам и неудачам?
а) Собственные неудачи
всегда самые тяжелые.
б) Тяжесть переживаний зависит от их причины.
в) Стараюсь
к неприятностям относиться философски: считаю, что любые проблемы и трудности когда-нибудь кончаются.
3.Как вы поступаете, когда чувствуете, что Вас глубоко обидели?
а) Сделаете для себя что-нибудь приятное, чтобы успокоиться.
б) Пойдете на ужин к хорошим друзьям.
в) Будете сидеть дома и переживать.
Слайд 274.Когда вы счастливы, Вы:
а) Не думаете о прежних переживаниях.
б) Боитесь,
что минуты счастья слишком быстро кончатся.
в) Не забываете о сложностях
жизни.
5.Когда близкий человек Вас обидит, Вы:
а) «Уходите» в себя.
б) Требуете объяснений
в) Рассказываете об этом своим близким друзьям и знакомым
Слайд 286.Что Вы думаете о психологах?
а) Не пошли бы на психологическую
консультацию ни в коем случае.
б) Считаете, что психологи многим людям
могут помочь.
в) Убеждены, что человек может помочь себе только сам.
7.Вы замечали, что людское мнение:
а) Вас преследует «по пятам».
б) К Вам особенно несправедливо.
в) Вам благоприятствует.
Слайд 298.О чем Вы думаете после семейной ссоры, когда успокоились?
а) В
ваших отношениях все-таки было много хорошего.
б) О том, как отомстить.
в)
О том, что наконец-то Ваш партнер сказал Вам все, что думает.
При помощи таблицы оцените свои ответы в баллах. Подсчитайте общую сумму баллов.
Слайд 31Результаты:
Если Вы набрали 7-15 баллов, это значит, что Вы обладаете
внутренним равновесием и умеете владеть собой. Вы хорошо справляетесь со
своим внутренним состоянием и умеете дать правильную оценку событиям.
Если Вы набрали 16-26 баллов, это говорит о том, что Вы не всегда сохраняете самообладание в сложных для Вас ситуациях. Старайтесь упражнять собственный самоконтроль и сдерживайте свои эмоции.
Вы набрали 27-31 балл, Вы плохо владеете собой в условиях стрессовой ситуации и кризиса. Вам надо активно работать над формированием у себя эффективного самоконтроля. Если вернуться к нашему графику, Вы конфликтуете и действуете в сложных условиях практически всегда на второй стадии, когда идет неуправляемый процесс повышения вашего внутреннего напряжения, вплоть до точки С. В этот момент у Вас появляется усталость, а позже - чувство вины и раскаяния. Не Вы управляете стрессом, а стресс «тащит» Вас за собой, Вы часто идете на поводу своих разрушительных эмоций.
Слайд 32Проверим себя:
1. Какие черты свойственны только человеку обладающему интеллектом?
способность
выделить главное
анализировать
писать
читать
находить решения
2. Как звали
средневекового арабского врача?
Ибн Оглы Харул ар Ташид
Ибн Сина
Хуан Чао
Слайд 334. Как называется бурная кратковременная эмоциональная реакция (гнев, ужас), возникающая,
как правило, в ответ на сильный раздражитель?
эффект
эмоции
аффект
чувства
3. Что из перечисленного не относится к общим способностям?
трудолюбие
собранность
музыкальные способности
наблюдательность
Слайд 345. Чувства - это...
эмоциональная реакция
переживания
высший вид эмоций
временное состояние
6. Преступления чаще всего совершаются в состоянии...
Эффекта
Аффекта
Ужаса
Страха