Слайд 1Разработка
рабочей программы учебного предмета
Составитель: Садовина Н.В.,
учитель биологии
МКОУ
«Вечерняя школа №4 г.Йошкар-Олы»
Слайд 2Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения
и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной
программы
(ст.
28 Закона РФ «Об образовании»)
Цель рабочей программы
планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи рабочей программы
конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Слайд 3Рабочая программа разрабатывается в целях:
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации
на получении качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Слайд 4Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в
компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об
образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов;
– программы факультативных курсов;
– дополнительных образовательных курсов.
Слайд 5Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в
компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об
образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
Рабочие программы составляются на основе:
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
– авторских программ.
К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов;
– программы факультативных курсов;
– дополнительных образовательных курсов.
Слайд 6Нормативные документы
(основания для разработки рабочей програмы)
Закон Российской Федерации от
29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015) «Об утверждении ФГОС ООО»;
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (в ред. Приказа Минобрнауки от 29.06.2017) «Об утверждении ФГОС СОО»;
Устав образовательной организации;
Положение о рабочей программе по учебному предмету
Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО;
Учебный план образовательной организации;
Примерная программа предмета, утвержденная Минобрнауки России;
Авторская программа по предмету, прошедшая экспертизу и апробацию;
Федеральный перечень учебников
Слайд 7
Структура рабочей программы составляется с учетом:
–требований федеральных государственных образовательных стандартов;
–
обязательного минимума содержания учебных программ;
– требований к уровню подготовки выпускников;
–объема
часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
– познавательных интересов учащихся;
–выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Слайд 8Структура рабочей программы
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета, курса;
описание места учебного
предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Слайд 9Титульный лист
– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
–
гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата,
номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));
– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
– предмет, курс, дисциплина (модуль);
– год составления рабочей программы.
Слайд 10Титульный лист
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа №
4 г.Йошкар – Олы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
на 2018-2019 учебный год
Разработчики:
Иванов И.И.
Петров П.П.
Слайд 11Пояснительная записка
В требованиях к рабочим программам по ФГОС ОО не
указана необходимость в написании пояснительной записки, потому этот элемент структуры
является факультативным.
Достаточно разместить аннотации к программам на официальном сайте школы. Этот раздел открывает текст программы, а потому должен быть лаконичным, но содержательным. В нем указывают:
специфику реализации учебного процесса в школе,
место учебного курса в школьном образовательном процессе,
цели и задачи курса в контексте определенного уровня образования (а не отдельного класса),
ценностные ориентиры,
желаемые итоги освоения.
Автору следует: перечислить нормативные обоснования документа; сформулировать цели и задачи для уровня образование, сделать уточнения для выбранного класса; указать период действия программы, конкретизировать объем учебных часов по годам, необходимый для освоения материала; указать используемые формы контроля и образовательные технологии, методические пособия и различные ресурсы по годам обучения.
Слайд 12Планируемые результаты освоения учебного предмета
В этом блоке перечисляют желаемые результаты
освоения программной части, уточняются подходы к оцениванию степени освоения материала.
Для указания результатов используют формулировки:
«Выпускник научится» — предметные результаты на базовом уровне освоения программного минимума по предмету;
«Выпускник получит возможность научиться» — достижение метапредметных и личностных аспектов.
Все достижения систематизируются по годам обучения и классам, вычленяя их из школьной и Примерной ООП. Результаты должны отражать базовый и продвинутый уровень освоения материала в отдельных предметных областях. Помимо этого указывают оценочный инструментарий, используемый для анализа степени освоения материала (тестовые задания, диктанты, контрольные работы, изложения или упражнения), которые выносят в приложения.
Слайд 13Содержание учебного предмета (курса)
Раздел должен соответствовать выбранным автором учебникам, образовательной
стратегии и уровню общего образования. Согласно новым требованиям к рабочим
программам по ФГОС ООО, в тексте:
перечисляют темы по классам или ступеням образования с указанием часов;
поясняют взаимосвязь выбранных для изучения тем и их значение для получения необходимых результатов.
Содержательная часть текста должна соответствовать положениям предметных областей по ФГОС. Учитывая объем предметной части, необходимо охарактеризовать темы и последовательность их изучения, образовательный минимум основных содержательных линий (уровень обязательной и углубленной подготовки), приемы оценивания знаний, варианты контрольных работ. Все или наиболее значимые темы отмечают, характеризуя личностные, предметные и метапредметные результаты. Обязательно указываются нормы и дидактические критерии оценивания устных ответов и письменных работ с учетом всех допускаемых ошибок (грубых и негрубых) и недочетов. Работая над текстом раздела, каждую его часть проверяют на соответствие положениям Стандарта.
Слайд 14Календарно-тематическое планирование
В этом разделе документа обязательно указывают:
число академических часов,
требуемое для изучения темы;
виды деятельности, используемые для осуществления обучения
на уроке;
домашнее задание.
Календарно-тематическое планирование позволяет систематизировать и схематично распределить программный материал. В течение года план может быть скорректирован с учетом реально пройденного материала и достигнутых учащимися результатов. Если локальным актом предусмотрен иной порядок оформления тематического планирования, следует придерживаться его.
Слайд 15Календарно-тематическое планирование
Слайд 16Дополнения
Ресурсное обеспечение реализации рабочей программы объединяет
натуральный фонд,
демонстрационные пособия,
цифровая техника,
лабораторное и практическое оборудование,
натуральные объекты,
музыкальные инструменты,
средства ИКТ,
экранно-звуковые пособия,
учебники,
методическая литература и электронные ресурсы, которые перечисляются с указанием №, года изготовления и изготовителя.