Слайд 1Проектная работа по технологии развития критического мышления через чтение и
письмо в начальных классах
Слайд 2
Понимать научную картину;
иметь навыки поисково-исследовательской творческой деятельности;
уметь самостоятельно приобретать
знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Сегодня выпускник школы ХХI века должен:
Слайд 3у 60% первоклассников встречается несформированность речи;
преобладающее число младших школьников, неуспевающих
по русскому языку, испытывают специфические трудности в овладении письмом вследствие
речевых нарушений;
30% учащихся образовательных учреждений имеют семантическую дислексию (у них сформирована техника чтения, но они не понимают смысла чтения).
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья»
Слайд 4Вопросы:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть
свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать
стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Слайд 5Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся
начальной школы
Кто владеет информацией,
тот владеет Миром…
У. Черчилль
Слайд 6Цели проектной работы:
Познакомить с теоретическими аспектами технологии РКМЧП;
Раскрыть особенности построения
урока в технологии РКМЧП;
Разработать модель урока по технологии РКМЧП.
Определить
роль технологии РКМЧП в развитии ключевых компетенций младших школьников
Задачи проектной работы:
Слайд 8Критическое мышление –
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением
учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо,
то отказаться от собственных предубеждений.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Слайд 9Параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а
отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки
вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 10Идеи технологии РКМЧП
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир,
способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя –
быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием ключевых компетенций.
Слайд 11Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(по Л.Б.
Прокофьевой)
способствует формированию учебно-организационных компетенций:
работать с любыми текстами и систематизировать (графически
оформлять) текстовой материал;
ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
творчески интерпретировать имеющуюся информацию.
Слайд 12Глава 2. Методические приёмы, стратегии технологии РКМЧП
Слайд 13Базовая модель технологии РКМЧП
Вызов
Смысловая
(осмысление
содержания)
Рефлексия
Слайд 15Стадия вызова
1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по
ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.
Слайд 16Стадия осмысления
Методы активного чтения:
1. Инсерт. Маркировка с использованием значков «v»,
«+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
2.
Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
3. Толстые и тонкие вопросы.
4. Чтение с остановками.
Слайд 17Стадия рефлексии
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные
на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным
утверждениям.
3. Организация устных и письменных круглых столов.
4. Организация различных видов дискуссий.
5. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе, сочинение-рассуждение.
6. Исследования по отдельным вопросам темы.
7. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.
8. Ответы на поставленные вопросы.
Слайд 18Инсерт –
маркировка текста на полях значками по мере его
чтения.
Делает зримым процесс накопления информации
«V» – уже знал
«+» – новое
«-»
– думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы.
Слайд 19Инсерт
При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В первоначальные записи вносятся
изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем.
Слайд 20Чтение с остановками
Текст читается дозированно. После каждой
смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение
или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Слайд 21Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») –
выделение смысловых единиц текста и
графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка,
созвездия.
Слайд 22Эссе, сочинение-рассуждение
Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман
горбуна»)
Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»?
Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна»)
Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.
Слайд 23Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Слайд 24Алгоритм написания синквейна
Синквейн
Слайд 25
И.Бунин «Роман горбуна»
Горбун,
Одинокий,
ранимый,
Страдает, мечтает, ждёт.
Беспощаден кто-то к человеку.
Жизнь.
Александр Чукин
Л.Петрушевская «Как ангел»
Ангелина,
Непонятая и чистая,
Отталкивает, пугает, притягивает.
Лёгкий пух, подхваченный ветром.
Злодейка-судьба.
Юля Самойлова
Ангел,
Чистый и невинный,
Чувствует, бережёт и спасает.
Божественный дар —
Ветер.
Валерия Тарасова
Слайд 26Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу,
и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Слайд 28Образовательные результаты
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком
в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы,
самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
способность брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
Слайд 29самостоятельность,
коммуникативность,
толерантность,
мобильность,
умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
ответственность за собственный
выбор и результаты своей деятельности,
самореализоваться и социализироваться в современном мире.
Технология
РКМЧП на уроках в начальной школе помогает формировать в детях:
Слайд 30Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
способствует формированию ключевых
(базовых) компетентностей учащихся:
информационной
социокультурной
коммуникативной
Слайд 31Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(по Л.Б. Прокофьевой)
Решает задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.