Слайд 1Развитие внимания у детей школьного возраста
Слайд 2Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных
объектах.
Слайд 3ВНИМАНИЕ
Непроизвольное
Произвольное
Слайд 4Непроизвольное
Произвольное
Это внимание, не зависящая от воли человека. Например, резкий, неожиданный
сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Это внимание, которое сопровождается некоторыми
волевыми усилиями, направленными на объект.
Слайд 61) Объём
2) Концентрация
3) Распределение
4) Устойчивость
5) Переключение
Слайд 7Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания
младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием
расширения объема является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал. Объём внимания у школьников колеблется от 2 до 5 объектов.
Слайд 8Распределение внимания – свойство с которым связана возможность одновременного успешного
выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности.
Слайд 9Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Показателем концентрации является
“помехоустойчивость”, невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонним разражителем.
Слайд 10Устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте.
Слайд 11Переключение - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой
новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.
Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.
Слайд 15Для учителя проблема развития внимания детей является традиционной. Наиболее характерны
«невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-78 лет, т.е. первоклассников. Их
внимание ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении младшего школьного возраста происходят преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения внимания с объекта на объект. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Слайд 16Хорошо развитые и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения.
Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам.
Слайд 17Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания.
Слайд 18Успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания.
Слайд 19А обучение чтению связано с устойчивостью внимания.
Слайд 20Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьника по разным
учебным предметам.
Слайд 25Тест «Кольца»
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.
Слайд 27Тест «Корректурная проба»
Выявление скорости распределения внимания, его объема и устойчивости.
Слайд 29«S-ТЕСТ»
Определение скорости распределения и переключения внимания.
Слайд 31Тест «Текст с ошибками»
Определение уровня внимания при самостоятельной работе.
Слайд 32Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду
расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над
ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Слайд 34Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.
1) «Копировальщики» : школьникам предлагается без
ошибок переписать следующие строчки:
аммадда береюре аввамава
ессанессас деталлата
етальтаррс усокгата
енажлобы
клатимори лиддозока
миноцапримапавотил щонеркапридюра куфтироладзлоекун
Слайд 35Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.
2) Тест «Мюнстерберга» : среди буквенного
ряда спрятались слова.
слова, которые спрятались, выделены курсивом :
БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ
- среди
букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку :
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ (Под лежачий камень вода не течёт.)
Слайд 36Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.
3) «Шифровки» .
расшифровать слова:
ИАКБНИ
/Бианки/
КВАСЛАДО /Сладков/
УРЧШИНА /Чарушин/
КОВЫЛР
/Крылов/
Слайд 37Каждой руке - своё дело
Детей просят левой рукой медленно перелистывать
в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а
правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Слайд 38Счет с помехой
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно
записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит
2, пишет 19 и т.д.
Слайд 39Распределение цифр в определенном порядке
В левой таблице расположены 25 цифр
от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания
в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.