Слайд 1Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре
Роль универсальных учебных действий в системе
современного общего среднего образования
Слайд 2Ключевые компетентности
математическая
коммуникативная (языковая)
информационная
автономизационная
социальная продуктивная
нравственная
Слайд 3 Запрос
информационного общества
Нужен
человек обучаемый,
способный самостоятельно учиться
и многократно переучиваться
в течение
постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений
Слайд 4Проблема
самостоятельного успешного усвоения
учащимися новых знаний,
умений и компетенций, включая умение учиться
Пути
решения проблемы: формирование универсальных учебных действий
Слайд 5Универсальные учебные действия
УУД - это обобщенные
действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 6Универсальность УУД
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат
в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
Слайд 7Основные функции УУД
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания
Слайд 8
Теоретико-методологическое
обоснование формирования УУД:
системно-деятельностный
культурно-
исторический подход, базирующийся
на
положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
Психолого-педагогическая платформа: развитие личности в системе образования
Слайд 9Универсальные учебные действия
Слайд 10Овладение учащимися универсальными учебными действиями
происходит
в контексте разных учебных
предметов
Слайд 11Роль учителя в формировании УУД
подбор содержания, конкретный набор наиболее эффективных
учебных заданий (в рамках каждой предметной области),
определение планируемых результатов,
использование учителем современных образовательных технологий
Слайд 12Главные выводы:
1.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему
2. Развитие
системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной
и познавательной сфер ребёнка
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться»
4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения
5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя
6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием