Слайд 1Школьный конфликт:
учитель-ученик.
Определение конфликта.
Классификация школьных конфликтов.
Основные причины возникновения конфликтов.
Слайд 2Что такое КОНФЛИКТ?
Конфликт – это напряженное
столкновение.
Не случайно в английском языке один из синонимов слова conflict – слово clash, имеющее также значение «гул, лязг, звон» – звуки сражения на мечах. Таким образом, сама суть конфликта – в остроте несовпадения взглядов, позиций, принципов.
Слайд 32. Классификация школьных конфликтов.
Школьные конфликты очень разнообразны и почти
не поддаются классификации. Очень трудно найти критерии, по которым их
можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.
Слайд 4 Школьные конфликты можно разделить на две большие группы:
учебные
воспитательные
Одни возникают на образовательной базе, другие -на основе воспитания.
Слайд 5Типология школьного конфликта
Существует пять основных групп школьных конфликтов:
–
между детьми – как внутривозрастные, так и межвозрастные;
–
между детьми и учителями;
– между учителями и родителями;
– межучительские – конфликты в самом педагогическом коллективе;
– конфликты между педагогами и администрацией.
И наконец, конфликты внутри родительского сообщества, межродительские. Это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты.
Слайд 6Конфликтные ситуации возникают как у молодых, так и у опытных
учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде. Важно
помнить, что, если ученик - по отношению к учителю бросил вызов, значит, у него есть на это потребность (правда, пока непонятно для нас и чаще всего не относящаяся напрямую к личности учителя). Но каждая конфликтная ситуация - это сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива, на который необходимо отреагировать. Причем всякое негуманное действие учителя вызовет только противодействие.
Слайд 73. Основные причины возникновения конфликтов.
Как развиваются конфликты? Какие причины ведут
к возникновению конфликтов типа: "ученик-учитель" и "воспитатель-воспитанник", учитель-класс", "воспитатель-группа"?
Причин здесь очень много. При этом нужно учитывать и степень воспитанности ученика на момент конфликта, и его интеллектуальный уровень, и характер взаимоотношений в группе, и степень сформированности и организованности группы, и общественное мнение, и климат, сложившийся в школе, и единство действий педагогов, и стиль руководства педагога, и многое другое.
Слайд 8Отсутствие единства требований у педагогов.
Один требует
одно, другой - другое, третий -вообще ничего не требует. В
такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется.
Слишком большое количество требований.
Они буквально обрушиваются на ребенка, он не успевает их выполнять, в результате - нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Другой отрицательной стороной большого количества требований является то, что в них запутывается сам педагог, применяя их эпизодически. Это нервирует ребенка.
Основными причинами возникновения конфликтов являются
Слайд 9Предъявляемые требования к учащимся самим педагогом.
Требует не опаздывать на
урок - сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные
требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства педагогом класса.
Игнорирование педагогом моральных и деловых качеств ученика.
Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство или же, пытаясь хотя бы этим обратить внимание педагога.
Слайд 10Расхождения оценки ученика классом и учителем.
В глазах учителя он
выглядит хулиганом и хамом, в глазах класса - благородным разбойником,
честным и правдивым.
Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами также является причиной конфликта.
Неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, почувствовать то, что думает ученик, и прочувствовать состояние ученика.
Слайд 11Следует помнить, что перечисленные причины не обязательно всегда ведут к
конфликтной ситуации. Все зависит от степени сформированности коллектива класса и
школы. Чем ниже по уровню развития коллектив, тем больше возможность к конфликту, причем в низких по уровню организации коллективах к конфликту ведут одни причины, а в высоко организованном коллективе - другие.
Слайд 12Один из опытных директоров школ как-то сказал:
"Положительные находки в работе
забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю
жизнь".
Поэтому важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой.