Слайд 1Синдром эмоционального выгорания педагогов
Автор :
педагог-психолог высшей
квалификационной категории
Тазина Наталия Серафимовна
г.Саров 2011г.
эмоционального
выгорания -
Это
долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.
Слайд 3Основные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию
Внешние:
хроническая напряженная эмоциональная деятельность;
повышенная ответственность;
неблагополучная атмосфера
профессиональной деятельности;
психологически трудный контингент;
-небольшая оплата труда;
отсутствие выходных, интересов вне работы.
Внутренние:
повышенная
впечатлительность и чувствительность;
высокий самоконтроль;
волевое подавление отрицательных эмоций;
склонность к повышенной тревоги;
постоянный анализ мотивов своего поведения.
Слайд 4Стрессы современного человека
Культурный стресс
Когда естественная реакция запрещена нормами трудовой этики
и культурными традициями, сложившимися в обществе.
2. Информационный стресс
Когда человек не
успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп.
3. Эмоциональный стресс
Возникает в процессе общения, в ответ на обиды и разногласия в коллективе.
4. Стресс бездеятельности
Когда человеку настроенному на активное действие нечего делать, когда он не умеет правильно отдыхать.
Симптомы эмоционального
выгорания:
- физические (усталость, утомление,
истощение, изменение веса, плохой сон,
одышка, головные боли, болезни
сердечно-сосудистой системы;
- эмоциональные (пессимизм,
- безразличие, агрессивность, раздражительность, преобладает чувство одиночества, потеря надежд и перспектив;
- поведенческие (безразличие к еде, появляется желание отдохнуть, оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств);
- интеллектуальные (падение интереса к новым идеям в работе, скука, апатия, тоска, формальное выполнение работы, малое участие в коллективных делах);
- социальные (низкая активность, падение интереса к досугу, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Слайд 6В 2009-2010 учебном году было проведено анонимное анкетирование
В нем
приняли участие 29 человек.
Слайд 7ПЕРВАЯ СТАДИЯ
профессионального выгорания
Снижение самооценки.
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая
отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности,
неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Слайд 8ВТОРАЯ СТАДИЯ
профессионального выгорания
Одиночество .
- возникают недоразумения с учениками и
родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить
о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания,
не в состоянии установить нормальный контакт
с людьми.
Слайд 9ТРЕТЬЯ СТАДИЯ
профессионального выгорания
Эмоциональное истощение, соматизация.
притупляются представления о ценностях жизни,
человек становится равнодушным ко всему;
глаза теряют блеск интереса к чему
бы то ни было.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие
эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим
недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному
артериальному давлению, синдрому хронической усталости
Слайд 10Тест на стрессоустойчивость
3 – очень часто
2 – время от времени
1
– редко
0 – никогда
Слайд 11Часть 2
3 — в большой степени,
2 — в небольшой
степени,
1 — незначительно,
0 — не свойственно.
Нервозность
3 2 1 0
Ухудшение самочувствия 3 2 1 0
Ухудшение результатов своей деятельности 3 2 1 0
Понижение работоспособности 3 2 1 0
Появление нехарактерных ошибок 3 2 1 0
Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) 3 2 1 0
Изменение обычной, привычной позы 3 2 10
Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) 3 2 10
Изменения в речи 3 2 1 0
Ухудшение памяти (что-то забываю) 3 2 1 0
Ухудшение внимания (невнимательность) 3 2 1 0
Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) 3 2 1 0
Слайд 12Обработка результатов
Подсчитайте суммарный показатель по
двум частям методики и
сравните
результаты с критериями теста:
0–35 баллов — высокая стрессоустойчивость;
36–70 баллов — средняя стрессоустойчивость;
71–105 баллов — низкая стрессоустойчивость.
Слайд 13Практический блок
Профилактика стресса
Средства и методы борьбы со стрессом:
арт-терапия; визуализация;
музыкотерапия;
соблюдение психогигиены (настрой на позитив, умение обращать на 95% плюсов,
переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание на рабочем месте уюта, распределение своих нагрузок);
саморегуляция;
уход от ненужной конкуренции;
эмоциональное общение;
поддерживание физической формы.
Слайд 14Физиологическая саморегуляция
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это
мышечный зажим.
Мышечный зажим – остаточное явление
напряжения, появившееся из-за
отрицательных
эмоций и нереализованных желаний.
«мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать,
то есть снимать стресс.
Слайд 15Упражнение «Спать хочется»
Представьте себе, что вам очень хочется спать и
ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое.
Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте.
Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).
Слайд 16Упражнение «Не урони вазу»
- Представьте себе, что вы несете
тяжелую вазу с
большим букетом. Чтобы не уронить вазу и
не
испортить букет, руки у вас вытянуты вперед.
Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки
напрягаются.
- Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше
напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в
таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены
руки от кончиков пальцев до самых плеч.
- Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на
колени. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям
Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые.
(Упражнение выполняется 2 раза).
Слайд 18«Продукты счастья»
Фрукты.
Кисло-сладкий вкус фруктов
рождает бурю положительных эмоций, а витамин-С защищает
организм, повышая его сопротивляемость болезням.
Слайд 19Овощи
Они богаты
витаминно-минеральном
составом.
Содержат:
каротин,
витамины
А и Е,
магний, йод, железо, медь, кальций.
Лечат исстрадавшуюся душу.
В них есть серотонин - гормон счастья,
и тирамин - органическое соединение,
которое превращается в серотонин в
организме.
Благодаря этому улучшается настроение,
а в стрессовых ситуациях
работают как антидепрессанты.
Слайд 20Рыба и мясо.
Содержат
большое количество
витаминов
B6 и B12,
которые помогают
справиться со стрессом,
и защищают
сердечно-сосудистую
систему. стимулируют
выработку «гормона счастья»
серотонина.
Слайд 24ЦВЕТ ПИЩИ :
ПОЛЬЗА ДЛЯ ОРГАНИЗМА