Слайд 1СЛОВЕСНОСТЬ
обращение
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ГРУППА
Преподаватель:
Т.В. Гаммершмидт,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
Слайд 2ОБРАЩЕНИЕ-
это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему)
обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета
или явления. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией:
А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь...
(А. Чехов);
Дай, Джим, на счастье лапу мне... (С. Есенин);
Кто, волны, вас остановил? (А. Пушкин).
Слайд 3Обращение
Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения
с другими словами и не является членом предложения. Оно может
занимать в предложении любое место:
О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов);
Полюбите, дети, труд (В. Маяковский);
Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин).
Слайд 4Обращение
Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А.
Пушкин).
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может
быть введено несколько обращений:
Слайд 5Обращение
Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое
обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения.
Например:
Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов).
Слайд 6Обращение
Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для
выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к
адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием.
Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными.
Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О.
Слайд 7Задание № 1
Выполнить следующие задания:
Прочитайте параграф 29 в учебнике С.Г.
Бархударова «Русский язык», 8кл. на стр.124, запишите в тетрадь, что
нового узнали. Обратите внимание на примечание.
2. Упражнение № 260 выполните письменно по заданию.
Составьте диалог с обращениями и запишите его в тетрадь.
Слайд 8Задание № 2
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя
пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся
авторское отношение через обращение?
К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу.
(С. Орлов.)
Слайд 9Задание № 2
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя
пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся
авторское отношение через обращение?
Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.ливая мать! Я пойду за д.рожным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.)
Слайд 10Проверка выполнения задания
Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.
Прочитайте со знаками
препинания и объясните их постановку.
В каких случаях обращение только называет
предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
Слайд 11Проверь себя!
Обращения “метель”, “мороз”, “ветер” только называют предмет, к которому
обращаются с речью, а обращения “колокольчики мои”, “цветики степные”, “тёмно-голубые”,
“родная”, “о моя терпеливая мать” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.
Слайд 12Использование обращений в эпистолярном жанре
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения.
Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?
Милая и
родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок!
Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…
Я крепко целую тебя, моя родная…
(Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)
Слайд 13Проверь себя!
Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая,
любимая; мама, дружок, голубка.
Слайд 14Задание № 3
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение
авторов писем к адресату передают обращения?
Дорогая мамочка!
…Я верю в
нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…
Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…
(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)
Слайд 15Проверь себя!
Дорогая мамочка, моя ненаглядная -распространённые обращения.
Слайд 16Проверка выполнения задания
Прочитайте выразительно отрывки из писем.
Охарактеризуйте обращения, использованные авторами
в письмах к матери.
Какое отношение к адресату передают данные обращения?
Слайд 17Проверь себя!
Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С.
Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал
писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.
Чему учат нас эти письма?
Слайд 18Обращения в официально-деловом стиле
Прочитайте и отметьте в письме А.
С. Пушкина А. Х. Бенкендорфу слова, обороты речи, уместные и
в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.
Милостливый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно
было через Ваше сиятельство
дозволить мне печатать “Историю
Пугачёва” в одной из типографий,
зависящих от его
высокопревосходительства М. М.
Сперанского: осмелюсь
прибегнуть к Вашему сиятельству
с покорнейшею просьбою дать
знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и
совершенной преданностию честь
имею быть милостливый государь,
Вашего сиятельства покорнейший
слуга Александр Пушкин.
- Что необычное в тексте официального письма вы заметили?
Слайд 19Проверь себя!
Уместные:
в одной из типографий
зависящих от
Неуместные:
милостливый государь
угодно
было дозволить
Ваше сиятельство
его высокопревосходительства
осмелюсь прибегнуть
с покорнейшею просьбою
дать знать о том
с
глубочайшим почтением
с совершеннейшей преданностию
честь имею
быть покорнейший слуга
Слайд 20Обращения в публицистическом стиле
Обращение может быть использовано в текстах
публицистического стиля.
Придумайте названия статей для школьной газеты с использованием обращений.
Запишите названия.
Слайд 21Задание № 3
Найдите в изучаемом сегодня тексте произведения предложения с
обращениями
(не менее 5).
Запишите в тетрадь. Сделайте анализ предложений.
Какую роль играют обращения в данных предложениях?