Слайд 1Создание толерантной среды для формирования
коммуникативных навыков
младших школьников
средствами
проектной
деятельности
Из опыта работы
учителя МОАУ СОШ №56
города Кирова
Верещагиной Любови Витальевны
Слайд 2Изменения в век информационных технологий касаются самих способов нашей жизни
и работы, растущего понимания взаимозависимости в окружающем мире
Проблемы образования:
Передача фактической
информации
Декларативная форма ценностных утверждений
Учебный процесс не ориентирован на получение школьниками опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан общества
Ученики узнают о законах и правилах поведения в форме моральных наставлений.
От учеников не требуют активного действия, решения постоянно возникающих проблем общения
Слайд 3Классификация учебных групп
Эффективность учебного процесса через общение в
группах рассматривается в сравнении с эффективностью индивидуальной работы школьников
ПСЕВДОГРУППЫ
ТРАДИЦИОННЫЕ ГРУППЫ
ЭФФЕКТИВНЫЕ
ГРУППЫ
ДРУЖНЫЕ КОМАНДЫ
Слайд 4Псевдогруппы
Участники:
не имеют желания работать вместе
не видят в групповой работе нужды
не
стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу
делают вид,
что работают вместе
стараются увильнуть от работы, переложить ее на партнеров
Учебная работа затруднена,
а ее результаты ниже, чем при
индивидуальной работе
Слайд 5
Традиционные группы
Участники:
не видят в групповой работе необходимости
задачи не требуют
для своего решения коллективных усилий
обмениваются информацией на этапе прояснения
задания, а затем работают индивидуально
Учитель:
оценивает достижения только индивидуально,
коллективная оценка отсутствует
не обращает внимания на развитие умений работать вместе
не проводит анализ эффективности совместной работы
Эффективность сравнима
с эффективностью
индивидуальной работы
Слайд 6Эффективные группы
Ученики:
ощущают необходимость работать вместе
активно и сознательно вступают
в кооперацию друг с другом
чувствуют ответственность за успех своих товарищей
и группы в целом
выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом
осваивают умения совместной работы
фиксируют внимание на средствах решения академической задачи и на средствах кооперации
анализируют успешность своей деятельности
Позволят достигать
более высоких учебных результатов
по сравнению с индивидуальной работой
Слайд 7Дружные команды
аналогична эффективной группе, однако кооперация ее участников переходит
в полноценное сотрудничество
уровень взаимного доверия и поддержки выше
цели существенно
важны для ее участников
Способна справиться с задачами, которые недоступны ни одному из ее членов порознь
Слайд 9Учебное проектирование
Самостоятельность учеников,
Деятельностная основа организационной формы
Нацеленность на
освоение способов действий и деятельностей
Слайд 10Специальное обучение
навыкам групповой работы
Проблема несоответствия объема
рабочего задания и времени, отведенного на его выполнение выводит учеников
на необходимость объединении в группы и распределении работы
между членами группы
Слайд 11Сменяемый
руководитель группы
Проблема лидерства в группе решается детьми в возможности
исполнять роль руководителя на договорной основе
Слайд 12Постоянный контроль учителем
Своевременно замеченный и локализованный учителем конфликт обеспечивают
положительную взаимосвязь членов группы
Слайд 13Положительная взаимосвязь
К пониманию необходимости введения и соблюдения принципов
работы эффективной группы дети приходят самостоятельно, хотя и не бесконфликтно.
Слайд 14Опыт разрешения конфликтов
Случаи столкновения характеров, темпераментов, предпочтений и амбиций становятся
прививкой против конфликтов в повседневном общении
Слайд 15Фиксированный индивидуальный контроль
Обязательная отметка соответствия выполненной операции намеченному плану
развивает задатки руководителя, пусть и над самим собой
Слайд 16Взаимоконтроль
Дети спокойнее принимают контроль со стороны одноклассников, понимая, какое
это нелегкое дело – контролировать
Слайд 17Рефлексия
Важно научить детей умению презентовать и анализировать результаты коллективного труда
Слайд 18Презентация
Выставка коллекций учеников класса – опыт практической презентации личностно
значимой работы.
Составление аннотации к коллекции – опыт рефлексии
индивидуальных ресурсов.
Слайд 19Личная заинтересованность
Поверив в свои организаторские возможности, ученики стремятся использовать полученные
навыки во внеурочной деятельности
Слайд 20Опыт самоуправления
На первом этапе самоуправление воспринимается учениками как игра
и она не должна быть долговременной
Слайд 21Опыт практической деятельности
Цель:
подготовка и проведение
новогоднего праздника в санатории
Задачи:
Оформить комнаты
Подготовить и презентовать экологический костюм
Подготовить
и провести концерт для отдыхающих
Слайд 22Оформление комнат
Составить эскиз оформления.
Определить материальные ресурсы
Распределить подготовку материальных ресурсов
Проконтролировать доставку
ресурсов в санаторий
Оформить комнату в соответствии с эскизом
Презентовать оформление комнаты
Слайд 23Презентация
экологического костюма
Продумать создаваемый образ
Продумать ресурсы для его изготовления
Изготовить костюм
из бросовых материалов
Продумать презентацию образа
Подобрать музыкальное сопровождение презентации образа
Проконтролировать доставку
ресурсов и костюма в санаторий
Презентовать костюм
Слайд 24Концерт для отдыхающих
Подготовить индивидуальный, парный или групповой концертный номер
Подобрать музыкальное
сопровождение номера
Продумать концертные костюмы и реквизит
Составить программу последовательности номеров в
концерте
Распределить подготовку ресурсов номера
Проконтролировать доставку ресурсов в санаторий
Показать свой номер на концерте
Слайд 25Рады познакомиться
г. Киров
Октябрьский проспект д. 21
МАОУ СОШ №56
3В класс
Слайд 26Информационные ресурсы
Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова
«Проектная деятельность» методическое
пособие
ИПЦ «Маска» Москва 2009
Л.И. Семина
«Учитель и ученик: возможность
диалога и понимания»
Москва «БОНФИ»2002