Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
Порецкая средняя общеобразовательная школа
С. Поречье
Можайского района
Универсальные учебные действия – формирование и
развитие на уроке математики посредством применения современных технологий»
Слайд 2
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший
учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,
мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он—совершенный учитель.
(Л.Н. Толстой)
Слайд 3Если вы спросите, в чем польза образования, ответ будет прост:
образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают
благородные поступки.
Платон
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Образование – процесс, способствующий формированию личности, обладающей приемлемой для себя и общества системой ценностей
Слайд 4
Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе
умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются.
Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.
Слайд 5
Актуальность заключается в том, что умение учиться, составляющее основу
личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир,
ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением. К сожалению, как показывает анализ результатов итогового тестирования учащихся 9, 11 классов за несколько лет, многие выпускники школ не только не обладают данными качествами, но и слабо подготовлены к сдаче ЕГЭ по математике, а значит, и к поступлению в высшие учебные заведения, и к успешному продолжению образования в вузах.
Слайд 6Универсальные учебные действия
Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание
в действии» (А.Г.Асмолов).
Компетентность – «компетенции в действии» (А.В.Баранников).
УУД
– способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Ученик – главная действующая фигура образовательного процесса
(И.С.Якиманская)
Слайд 7
Уже много лет преподавая курс математики в школе, я пришла
к выводу, что именно математика в ряду других учебных дисциплин
занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, ведь она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
Исходя из определения , значение универсальных учебных действий можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения
проблем.
Слайд 8
Универсальные учебные действия - это
умения:
ставить цель;
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, планировать, анализировать, рефлексировать,
давать самооценку познавательной деятельности;
решать учебно - познавательные проблемы;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным критериям; устанавливать причинно - следственные связи;
самостоятельно выполнять различные творческие работы,
участвовать в проектной деятельности;
Слайд 9
Виды УУД
Личностный
Регулятивный
Познавательный
Коммуникативный
Слайд 10
Обеспечивая формирование универсальных учебных
действий я опиралась на принципы:
1. Принцип актуализации межпредметных основ
содержания образования.
Определение учебно-познавательной компетентности как ключевой, предполагает, что она относится в целом к общему содержанию образования, ко многим социальным сферам, обладает определенной универсальностью
2. Принцип личностной ориентации содержания образования предполагает направленность на индивидуализацию образования учащихся с учетом их интересов и склонностей.
3. Принцип усиления методологической составляющей содержания образования направлен на обеспечение универсальности и концептуального характера получаемых знаний, изучения основных теорий, законов, принципов, понятий, возможности самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях.
Слайд 114. Принцип обеспечения практической ориентации общего среднего образования предполагает формирование
готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения, навыки в реальной жизни
для решения практических задач.
5. Принцип усиления содержания образования деятельностного компонента требует определения основных видов и способов учебной деятельности, связанных не только с конкретными образовательными областями, отдельными предметами, из разделами, но и универсальных для многих школьных предметов способов приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. так называемых общеучебных умений.
Слайд 12Регулятивные учебные действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Слайд 13Познавательные учебные действия
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Постановка и решение проблемы
Слайд 14Для формирования учебно - познавательной
компетенции на уроках математики я применяю технологии в зависимости
от типа урока :
Слайд 15Значение универсальных действий для успешности обучения в начальной школе
Слайд 16Для формирования универсальных учебных дейсвий на
уроках математики я выделила 4 этапа
1-этап - вводно -мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы.(используется технолгия проблемного обучения)
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
Слайд 17
3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов
на этом этапе - организация деятельности
учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами , приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
Слайд 18Таким образом, можно говорить о том, что формирование универсальных учебных
действий осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.
Один из
приемов, которым я пользуюсь в своей работе, - это применение схем и знаковых моделей учебного материала(технология Шаталова В.Ф ) На первом уроке перед началом изучения любой большой темы ученик получает логико- смысловую схему изучения нового материала, где изображены основные разделы темы и связи между ними. Это помогает ученику понять логику изучения всей темы и систематизировать свои знания.
В результате этого я добиваюсь следующего : учащиеся видят, что деятельность учителя спланирована вперед;
по этой схеме ученик учиться ставить цель, учиться планировать свою работу;
учащиеся вкратце знакомятся с содержанием большой темы, с терминами, которые им предстоит усвоить;
учащиеся узнают, что все части большой темы связаны между собой и последовательность и не случайна, а обусловлена этими связями;
Ученик по этой схеме может самостоятельно, с помощью учебника, изучить материал, и если он пропустил урок, то он понимает, какой раздел необходимо изучить самому.
Слайд 19Работа с таблицами, схемами
требует умения анализировать и обобщать, и в
результате этого знания учащихся становятся осмысленными и системными.
Применение ИКТ на
уроках для меня стало средством формирования универсальных учебных дейсвий
Основные черты урока с применением ЦОР:
1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономится и целесообразно расходуется время урока.
Мною выбрана следующая технологическая схема урока:
контроль опорных знаний, умений, навыков (8 мин.);
постановка целей, усвоение новых знаний (20 мин.);
закрепление полученных знаний (15 мин.);
домашнее задание (2 мин.);
Слайд 20Иногда на уроках используются элементы
игровой технологии.
В подростковом возрасте наблюдается
потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное
развитие воображения, фантазии. Пытаюсь использовать это при проведении дидактических игр на некоторых уроках, особенно в 5-9 классе.
Например, игра «Математическая рыбалка» « Своя игра» при проведении устной работы или «Математическая эстафета» при решении квадратных уравнений различного вида.
Слайд 21Вывод:
с применением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий с
применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес
учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога) уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом.
И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношениями между учителем и учениками и многим другим.
Слайд 22 Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Слайд 23Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех
видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных
Основным средством формирования УУД
в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Слайд 24
Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют
у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную
систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Слайд 25Приёмы формирования коммуникативных УД
Давать учащимся время на обдумывание их
ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ
их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Слайд 26
1.Личностные универсальные учебные действия
– идентифицировать себя с принадлежностью к народу,
стране, государству;
– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других
народов;
– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,помощь и др.
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий
К концу обучения младшего школьника в Школе определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Слайд 271. Личностные универсальные учебные действия, отражающиеотношение к учебной деятельности:
–
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
– выражать
положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Слайд 281. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок
учебной деятельности
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
– анализировать собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Слайд 29Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы
познания окружающего мира по его целям(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
–
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
фиксировать их результаты;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
Сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Слайд 30Познавательные универсальные учебные действия,
формирующие умственные операции
сравнивать различные объекты: выделять
из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
Сопоставлять
характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Слайд 31. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
-
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
- составлять план простого эксперимента;
– выбирать
решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Слайд 32Коммуникативные универсальные учебные действия,
отражающие умения участвовать в учебном диалоге и
строить монологические высказывания
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого
этикета;
– различать особенности диалогической и монологической речи;
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя
информацию, полученную из разных источников
Слайд 33Подходы к измерению эффективности образования
Определение достижений учащихся относительно общих средних
норм освоения учебной предметной программы
(успеваемость)
Определение систематической «дельты» - личного приращения
индивидуальных способностей на материале учебных программ
(личный успех)
Слайд 34Формула успеха:
Увлеченность + видение + действие = успеху
Если
у тебя есть увлеченность плюс видение, но нет действия –
Ты – пустой мечтатель
Если у тебя есть видение плюс действие, но нет увлеченности –
Ты – посредственность
Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет правильного видения –
Ты достигнешь цели, но поймешь, что она ошибочна
Слайд 35Список литературы
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (содержит текст федерального государственного образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
Сайт издательства Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi