Слайд 1Уровни сформированности
учебной деятельности
и активные формы обучения.
Слайд 2В современном мире человек должен уметь творчески решать задачи, самостоятельно
критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение
других людей, систематически и непрерывно обновлять и пополнять знания путем самообразования.
Самым важным требованием к такому результату образования является сформированность учебно-познавательной деятельности. Правильно организованная учебная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа.
Слайд 3
В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика
в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом,
активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.
Слайд 4Показателем самостоятельности мышления является степень включенности учащихся в самостоятельную работу
без специальных мер стимулирования. Однако по данным наблюдений у 7-классников,
например, активно включаются в работу только 40% учащихся, к старшим классам данный показатель снижается.
Слайд 5Ведущим показателем самостоятельности является умение учащегося выполнять самостоятельную работу без
помощи учителя в отведенное время. Наблюдения показывают, что половина учащихся
без подсказки, без наводящих указаний учителя с работой в срок не справляется.
Несформированность специальных и общеучебных умений и навыков тормозит выполнение самостоятельной работы.
При этом замечено, что 80% учащихся недостаточно владеют навыками грамотно сформировать свою точку зрения, отстаивать её и критически подходить к фактам.
Слайд 6К такому состоянию приводят следующие обстоятельства:
- учащимся не всегда понятна
цель их деятельности
- не формулируются цели вместе с учащимися, учитывая
интересы и потребности
- отсутствует мотивация деятельности
- не происходит сдвига на цель.
В результате более 40% учащихся остаются на уроке пассивными.
Успешность учебно-познавательной деятельности во многом зависит от уровня сформированности общеучебных умений и навыков, главными из которых являются: планирование, контроль и умение работать по времени.
Слайд 7Педагогическая наука и практика характеризуют современную отечественную систему образования
как
кризисную, связанную с кризисом общества.
Наряду
с этим наблюдается развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в области образования с целью создания такой системы обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, и этот процесс затрагивает все ее компоненты:
цели,
содержание,
методы,
формы и средства обучения.
Однако в своей основе методическая система обучения остается традиционно ориентированной на деятельность учителя
Слайд 8Усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи
ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им
полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности). Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности – развитие ученика, качественные изменения в его психике. Чтобы научить учащихся учиться, надо дать им знания того, как рационально организовать и осуществить свою учебную деятельность и предоставить возможность применить эти знания на практике.
Слайд 9Специальные исследования показывают, что уровень усвоения знаний напрямую зависит от
уровня сформированности учебной деятельности, и их сочетание можно назвать уровнем
учебной деятельности. Они показаны в таблице; при этом названия уровней взяты такие, которые используются сейчас в образовательных стандартах и практике обучения.
Слайд 11Таким образом, в этом делении по уровням:
-учащиеся нулевого уровня
не умеют учиться и не усваивают материал никаким другим способом;
-учащиеся первого уровня тоже не умеют учиться, но стихийно, по ходу изучения материала и решения задач, запоминают отдельные (как правило, частные) приемы учебной деятельности, которые остаются для них недостаточно осознанными и необобщенными, а поэтому ограниченными в применении; усвоение и запоминание материала формальное, часто достигается зубрежкой;
-учащиеся второго уровня обращают внимание на способы решения учебных задач в конкретных ситуациях, стараются их понять, запомнить и использовать в готовом виде, но не обобщают;
-учащиеся третьего уровня стараются научиться учиться осознанно и рационально, достигают умения переносить усвоенные обобщенные приемы в новые ситуации;
-учащиеся четвертого уровня не только самостоятельно применяют усвоенные приемы деятельности (часто в свернутом виде), но и умеют самостоятельно обобщить их, составить новые приемы решения незнакомых и нестандартных задач.
Слайд 12Специальные исследования показывают, что несформированность умений и навыков учебной деятельности
является одной из причин неумения мыслить, а это ведет к
перегрузке учащихся, неуспеваемости, нежеланию учиться. Результатом неумения учиться является лень; задержки в развитии психики, обостряющиеся в условиях совместного влияния таких неблагоприятных факторов, как рост заболеваемости, увеличение объема изучаемого материала по годам обучения; преступность несовершеннолетних и другие явления.
Слайд 13Ученик развивается, участвуя в таких видах деятельности, как игровая, познавательная,
трудовая, в общении. В условиях школы процесс развития личности идет,
прежде всего, на учебном занятии и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. Именно правильно выбранная педагогическая цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности (УПД) школьников.
Слайд 14И все это облекается в более крупную форму, которую принято
называть учебным занятием. В практике школ сложились такие их формы:
урок, лекция, семинар, зачет, коллоквиум, консультация, экскурсия и др. Однако, несмотря на многообразие форм проведения учебных занятий, они имеют много общего.
Слайд 15Во-первых, в любом учебном занятии есть цель, конкретное содержание, отобранное
под нее, методы и формы УПД, выбранные в соответствии с
содержанием и целью. Во-вторых, любое учебное занятие как организационная форма имеет структуру, т. е. состоит из отдельных частей (этапов), взаимосвязанных между собой. В-третьих, любое учебное занятие строится в соответствующей логике, зависящей от его цели и типа.
Слайд 16Выявленные сходства дают нам основания сгруппировать разные виды учебных занятий
на основе единства педагогических целей. Мы выделяем пять типов учебных
занятий:
урок изучения новых знаний - лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум -имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний;
урок закрепления знаний- практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация- имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению;
Слайд 17урок обобщения и систематизации знаний- семинар, конференция- имеют своей целью
обобщение единичных знаний в систему;
урок контроля, оценки в коррекции знаний-
коллоквиум, зачет, общественный смотр знаний, рефлексивный тренинг- имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку каждым учеником своей деятельности, ее результатов и себя в ней.
урок комплексного применения знаний- практикум, лабораторная работа, семинар- имеют своей целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия;
Слайд 18Мы видим, что, во-первых, разные виды учебных занятий входят в
состав разных типов обучения, так как определяется целью учебного занятия
и, во-вторых, все формы учебных занятий взаимосвязаны между собой логикой усвоения знаний: от восприятия до комплексного применения, обобщения, систематизации и оценки.
Слайд 19Одна из целей обучения — дать учащимся прочные знания. Прочность
зависит от того, как был организован процесс обучения в целом
и в том числе процесс запоминания. Установлено, что оно зависит от следующих факторов:
- от уровня сформированности познавательных мотивов;
- от характера и качества преподавания;
- от уровня познавательной активности учащихся;
— от установки учителя на запоминание существенного..
Слайд 20Учение — это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя
состоит в том, чтобы включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую
формирование и развитие познавательных потребностей (желание познать), переходящих в их осознание — познавательные мотивы.
Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, в которой протекает этот процесс, выглядит так:
Слайд 21П (потребность) —> М (мотив) — Ц (цель) — Д
(действие).
Однако следует добавить еще R -(рефлексию), ибо без осознания
и оценки результата и самой деятельности, выявления ошибок и их причин, она не обеспечит требуемый уровень достижения цели. Одновременно с этим нельзя отрицать и рефлексию в процессе формирования потребности, мотива и действия.
Слайд 22Понятие форм организации процесса обучения
Осуществление обучения требует знания и умелого
использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы
организации обучения», какова их сущность?
Форма обучения, как дидактическая категория, обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Слайд 23Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически
оснащённую
систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.
Слайд 24 Общие формы учебной работы учащихся
На протяжении длительного времени в
педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на:
Общеклассные
или фронтальные учебные занятия;
Групповые;
Индивидуальные.
Слайд 25Фронтальная форма обучения - это
управление учебной деятельностью всего класса при
его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.
Слайд 26Групповая форма обучения -
сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с
менее жёстким контролем учителя:
Звеньевые
Бригадные
Кооперированно-групповые
Дифференцированно-групповые.
Слайд 27Конкретные формы организации обучения.
Формирование знаний – лекция, конференция, экскурсия, предваряющая
консультация.
Закрепление и систематизация знаний-
семинар, заключительная конференция, экскурсия
Формирование умений и навыков-
учебно-практическое
занятие, практическое занятие, практикум
Повторение и систематизация знаний-
обзорная лекция, конференция, экскурсия, консультация
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков- зачёт, собеседование, учебно-практическое занятие, экзамен, олимпиада, практикум.
Слайд 28Функции форм обучения:
Обучающе-образовательная
Воспитательная
Организационная
Психологическая
Развивающая
Интегрирующее - дифференцирующая
Систематизирующая и структурирующая
Комплексирующая и координирующая
Стимулирующая
Слайд 29Спасибо за внимание
Творческих Вам
успехов!