Слайд 1Взаимодействие ДОУ
с родителями воспитанников
в рамках ФГОС
Слайд 3ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
ФГОС утвержден
17.10.2013 г., вступает в силу с 01.01.2014 г
ФГОС разработан на
основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка
Слайд 4ФГОС дошкольного образования
Одни из основных принципов дошкольного образования:
сотрудничество
Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 5 В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и
степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Слайд 6
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей)
и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Слайд 7Взаимодействие может рассматриваться как:
особый вид совместной деятельности (Х. И. Лийметс),
как способ организации деятельности (А. С. Самусевич),
как особый тип отношений
субъектов;
как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Радионова Н.Ф.).
Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.
Слайд 9Задачи взаимодействия ДОУ с родителями
Слайд 10Проблемы взаимодействия семьи
и детского сада
пассивность родителей, безразличное отношение
к своему ребенку,
чрезмерная занятость родителей,
недоверие родителей
к педагогам, нежелание идти на контакт,
агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
Слайд 11Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ
Слайд 12Информационно-аналитические формы
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями
являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,
об общекультурном уровне его родителей. О наличии у них необходимых педагогических знаний; об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.
Слайд 13
Познавательные формы
Призваны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, а значит, способствовать
изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать
рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. Рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
Слайд 14Досуговые формы
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения
между родителями и детьми.
Слайд 15Наглядно-информационные формы
Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и
методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать
деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.
Слайд 16Традицинные формы взаимодействия
Слайд 17Нетрадиционные формы взаимодействия
Слайд 18Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познание»
— интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные
дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов»
«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.
«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Труд» — совместная деятельность.
Слайд 19Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй
Доброжелательный стиль
общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны
категоричность, требовательный тон.
Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.
Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Слайд 20Этапы построения работы по взаимодействию ДОУ и семьи
2-й этап
Создание программы
сотрудничества
(выбор содержания, форм взаимодействия с семьями воспитанников)
3-й этап
Реализация
программы сотрудничества
ДОУ и семьи "Сотрудничество"
1-й этап
Изучение семьи ребёнка
Детско-родительских отношений
Деятельности педагогов
4-й этап
выполнение программы
отслеживание результатов
оценка результатов участниками
взаимодействия
Слайд 21Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
Это положительный эмоциональный настрой
педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Это
учет индивидуальности ребенка.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
Это укрепление внутрисемейных связей,
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Слайд 22Заключение
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего
развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Важным условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьей и детским садом
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдате-лей» становятся активными участниками об-разовательного и воспитательного процесса их детей
Слайд 23Список литературы
1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ
с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
2. Миклеева Н. В. Детский
сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.
3. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
4.http://www.firo.ru/
5.http://mo.mosreg.ru/
6.http://www.asou-mo.ru/
7. http://mgou.ru/
Слайд 24Научная и методическая литература для работы ДОУ с семьёй