Слайд 1 «Взаимодействие педагога и учащихся, направленное на создание «ситуации успеха»
каждого ребёнка»
Практический семинар
Н.С. Костякова
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
г. Черногорск
Слайд 2Цели семинара:
Определение способов и приемов привлечения детей в объединения, выявление
ошибок, приводящих к «отсеву» учащихся.
Обсуждение принципов взаимодействия педагогов и
учащихся, направленных на создание «ситуации успеха» каждого ребёнка.
Слайд 3Основные ошибки
педагога дополнительного образования,
приводящие к уходу учащегося из
объединения.
Заигрывание с учащимися, попытка вкрасться в доверие, подкупить;
Требование возврата вложенных
сил;
Выделение «любимчиков», «подкуп» детей-лидеров;
Допущение фамильярного, пренебрежительного тона в общении;
Подавление индивидуальности ребёнка;
Подстройка ребёнка под свой воспитательный эталон;
Навязчивая дисциплина, деспотичные распоряжения, недоверчивый контроль;
Пренебрежение ценностями детского мира;
Плохая организация учебного занятия;
Постоянное однообразие форм деятельности;
Отсутствие динамики действий и взаимодействия участников образовательных отношений;
Восприятие учащихся в целом, а не каждой отдельной личности;
Отсутствие в действиях педагога побуждающих к деятельности факторов;
Отсутствие в течение занятия методов мотивирования и стимулирования учащихся;
Отсутствие самоанализа занятия;
Недостаточная реклама деятельности своего объединения.
Слайд 4Умения, свойства и качества
педагога дополнительного образования,
необходимые ему при
работе с учащимися
Душевное, ровное, заботливое отношение к учащимся;
Знание детской психологии;
Индивидуальный
подход и всегда уважительное отношение к учащемуся;
Толерантность – как важнейшее профессиональное качество;
Желание, способность видеть и чувствовать проблемы, особенности и переживания учащихся, а также умение ненавязчиво помочь им;
Умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости;
Добровольный отказ педагога от позиции превосходства, желания упрекать, поучать. Умение признавать свои ошибки;
Умение выслушать ребёнка, терпеливо ждать, когда он будет сам уважительно относиться к педагогу и расскажет о своих проблемах;
Умение общаться и сотрудничать с учащимися, понять их интересы, взгляды, настроение;
Умение видеть и радоваться каждому успеху учащегося;
Умение создавать условия для успешного проявления в учащемся его наилучших качеств и способностей;
Умение поддержать созидательные контакты с родителями:
Владение разными гранями юмора, отношение к своей работе и общению с учащимися и коллегами не как к наказанию божьему;
Отношение к оценке, как к инструменту диагностики и стимулирования к обучению.
Слайд 5Законы педагогической этики
Относитесь к учащемуся с уважением, любовью, добротой;
Не позволяйте
себе грубые безапелляционные суждения;
Будьте тактичны, не подчёркивайте своего превосходства как
в общении с учащимися, так и со своими коллегами;
В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение;
Будьте терпимы к человеческим недостаткам, слабостям;
Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей;
Стремитесь к тому, чтобы родители учащихся были вашими единомышленниками;
Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних;
Ничего не начинайте в гневе;
В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение, образ мыслей;
Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.
Слайд 6 Ситуация успеха
с психологической точки зрения
Это переживание состояния радости, удовлетворение
от того, что результат, к которому стремилась личность в своей
деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Слайд 7 Ситуация успеха
с педагогической точки зрения
Это такое целенаправленное, организованное сочетание
условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности
как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Слайд 8 «Теоретики»
ЦЕЛЬ: изложить теоретический подход к проблеме создания «ситуации успеха»
на занятии.
«Практики»
ЦЕЛЬ:
рассмотреть способы использования приемов и методов организации
«ситуации успеха» на различных этапах занятия.
Слайд 9Главным для нас, педагогов,
должен являться внутренний мир ребёнка,
как
целостное явление,
в котором невозможно «разорвать» эмоции и разум, воспитание
и обучение, дом и окружающую среду.
Подбадривающие слова, мягкие интонации, корректность обращений;
Открытая поза и доброжелательная мимика.
Алгоритм создания
«ситуации успеха»
вербальными и невербальными средствами
Слайд 10Способы и приёмы создания «ситуации успеха»
Установление психологического контакта, создание атмосферы
доверия: улыбка, обращение по имени, сопереживание ребёнку;
Снятие чувства страха;
Четкая инструкция,
совет, как выполнить планируемое;
Авансирование личности ребёнка, провозглашение его достоинств.
Слайд 11 «Пессимисты»
ЦЕЛЬ: выявить неоднозначность влияния успеха на формирование личности и
учебную деятельность учащегося.
«Оптимисты»
ЦЕЛЬ: доказать необходимость создания «ситуации успеха»
на занятии для каждого учащегося.
Слайд 12Рецепт приготовления «ситуации успеха»
на хорошем занятии
1 порция веры в
каждого своего учащегося
2 порции такта
3 порции юмора
4 порции отдыха и
заботы о здоровье
5 порций доброты
6 порций вольнодумия и свободомыслия
7 порций преданности своему делу
8 порций оптимизма
9 порций работоспособности
10 порций храбрости
11 порций терпения
12 порций мудрости
Слайд 13Рекомендации практического семинара (проект)
Активно применять в образовательной деятельности методы и
приёмы, формирующие «ситуации успеха», как средство развития профессиональных компетенций педагога
дополнительного образования.
Развивать творческие возможности и таланты учащихся через сопровождение их «ситуацией успеха».