Слайд 1
2011 г.
Взаимодействие с родителями обучающихся как одно из условий успешной
адаптации пятиклассников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
ЗАТО Звёздный
Слайд 2Цель:
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы
с родителями.
Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка
как личности.
Слайд 3Задачи:
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях
использования различных методов, новых форм и технологий в работе с
родителями.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно–воспитательном процессе школы.
Слайд 4
Выполнение решений педагогического совета от 08.02.2007г.
(протокол № 123).
Полякова С.Н. (5 мин)
2. «Взаимодействие с родителями обучающихся как одно
из условий успешной адаптации пятиклассников».
Юдина С.Н. (20 мин)
3. Этапы развития социального партнёрства.
Работа в группах: (15 мин)
I группа – классные руководители 5 – 6 классов.
Руководитель – Полякова С.Н.
II группа - классные руководители 7 – 8 классов.
Руководитель – Чирцова Г.В.
III группа – классные руководители 9 – 11 классов.
Руководитель – Власенко Н.В.
Подведение итогов работы в группах (15 мин)
4. Принятие решения педагогического совета. (3 мин.)
ПЛАН ПЕДСОВЕТА:
Слайд 5
Для работы педагогического совета необходимо выбрать редакционную комиссию, которая в
ходе педагогического совета должна будет выработать решение педагогического совета.
Слайд 6 При подготовке к педсовету работали:
Кольчурина М.Н. – психолог школы;
Стойко Н.С.
– психолог МОУ Начальная общеобразовательная школа;
Пономарёва Т.С. – социальный педагог;
Горбатенко
Н.Н. – классный руководитель 5а класса;
Путяшева Т.И. - классный руководитель 5б класса;
Сабаданова А.Р. - классный руководитель 5в класса;
Мартюшева Е.В. - классный руководитель 5г класса;
Члены рабочей группы по учебной работе: Кузнецова С.Н.,
Гайсина И.А.
Соснина Г.А. – библиотекарь школы.
Слайд 7«Взаимодействие с родителями обучающихся как одно из условий успешной адаптации
пятиклассников»
План:
Основные направления в работе с родителями.
Функционирование деятельности и основные
этапы в работе.
Содержание и формы работы с родителями.
Слайд 8Основные направления в работе.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании”
возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Слайд 9В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной
политики. 2008 год объявлен годом семьи.
Сегодня в условиях, когда
большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Слайд 10Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других
негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если
школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Слайд 11Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов,
обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Важными
условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”.
Слайд 12Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной
только в том случае, если они станут союзниками, что позволит
им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Слайд 13Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания
в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с
детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Слайд 14
Функционирование деятельности и основные этапы в работе
Слайд 15Работа школы и семьи
включает разделы:
Совместная работа педагогического коллектива и родителей
учащихся 5 классов по обеспечению успешной адаптации при переходе из
начальной школы в среднюю.
Совместная работа педагогического коллектива и родителей учащихся 6 – 8 классов над формирование ценностных жизненных ориентиров (учебный труд).
Совместная работа педагогического коллектива и родителей учащихся старших и выпускных классов по организации профильного обучения и профориентационной работы.
Слайд 16К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
Воспитательно–развивающая.
Формирующая.
Охранно–оздоровительная.
Контролирующая.
Информационная.
Бытовая.
Слайд 17Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап –
ежегодно в начале учебного года проводится социальное обследование родительского и
ученического контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – психодиагностическое обследование обучающихся, анализ полученных данных и выявление детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации,
агрессивность,
страхи,
проблемы общения со сверстниками,
не усвоение программы и другие.
3 этап – составление плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
4 этап - анализ работы классного руководителя с родителями обучающихся и планирование взаимодействия педагогов с родителями на следующий учебный год.
Слайд 18Выделяют примерно
три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в
воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы
в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Слайд 19 Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил
для себя:
- Работа с родителями – это одна из
граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Слайд 20Содержание и формы работы с родителями
Слайд 21В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной
и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании
детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей“ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Слайд 22Содержание работы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний
родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении школой.
Слайд 23Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также
традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия
педагогов и родителей.
Слайд 25Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их
совместной деятельности и общения:
Слайд 26Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный
руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Слайд 27Родительский лекторий “Университет педагогических знаний”. Лектории способствуют повышению педагогической культуры
родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов
семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Слайд 28Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.
Слайд 29Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Слайд 30Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей
и других специалистов.
Слайд 31Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания.
Слайд 33Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является
деятельность родительского комитета.
Слайд 34Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов
специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов
воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Слайд 35Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам,
дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные
олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.
Слайд 36Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных
поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.
Слайд 37Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение
фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсионные поездки.
Слайд 38Успех любого начинания в школе зависит во многом от поддержки
родителей. Различные новшества и изменения в образовательном учреждении поначалу, как
правило, не принимаются родителями учеников.
Слайд 39Отсутствие понимания родителями необходимости инноваций, предлагаемых администрацией школы.
Потребительское отношение родителей
к школе.
Критика недостатков школы при собственной пассивности родителей.
Настороженное отношение родителей
к нововведениям, к самому пониманию термина «эксперимент» (воспринимают это как попытку проведения «опытов» на их детях).
В связи с этим встаёт ряд проблем:
Слайд 40В этом случае и возрастает роль классного руководителя, как связующего
звена между администрацией школы и родительской общественностью.
Слайд 41Цель работы с родителями:
Выстроить механизм построения полноценных отношений между школой
и родителями, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются
основой качественного образования.
Речь идёт о партнёрских отношениях с родителями, т.е. отношениях с разделённой ответственностью за конечный результат.
Слайд 42Схема. Этапы развития социального партнёрства.
Слайд 43Этапы развития социального партнёрства педагогического коллектива и родителей.
Первый этап
– ЗНАКОМСТВО.
На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и
ресурсная база сторон.
Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
Третий этап – ПАРТНЁРСТВО.