Слайд 1
«Социально-коммуникативное
развитие детей дошкольного возраста»
«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в
соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
детского сада № 134»
Ханина Ю.А.
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования
детей:
1.социально коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно эстетическое
развитие;
5.физическое развитие.
Слайд 3Задачи социально – коммуникативного развития
дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 4Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря
на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми,
они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Общение - одна из самых важных человеческих
потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.
Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская).
Слайд 6
К элементам эффективного общения относят следующие:
- желание вступать в контакт
с окружающими;
- умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать,
решать конфликтные ситуации;
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Слайд 7Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному
развитию дошкольников
Слайд 8Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей
включает:
организацию предметно-пространственной среды;
создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
стимулирование коммуникативной деятельности
детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Слайд 9Виды детской деятельности.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным
членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных
силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Слайд 10Параметры коммуникативного поведения:
Характеристика коммуникативной активности.
Предпочитаемый адресат общения.
Содержание общения.
Степень сформированности «схемы беседы».
Характеристика используемых в процессе общения неречевых
средств.
Анализ речевых средств.
Слайд 11Основные направления по коррекции коммуникативного поведения детей
Первое направление реализуется по
линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и
восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Слайд 12
Эти направления обеспечивают:
*развитие социальной направленности детей и социального
восприятия, восприятия сверстника на положительной
эмоциональной основе в качестве
объекта взаимодействия;
*повышение речевой активности и коммуникативной
направленности речи детей (путем специального моделирования
ситуаций общения, обучение использованию различных типов
коммуникативных высказываний);
*овладение «схемой беседы»;
*развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов
невербального (неречевого) общения: овладение смысловым
аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных
жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
Слайд 13
*развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов
«комментированного рисования»,
драматизации содержания
готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений
и действий с воображаемыми объектами);
*развитие способности отражать коммуникативное содержание
(отношения между людьми) в движении, схематич. рисунке, речи;
*развитие понимания мотивов поведения и характеров
литературных персонажей (путем введения «внутренних
монологов» и элементов драматизации);
*умение актуализировать в общении содержание своего
собственного эмоционального, бытового, игрового,
познавательного и межличностного опыта в качестве основного
содержания коммуникативного тренинга;
*развитие языковой способности (компетентности);
*развитие речевого творчества;
*развитие связной речи.