Слайд 7Назовите фразеологизм
Слайд 1
Слайд 8Дайте определение термину «Историзм»
Слайд 1
Слайд 9Дайте определение термину
«омоним»
Слайд 1
Слайд 10Дайте определение термину «профессионализм»Слайд 1
Слайд 11Дайте определение термину
«антоним»
Слайд 1
Слайд 12Дайте определение термину
«синоним»
Слайд 1
Слайд 13Дайте определение термину «фразеологизм»
Слайд 1
Слайд 14Дайте предельно верное толкование слову «Витязь».
Слайд 1
Слайд 15Являются ли слова «ведьма», «медведь» и «невеста» однокоренными?
Слайд 1
Слайд 16Прочитайте предложение, заменив устаревшие слова общеупотребительными:
«Здоровье надо беречь, как зеницу
ока».
Слайд 1
Слайд 17перст
перстень
перчатки
наперсток
Объясните значение слов, докажите что они родственные.
Слайд 1
Слайд 18На какие две группы делятся устаревшие слова? В чем различие?
Слайд
Слайд 19 Угадайте профессию по описанию.
Автор музыкальных произведений, человек, сочиняющий, пишущий музыку.
Обычно музыку сочиняют, согласуясь с определёнными правилами теории музыки. Отличие…
от исполнителя в том, что …. сочиняет, а исполнитель только играет музыкальное произведение.
Слайд 1
Слайд 20Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят
печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи?
Слайд 1
Слайд 21Определите загаданное слово.
Я - все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним - враг войны,
Друг
труда и тишины.
Слайд 1
Слайд 22Первую в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью
исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.
Ответ?
Слайд 1
Слайд 23Интеллектуальная игра , посвященная древним религиям: ответом на вопрос является
имя бога какой-либо из религий.
1. Ветреный греческий бог или
воздушная сладость.
Ответ: ?
2. Мудрый египетский бог или славянское местоимение.
Ответ:?
3. Воинственный викингов бог или начало счета.
Ответ:?
4. Загробный индийский бог или инверсия горы.
Ответ: ?
5. Кузнечный римский бог или «живая» гора.
Ответ: ?
6. Греческий лесной бог или польский господин.
Ответ: Пан.
7. Славянский бог любви или Снегурочкин дружок-пастушок.
Ответ: ?Слайд 1
Слайд 24Какое свойство языка использует Брюсов в следующем отрывке:
Закрыв измученные веки,
Миг отошедший берегу,
О, если бы так стоять вовеки
На
этом тихом берегу ?
Слайд 1
Слайд 25Назовите два омонима (омографа)
Я - сборник карт. От ударенья
Зависят два
моих значенья:
Захочешь - превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
Слайд 1
Слайд 26Я — антоним к слову «зной»,
Я в реке, в
тени густой
И в бутылках лимонада.
А зовут меня ...
Слайд
1
Слайд 27Закончите пословицу
Ученье — свет, а неученье — ... .
Знай больше,
а говори ... .
В учебе корень горек, зато плод ее
... .
Не бойся врага умного, бойся друга ... .
Лучшая вещь — новая, лучший друг — ....
Мир строит, а война ...
Слайд 1
Слайд 28Подберите антоним:
Жара –
Зимний –
Запрет –
Кислый –
Комедия –
Ласково –
Нагреваться –
Облегчать –
Падение –
Слайд 1
Слайд 29Угадайте название произведений. (игра –наоборот)
«Кря-кря»
«Песня о новгородском супе»
«Сентябрьский день, или
Русалочка»
Слайд 1
Слайд 30Замените слова антонимами, угадайте стихотворение.
Тихо Ваня хохотал:
в море прыгалки
поймал
хохочи погромче Ваня
не всплывут ли лыжи в ванне?
Слайд
1
Слайд 31Замените каждое слово в предложении синонимом.
«Красная Шапочка шла по лесу
с корзинкой.»
Слайд 1
Слайд 32«Испорченный телефон».
Первый игрок сообщает своему соседу слово, а тот должен
передать его синоним тому, кто сидит с ним рядом, и
так по кругу, пока слово снова не вернется к первому игроку. При этом нельзя повторяться и использовать однокоренные слова. Выигрывает тот, чье слово оказывается ближе всего по смыслу первому слову. (Говорить)
Слайд 1
Слайд 33Подберите не менее 6 синонимов к слову «Хорошо»
Слайд 1
Слайд 34Их можно стиснуть и показывать.
Их можно иметь и точить.
Говорят, что до них можно вооружиться.
Они могут не попадать
друг на друга.
О чём идёт речь?
Слайд 1
Слайд 35Его просят не распускать.
О нём говорят, что он слишком
длинный и его нужно укоротить.
Он бывает хорошо подвешен.
Говорят,
что им часто попусту чешут.
О чём идёт речь? Слайд 1
Слайд 36Их советуют держать востро и не развешивать.
Они вянут.
Их
режут громкий звук и грубые слова.
До них можно покраснеть
и быть в долгах.
О чём идёт речь? Слайд 1
Слайд 37Когда говорят:
«А воз и ныне там»?
Кто автор этого
фразеологизма? Слайд 1
Слайд 38В каком случае говорят о пальме первенства?
Откуда появился
фразеологизм? Слайд 1
Слайд 39В каком случае говорят
«А король-то голый!»?
Кто автор этого
фразеологизма? Слайд 1
Слайд 40 Что означает фразеологизм
играть первую скрипку?
Как появился этот фразеологизм?Слайд
1
Слайд 41 Что означает фразеологизм
кричать во всю Ивановскую?
Как появился этот
фразеологизм?Слайд 1
Слайд 42Подберите синоним к фразеологизму
«бить баклуши»
Слайд 1
Слайд 43Подберите синоним – фразеологизм к слову «обманывать»
Слайд 1
Слайд 44Укажите профессиональное слово.
а) книга,
б) изобретение,
в) печать,
г) зубило.
Слайд 1
Слайд 45В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до
корки?
а) Таня чувствует себя на катке хорошо.
б) Ученик прочитал книгу
до конца.
в) Змей Горыныч унес царевну далеко.
г) Оля сильно покраснела.Слайд 1
Слайд 46Из каких басен И.А. Крылова взяты эти афоризмы, что они
означают и когда употребляются в речи?
1. Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
3. Слона-то я и не приметил.
4. Медвежья услуга.
5. Услужливый дурак опаснее врага.
6. А Васька слушает да ест.
7. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Слайд 1
Слайд 47Найдите синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Слайд 1
Слайд 48Найдите антонимы:
Возникают, стираются лица,
Мил сегодня, а завтра далек.
Отчего же на
этой странице
Я когда-то загнул уголок?(А.Ахматова)
Слайд 1
Слайд 49ПУСТЯК У ОКИ
Нежно говорил ей —
мы у реки
шли камышами:
«Слышите:
шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик
сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка...
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
10 будто на небе строчка
из Аверченко...
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию...»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти...» (В. Маяковский)
Слайд 1
Слайд 50Зачерпну я солнце жесткой кистью,
Киноварь и охру всполошу
И на глянец
шелестящих листьев
Сочными мазками положу,
Чтобы клёны золотом червонным
Осыпалась под ноги
влюбленным.
(Б. Попов.)
Слайд 1