Слайд 1Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.
Слайд 2Основные термины и понятия
Звуки и буквы.
Чередование звуков.
Фонетический
разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения
Слайд 3Цель урока:
развитие навыков связной монологической речи
совершенствование артикуляционных умений( соблюдение
орфоэпических норм)
выполнение фонетического разбор слова
Закрепление основных орфограмм
Слайд 4- На какие три группы можно разделить правописание гласных в
корне?
- на какие группы делятся согласные?
Повтори правила правописания гласных и
согласных в корне слова. Выполни тестовые задания. Ответ выдели другим шрифтом или подчеркни.
Слайд 5Основные правила написания гласных и согласных
Орфограммы – гласные
1. Проверяемая безударная
гласная в корне (вода-воды )
2. Непроверяемая безударная гласная в корне
(корабль)
3. О-Ё после шипящих (жёлтый, чёрствый )
4. Ы-И после Ц (цыплёнок, циркуль, акация, сестрицын)
5. И, У, А после шипящих (ширь, жито, щука)
6. Чередование гласных о/а, е/и (зорька, заря, тереть, стирать).
Орфограммы – согласные
1. Удвоенная согласная (программа, аллея, шасси )
2. Непроизносимая согласная (наездник, поздний )
3. Сомнительная согласная (просьба, лодка, салазки)
Слайд 6Проверочная работа
Чередование гласных в корне.
Изл…гать, изл…жить, предпол…гать,
прик…саться, прик…снешься, разл…жжение, обм…кнуть, вым…кнуть, выск…чить, попл…вок, отп…рать, пож…мать, разж…гать,
выч…тать.
Безударные гласные в корне.
Св…дить, прим…рение, изм…рение, объед…нение, м…лодой, нар…диться, тр…стинка, од…рить, ук…р…тить, ед…ница, щ…б…танье, сум…рки, разг…вор, вин…грет, д…легат, нав…ждение
Правописание гласных после шипящих и ц.
Ж…лудь, ож…г (руки), пощ…чина, чащ…ба, ц…ган, корниш…н, ц…ркуль, синиц…, чеч…тка, маж…рный, изж…га, ц…корий, ш…колад, печ…нка, ж…ри, параш…т, прож…рливый.
Правописание непроизносимых согласных.
Влас…ный, глас…ность, звез…ный, окрес…ность, опас…ный, праз…ный, безыскус…ный, лес…ница, ровес…ник, гиган…ский, ше…ствие, сверс…ница, ярос…ный, лан…шафт.
Слайд 7Орфографический диктант «Удвоенная и мнимая удвоенная согласная в корне».
Ко(л, лл)аж,
анте(н, нн)а, бу(ф, фф)ет, ба(с, сс)ейн, ветре(н, нн)ик, па(с, сс)аж,
криста(л, лл), о(п,пп)онент, пери(л, лл)а, ге(п, пп)ард, гу(м, мм)анизм.
- Какому принципу русской орфографии подчиняется написание удвоенной согласной в данных словах?(стр. 60 учебника, фонетический, традиционный или дифференцированный)
Слайд 8Проверь себя
Коллаж, антенна, буфет, бассейн, ветреник, пассаж, кристалл, оппонент, перила,
гепард, гуманизм.
Слайд 9Выполните задание устно
В каком ряду во
всех словах пропущена буква а?
отр…сль, сокр…щать, р…скошный
предв…рительно, ск…кать, избирательная
к…мпания
благосл…вить, безотл…гательный, диаг…наль
предпол…жительно, прор…стать, п…норама.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
оз…рять, ср…внительный, возл…жить
теплые варе…ки, высший пилота…, крепкая засте…ка
ув…ртюра, ш…велюра, зап…рать
г…белен, кат…комба, пар…пет.
Слайд 10Фонетика
Что изучает фонетика?
- Какие позиции для гласных и для согласных
вам известны?
- Назовите согласные звуки, которые не имеют пары по
какому-либо признаку.
Прочитайте высказывание. Запишите данное высказывание в тетрадь в фонетической транскрипции.
Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звуков, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. (Н. В. Гоголь).
Слайд 11Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное
произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствие для эффективного
общения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов.
Выделите ударный звук
Некролог, жалюзи, столяр, ходатайство, баловать, егоза, гравировать, астролог, комплимент, принудить, отчасти, премировать.
Слайд 12Проверьте себя
НекролОг, жалюзИ, столЯр, ходАтайство, баловАть, егозА, гравировАть, астрОлог, комплимЕнт,
принУдить, отчАсти, премировАть.
Слайд 13Обобщение
Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение
и ударение? (_____________________ ).
- В чем особенности произношения гласных под
ударением и без ударения? (_______________________________________________ ).
- В чем особенности русского ударения?
Слайд 14Домашнее задание
Упр 50
Упр 97
Повторить параграфы 15-17