Слайд 102ЛЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Слайд 202ЛЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Теоретические основы
обеспечения безопасного функционирования воздушного транспорта;
Авиационная транспортная система (АТС);
Особенности функционирования авиационной
транспортной системы;
Факторы, влияющие на эффективность функционирования авиационной транспортной системы;
Основные факторы опасности;
Понятие надежности авиационной техники;
Влияние технического и человеческого факторов на безопасность полетов;
Общая концепция безопасности полетов;
Слайд 3Концепция безопасности ИКАО (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской
авиации
«УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ»)
Безопасность полетов - состояние, при котором
риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
Слайд 4Безопасность на воздушном транспорте
Безопасность полетов – состояние авиационной
транспортной системы
при котором риск
причинения вреда лицам или нанесения ущерба
имуществу
снижен до приемлемого уровня и
поддерживается на этом либо более низком уровне
посредством непрерывного процесса выявления
источников опасности и контроля факторов риска
Слайд 5Авиационная транспортная система – фактор среды (аэродромы)
Слайд 6Внешняя эксплуатационная среда
Искусственная окружающая среда в свою очередь может быть
подразделена
на физическую и нефизическую.
Физическая среда включает в себя созданные
человеком объекты.
К ним относятся: системы управления воздушным движением,
аэропорты, средства обеспечения навигации и инструментальные
системы посадки, светотехническое оборудование аэродромов и т.д.
Созданная человеком нефизическая окружающая среда или
«системное обеспечение» - это различного рода нормативные акты,
процедуры, инструкции, руководства. В нее входят национальные
законы в сфере гражданской авиации, международные соглашения в
области гражданской авиации, эксплуатационные правила, программы
профессиональной подготовки и т.д.
Организационно-правовая государственная система регулирования
деятельности гражданской авиации и безопасности полетов.
Слайд 9Аэродромная сеть гражданской авиации России
7
Слайд 10Динамика изменения количества аэродромов гражданской авиации
количество аэропортов
Слайд 15Авиационная транспортная система – развитие сети аэропортов
Слайд 16Прогноз развития аэропортов России
Слайд 17Авиационная транспортная система – развитие сети аэропортов
Слайд 19Авиационная транспортная система – развитие сети аэропортов
Слайд 20Развитие сети аэропортов Российской Федерации
Слайд 21Организация и обслуживание воздушного движения (ОрВД)
Слайд 22Организация и обслуживание воздушного движения (ОрВД)
Слайд 23Организация и обслуживание воздушного движения (ОрВД)
Слайд 24Орнитологическое обеспечение полетов
Слайд 25Внешняя (искусственная) окружающая среда
Слайд 26Организационно-правовая государственная система регулирования безопасности
Слайд 27Организационно-правовая государственная система регулирования безопасности
Министерство транспорта Российской Федерации (МТ РФ)
=
Минтранс России
Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ)
= Росавиация
Федеральная служба по надзору
в сфере транспорта (ФСНСТ)
= Ространснадзор
Органы системы сертификации воздушного транспорта (ССВТ)
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
Федеральная аэронавигационная служба (ФАНС)
= Росаэронавигация – сейчас упразднена
Органы прокуратуры (транспортная прокуратура)
Слайд 28Уровень несоответствия требованиям стандартов ИКАО
Слайд 29Уровень несоответствия требованиям стандартов ИКАО
Слайд 30Уровень несоответствия требованиям стандартов ИКАО
Слайд 31Уровень несоответствия требованиям стандартов ИКАО
Слайд 32 Авиационная транспортная система
Во всех случаях безопасность полетов в АТС зависит
от
качества функционирования всех ее элементов обеспечивается:
высокой квалификацией и
подготовкой экипажа, поддержанием
летной годности ВС, высоким качеством работ по обеспечению
полетов, наземными службами и при управлении воздушным
движением, условиями среды в которой выполняются полеты.
Центральное звено авиационной транспортной системы –
система «Экипаж – ВС», обеспечивающая летную эксплуатацию
воздушного судна. Экипаж ВС является конечным звеном АТС.
При выполнении полета экипаж испытывает все недостатки
функционирования АТС, конструкции ВС, управления воздушным
движением, организации и наземного обеспечения полетов.
Слайд 36Проблемы развития воздушного транспорта
1. Значительный износ
основных фондов (объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, парка воздушных судов
и др.)
2. Дефицит летных, инженерно-технических и управленческих кадров (необходимо обеспечить выпуск пилотов не менее 1000 в год)
3. Недостаточный уровень качества предоставляемых авиауслуг (низкий показатель регулярности полетов, низкий уровень комфорта и др.)
4. Необходимость повышения уровня безопасности полетов и авиационной безопасности (превышение количества авиакатастроф по сравнению со средним уровнем ИКАО и ведущих авиационных держав)
5. Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы (в том числе в части гармонизации российского авиационного законодательства с международным)
6. Тенденция технического и технологического отставания отрасли (низок технологический уровень оснащенности авиапредприятий, доля затрат на топливо российских авиакомпаний выше, чем в мире, и др.)
Слайд 37Текущие тенденции рынка авиаперевозок
Слайд 41Коэффициенты авиационной подвижности стран мира
Слайд 42Международные отправки пассажиров из аэропортов России
Российские авиакомпании в целом
успешно конкурируют с западными авиакомпаниями. Доля западных авиакомпаний в международных
перевозках через российские аэропорты по-прежнему остается существенно ниже 50%. Во многом это обеспечивается широким использованием российскими авиакомпаниями системы нерегулярных (чартерных) перевозок. Тем не менее, в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли западных авиакомпаний в международных перевозках через российские аэропорты.
Слайд 43Проблемы безопасности полетов и экономика
Слайд 47Динамика изменения численности эксплуатантов коммерческой авиации
Слайд 50
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ (ФАКТОРЫ)
АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Слайд 51 Факторы, влияющие на функциональную эффективность авиационной системы (АТС)
Факторами
опасности называются источники возмущений
системы «Экипаж – ВС», приводящие к возникновению
угрозы
для жизни и здоровья людей в процессе выполнения полетов.
По своему происхождению они могут быть системными и
внесистемными.
Под системными факторами понимаются такие факторы,
которые определяются внутренними свойствами элементов
авиационной системы (АТС).
По системным признакам факторы опасности (причины)
классифицируются на следующие:
- человеческий;
- технический;
- внешней среды;
- организационный;
Слайд 52Безопасность в авиации: что в основе?
Люди и
их действия
Сложившаяся
практика
Эксплуатационная
документация
Конструкция
ВС
Правила и
процедуры
Слайд 53Безопасность в авиации: что в основе?
Слайд 56Основные факторы авиационных происшествий в гражданской авиации
Слайд 57Факторы, влияющие на возникновение авиационных инцидентов в 2000 – 2010
г.г.
Слайд 58Распределение событий по причинным факторам
«ВС» 75-80%
«Эк» 20%
«Ср» 5%
«ВС» 15-20%
«Эк» 70-80%
«Ср»
10-15%
Авиационные инциденты
Авиационные происшествия
Слайд 59Авиационные инциденты по фактору личного состава в 2000 – 2010
г.г.
Слайд 62Эволюция мышления в сфере безопасности
Слайд 63Организационные факторы в сфере безопасности
Слайд 64Безопасность различных видов транспорта РФ