Мантуе, Венеции, Флоренции.
Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности»,
которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать.
Слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый».
В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Эти обстоятельства определили патетический характер образов барокко, монументальность и значительный масштаб создававшихся в это время произведений.
Мученичество св. ап. Филиппа. Хосе де Рибера,
Давид и Голиаф
Джентилески, Орацио
Барокко. (Библиотека Клементинума, Прага, Чехия).