Слайд 23.1. Сущность, цели и функции бизнес-планирования
Слайд 4Бизнес
приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность.
совокупность отношений между участниками (предприниматели,
потребители, работники, гос. органы) с целью получения дохода, прибыли
Слайд 5Бизнес-планирование
самостоятельный вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством.
Слайд 6История бизнес-планирования
Идея бизнес-планирования зародилась в США более 30 лет назад;
Венчурные
компании нуждались в деньгах, а инвесторы – в обосновании того
на что будут истрачены инвестированные средства.
Необходимость выбора проектов потребовал унификации формы представления бизнес-плана.
Бизнес-планирование распространилось за пределы США.
Слайд 9Бизнес-план
Основной документ инвестиционного проекта, представляемый инвесторам, в котором в краткой
форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты
и экономическая эффективность проекта.
Слайд 10Бизнес-план
подробный перспективный план развития конкретного бизнеса, составляемый для организации и
координации работ по проекту, проведения переговоров с кредиторами и инвесторами,
а также для привлечения потенциальных участников проекта
Слайд 11Отличительные особенности бизнес-плана
Слайд 13Бизнес-план позволяет
обнаружить, предвидеть возможные проблемы и трудности предпринимательства заблаговременно, до
их реального возникновения в практической деятельности организации;
привлечь инвестиции, в том
числе и иностранные;
создать благоприятное впечатление и дать полезную информацию об организации ее партнерам (поставщикам ресурсов и посредникам), а также потребителям;
контролировать и управлять деятельностью организации;
обеспечивать и поддерживать конкурентоспособность организации в условиях рынка.
Слайд 16Возможные цели составления бизнес-плана
обоснование потребности в инвестициях
привлечение партнеров
контракты с
персоналом
реструктуризация деятельности организации
расширение и модернизация производства
завоевание новых рынков и
дальнейшее освоение «традиционных»
повышение качества продукции (работ, услуг)
снижение затрат на производство и т.д.
Слайд 17Задачи разработки бизнес-плана
анализ, оценивание и контроль за фактически достигнутыми результатами
деятельности организации;
создание основы для внутренних и внешних коммуникаций, привлечение новых
партнеров и потребителей;
разработка документов для акционеров;
развитие взаимоотношений с представителями государственных, региональных, отраслевых и налоговых органов;
повышение конкурентоспособности организации;
расчет ожидаемых финансовых результатов, оценка эффективности инвестиционного проекта.
Слайд 19Бизнес-план требуется:
При создании новой организации или реорганизации существующей (смена собственника,
слияние, поглощение).
При существенных изменениях в организации: техническое перевооружение, организация выпуска
новых видов продукции.
При необходимости инвестиций.
Слайд 20Бизнес-план требуется (продолжение):
Для получения одобрения проекта советом директоров, владельцами.
Для обоснования
необходимости выделения ресурсов под проект.
Для повышения эффективности работы организации.
При выходе
на новый рынок, в том числе иностранный.
В кадровой политике при формировании эффективной команды.
Слайд 213.2. Требования к структуре и содержанию бизнес-плана
Слайд 22не существует жестко заданного, единого формата бизнес-плана;
каждый бизнес-план по своему
уникален, поскольку должен учитывать особенности конкретной организации, вида деятельности.
Слайд 23Структура бизнес-плана зависит от:
Слайд 24Требования к структуре бизнес-плана
Слайд 25В мировой хозяйственной практике и в России используются следующие формы
бизнес-плана
Международная форма бизнес-плана (разработанная ЮНИДО)
Германский типовой бизнес-план.
Американский типовой бизнес-план.
Форма бизнес-плана,
утвержденная приказом Министерства экономического развития и торговли РФ.
Слайд 26Типовая структура бизнес плана включает в себя
Резюме
Анализ рынка, оценка конкурентов
Описание
продукции, характер бизнеса
План маркетинга
План производства и продаж (производственный план)
Организационный план
Финансовый
план
План рисков
Приложения
Слайд 27Примерная структура бизнес-плана
Слайд 28Примерная структура бизнес-плана
Слайд 29Примерная структура бизнес-плана
Слайд 30Примерная структура бизнес-плана
Слайд 31Международная форма бизнес-плана (ЮНИДО, разработанная ООН по промышленному развитию
Слайд 36Разделы бизнес-плана и их содержание
Слайд 37Разделы бизнес-плана и их содержание
Слайд 38Разделы бизнес-плана и их содержание
Слайд 39Разделы бизнес-плана и их содержание
Слайд 403.3. Каким должен быть бизнес-план
Слайд 42эффективный бизнес план
Содержит то, что нужно знать потенциальному читателю для
принятия соответствующих решений – ни больше ни меньше
Слайд 43системный бизнес-план
Содержит единую, целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию их
достижения, которые раскрываются в системе связанных между собой разделов
Слайд 44обоснованный бизнес-план
базируется на фактах, которые непротиворечивы, согласованы и совместимы между
собой
опирается на использование общепринятых методик и соответствует определенным требованиям
Слайд 45релевантный бизнес-план
Содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям
и задачам бизнес-плана
Слайд 46структурированный и логичный
бизнес-план
Имеет четкую и логичную структуру основных разделов
бизнес-плана
Слайд 47Реалистичный
Опирается на реальную, достоверную информацию, соответствующую существующим условиям и характеристикам
внешней среды
Слайд 48доступный для понимания бизнес-план
Написан ясно, четко и по существу.
Используется понятный,
несложный язык, специальные термины при необходимости расшифровываются.
Используются точные формулировки.
Слайд 49привлекательный бизнес-план
Представляет информацию реалистично, оптимистично, но без чрезмерного приукрашивания.
Информация подается
интересно и увлекательно.
Содержит для наглядности рисунки и таблицы.
Слайд 50краткий бизнес-план
имеет общий объем около 30 стр.
Слайд 51Легкий в использовании бизнес-план
Содержит читабельный и хорошо структурированный текст, грамотно
оформленный
Слайд 523.4. Субъекты бизнес-планирования
Слайд 53Субъекты бизнес-планирования
заказчик
инвестор
руководитель проекта
команда проекта
Слайд 55Бизнес план помогает менеджеру ответить на три важнейших вопроса:
Слайд 56Когда?
привлечение денег
изменения внешней среды
инновационный замысел
смена собственника
новая форма собственности
анализ изменений внешней
среды
бизнес-план
Слайд 57бизнес-план
для кого?
зачем?
менеджеры
акционеры
кредиторы
партнеры
Уточнение идеи
Создание команды
Практический анализ
Помощь в получении денег
Оценка возможностей
Установление и
отслеживание задач
Определение потребностей в деньгах
Оценка ликвидности и риска
Оценка качества управления
Оценка
надежности и привлекательности развития
Оценка возможности сотрудничества
Слайд 58Условия успешной организации бизнес-планирования в организации
наличие в организации методологической и
методической базы разработки, анализа и контроля исполнения бизнес-плана;
наличие внутренней и
внешней информации;
наличие соответствующей организационной структуры;
использование программных средств.
Слайд 593.5. Роль бизнес-проектов в процессе разработки бизнес-планов организации
Слайд 60Бизнес-проект
это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с определенными количественными
и качественными результатами, предполагаемыми потребностями в средствах и ресурсах и
специфической организацией по его разработке и реализации.
Слайд 62В зависимости от функциональной принадлежности
Слайд 63В зависимости от сферы приложения проекта
Слайд 64В зависимости от предметной области проекты делятся
Слайд 66В зависимости от масштаба проекта
Слайд 67Бизнес-план проекта
ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей;
разрабатываются «по требованию»
и нередко сопровождаются проведением детальных исследований;
могут быть различными по времени
планирования.