Слайд 1Лекция 4.
Механизмы функционирования и
агенты общественного мнения.
Слайд 2Вопросы:
Пути формирования общественного мнения.
Агенты общественного мнения.
Факторы, влияющие на функционирование общественного
мнения.
Каналы выражения общественного мнения.
Основные функции общественного мнения.
Способы и средства формирования
общественного мнения.
Этапы формирования общественного мнения.
Слайд 3В-1. Пути формирования общественного мнения
Формирование О.М. – это постепенный процесс
его создания в обществе.
О.м. может сформироваться (пути формирования):
1. Стихийно;
2. Сознательно
(через средства воздействия, например СМИ).
Процесс формирования О.М. может протекать как успешно, так и замедленно.
Слайд 4Динамика О.м. включает:
Процессы зарождение;
Процессы становления;
Процессы развития;
Процессы изменения;
Утрата актуальности.
На динамику общественного
мнения влияет: тонус эмоциональной жизни общества, политическая и экономическая ситуация,
социальные чувства, настроения, духовная атмосфера.
Слайд 5Процесс формирования О.м.:
Может быть управляемым и стихийным.
Для управления процессом формирования
О.м. необходимо знать механизм формирования О.м.
Процесс формирования О.м. – это
кристализация О.м. из индивидуальных и коллективных мнений. Движущие силы процесса – интересы. Интересы проявляются через устойчивое внимание людей (групп) к различным фактам и событиям, явлениям и процессам.
Слайд 6Виды О.м.:
Монистическое (содержание и направленность мнений единое);
Плюралистическое (множественность мнений как
совокупность различных позиций по данной проблеме).
Образование общего О.м. способно стимулировать
поступки и действия людей. О.м. обладает способностью держать под контролем различные факты, события, явления и процессы действительности, а при изменении ситуации – переключать внимание с одного объекта на 2-й.
Слайд 7В-2. Агенты общественного мнения.
Агент – носитель общественного мнения, принимающие непосредственное
участие в его формировании.
Ими могут быть:
Индивиды;
Группы (коллективы).
Слайд 8Индивидуальное мнение -
это мнение, которое принадлежит одному человеку и
выражает его интересы и потребности.
Оно выступает как необходимый изначальный
момент в процессе формирования группового и общественного мнения.
Однако индивид является одновременно частью той или иной группы (коллектива), поэтому существет диалектическая взаимосвязь между индивидуальным, групповым и общественным мнением.
Слайд 9Коллективное (групповое) мнение -
Это такое мнение, субъектом которого является та
или иная социальная группа, коллектив.
Оно может стать формой проявления общественного
мнения в том случае, если между интересами общественного мнения и групповым (коллективным мнением) нет противоречий.
Также могут существовать противоречия между коллективным и индивидуальным мнением.
Слайд 10Вопрос 3.
Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения.
Слайд 11Функционирование О.м. - это
- выполнение им тех или иных
ролей в обществе.
Функционирующее общ. мнение - это работающее мнение. Это
такое мнение, которое оказывает воздействие на взгляды людей , реализующее себя в духовно-практической жизни за счёт накопленного интеллектуального, эмоционально-волевого потенциала.
Слайд 12Факторы влияния на О.м.
По степени управляемости делят на: управляемы
и неуправляемые ;
По степени подконтрольности полит. режиму делят на: контролируемые
(официальные СМИ), неконтролируемые (межличностное общение).
Слайд 13Виды О.м. (по Б. Грушину):
Оценочное (выражает отношение к проблеме);
Аналитическое (принятие
решений требует анализа);
Конструктивное (для него необходимы элементы теоретического мышления);
Регулятивное (вырабатывает
и внедряет формы общ. отношений).
Слайд 14Вопрос 4.
Каналы выражения общественного мнения.
Слайд 15Каналы – это то, через что выражается О.м. (СМИ, Интернет)
Каналы
выражения общественного мнения зависят от степени открытости и закрытости общества.
В
закрытом обществе они: формальные и подконтрольные власти (СМИ).
В открытом обществе они: неформальные и плюралистичные (могут присутствовать и подконтрольные власти).
Слайд 16Каналы выражения О.м.:
СМИ (в 2005 г. провалился референдум по принятию
Конституции Евросоюза, т.к. СМИ открыто возражали против конституции);
Интернет (В 2012
г. в Беларуси число пользователей Интернета – 4,5 млн.);
Личное общение граждан (роль и вес этого канала в современном обществе снижается).
Слайд 17Вопрос 5.
Основные функции общественного мнения.
Слайд 18Функции О.М. (по Грушину):
Оценочная
Нормативная
Аналитическая
Консультативная
Экспрессивная
Директивная
Слайд 19Функции О.м. (по М. Горшкову):
Основная оценочная функция выражается через 3
вспомогательные функции: консультативную, директивную и экспрессивную;
Основная регулятивно-воспитательная выражается через 3
вспомогательных: контрольную, защитную, нормативную
Слайд 20Функции О.М. у Ю. Левады:
Явные;
Латентные (скрытые).
Слайд 21Вопрос 6.
Способы и средства формирования общественного мнения.
Слайд 22Способы формирования О.м.:
Внушение – эффективно воздействует на мало информированную, пассивную
массу;
Подражание – следование образцу (его открыл ещё Г. Тард) –
копирование лидера или референтной группы;
Обращение к авторитету – ссылки на авторитетных общественных деятелей, религиозных лидеров и проч.
Убеждение – совмещается эмоциональная и интеллектуальная сторона, применяется аргументация.
Слайд 23Субъект влияния (тот, кто убеждает);
Само суждение (предмет обсуждения и убеждения);
Условия
существования убеждения (социальная ситуация, атмосфера коммуникации субъекта влияния и рецепиента);
Рецепиент
(объект) – тот, на кого направлены аргументы (тот, кого убеждают). Он же становится и носителем мнения.
Структура Общественного мнения:
Слайд 24Вопрос 7.
Этапы формирования общественного мнения.
Слайд 25Этапы:
Зарождение индивидуальных мнений по той или иной актуальной проблеме;
Обмен мнениями
и складывание нескольких противоборствующих или комплементарных мнений;
Кристализация общей точки зрения
из множества коллективных мнений;
Объективизация сложившегося общественного мнения (переход от вербального выражения к практическому воздействию на состояние дел).
Слайд 26В реальной жизни этапы могут протекать одновременно.
Не всегда общественное мнение
проходит все этапы.
Исследователю важно:
Чётко понимать на какой стадии общественное мнение;
Понимать,
что в формировании общественного мнения возможны качественные скачки.