Слайд 1АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ ЛОББИЗМА
Лоббизм в США
Лекция №4
Слайд 3Усиление госконтроля
Сверхбыстрое накопление частных капиталов в США в
середине XIX – начале XX веков привело к попыткам бизнес-сообщества
сломать унаследованную от Старого Света систему согласования интересов государства и бизнеса, но вместе с тем стимулировало встречное движение со стороны политического руководства США, направленное на создание системы правовых запретов и ограничений в отношении противозаконных действий бизнесменов.
Слайд 4Смена климата
Между 1981 и 2004 гг. количество компаний из списка
S&P 500, вовлеченных в лоббистскую деятельность, удвоилось. Изменился и состав
групп интересов – если до 1980-х гг. серьезную конкуренцию бизнесу составляли профсоюзы и различные объединения гражданского общества, то с 1980-х гг., а особенно с 1990-х гг., наблюдается экспонентный рост групп, представляющих интересы корпоративного бизнеса.
Drutman L. The Business of America is Lobbying: How Corporations Became Politicized and Politics Became More Corporate. Oxford University Press, 2015.
Слайд 5Усиление корпоративного сектора
Именно усилением роли корпораций объясняется и увеличение бюджетов
лоббистской деятельности – между 1998 и 2010 гг. сумма денег,
потраченных корпорациями на продвижение своих интересов в органах власти, увеличилась на 85%, в то время как торговые ассоциации увеличили аналогичные траты на 52%. В итоге, начиная с 2000-х гг., сумма средств, расходуемых корпорациями на лоббизм, начала превышать операционный бюджет всего Конгресса
Слайд 6Бизнес vs гражданское общество
В целом, на бизнес сегодня приходится около
¾ всех расходов на лоббизм в США, в то время
как группы интересов гражданского общества и профсоюзов занимают не более 1% рынка
Слайд 7Индустрия лоббизма в США
В 2011 в США было
зарегистрировано 12.714 лоббистов, что примерно на 2000 превышает показатель 1998
года.
Объем рынка лоббизма вырос с $1.44 млрд. в 1998 до $3.31 в 2013 ($9 млрд., включая незарегистрированных лоббистов).
Слайд 10Субъекты лоббизма в США
1)
внешние, или классические, лоббисты (юридические, GR- и PR-фирмы, лоббисты –
физические лица) – это классические лоббисты;
2) штатные лоббисты (сотрудники GR-отделов);
3) лоббисты предпринимательских ассоциаций;
4) группы, защищающие общественные интересы;
5) профсоюзы.
Слайд 12Основные цели лоббизма в США
а) изменение налоговой политики,
б) получение
бюджетных ассигнований (то и другое можно обобщенно объединить понятием «влияние
на бюджетный процесс», или государственную фискальную политику»),
в) воздействие на законодательную деятельность в сфере стандартов производимой продукции и регламентации правил ее сбыта,
г) взаимоотношения с регулирующими органами,
д) поддержка клиента на рынке государственных закупок (на государственных тендерах)
Слайд 13Методы лоббизма
Прямые методы влияния на политиков и чиновников.
Финансирование избирательных кампаний, поддержка партийных фондов.
Финансирование grassroots и astroturfing. Поддержка
средств массовой информации, аналитических, исследовательских и PR организаций, которые осуществляют явное или неявное формирование общественного мнения, а также могут «создавать» мнения отдельных чиновников.
Слайд 14Коалиции групп интересов
Групповые коалиции объединяют группы интересов, которые действуют в
одних и тех же сферах принятия решений, будь-то изменение правил
торговли, промышленные стандарты, технические регламенты, экономические нормативы, гражданские права и т.д.
Слайд 16Структура расходов президентской кампании
58.4% — реклама;
13.7% — фандрайзинг;
8.3%
— административные расходы (транспорт, жилье, аренда офисов, IT-инфраструктура, организация штабных
мероприятий, еда);
7.5% — зарплаты;
12.1% — остальное (раздаточные материалы, исследования, опросы, консалтинг и проч.).
Все полученные и израсходованные деньги должны учитываются в Федеральной избирательной комиссии. Необходимо сообщать обо всех расходах свыше $200.
Слайд 17Индивидуальные переводы граждан
Сумма перевода от одного гражданина во время выборов
ограничена $2 700.
Этап праймериз и основных выборов рассматриваются как
разные выборы.
Гражданин также может перевести деньги в федеральный фонд партии (National Party Committee) не более $33 400 в год, а также в партийные фонды штата или округа в сумме не более $10 000 в год.
Кандидатам разрешено принимать деньги только от граждан США.
Слайд 18Комитеты политических действий
До 1970-х гг. – зависимые от кандидатов комитеты
(кандидаты сами руководят предвыборными кампаниями и контролируют все расходы. КПД
играли скорее вспомогательную роль, с их помощью аккумулировались средства со стороны отдельных избирателей, но при этом КПД не были самостоятельными единицами)
До 2007 перечислять средства в КПД могли только частные лица
2007 – дело Citizens United против Федеральной избирательной комиссии
2010 – дело Speechnow.org против Федеральной избирательной комиссии (снятие всех ограничений)
Слайд 19Супер КПД и 501(с)4
В 2010 г. было зарегистрировано 83 Супер
КПД, в 2012 г. 1.310, в 2014 г. – 1.360,
а в 2016 г. – 2.408, а количество потраченных средств на кампании увеличилось с $62 миллионов в 2012 г. до более чем миллиарда в 2016 г. (при накопленных бюджетах почти в $2 миллиарда)
С 2010 по 2016 гг. соотношение финансирования со стороны Супер КПД и внутренних партийных фондов составило 2 к 1
Слайд 23«Закон об энергетической политике и охране окружающей среды»
Слайд 26Отношение к лоббизму
На первый взгляд, данные опросов показывают,
что граждане низко ценят моральные и этические качества лоббистов, лишь
5% признают их высокими (наравне с продавцами автомобилей и коммивояжерами). Однако, при конкретизации вопроса, картина меняется. Так, 85% признали, что лоббизм допустим, если речь идет о защите прав наемных работников, 75% - если он позволяет компании расширяться и открывать новые рынки, 72% - если улучшает позиции компании относительно ближайших конкурентов, 64% - если лоббизм способствует снижению издержек ведения бизнеса, 50% - если он позволяет получить получать государственные субсидии и гранты.
Слайд 27Foreign Agents Registration Act (1938)
Касался только иностранных лоббистов.
Закон устанавливал
требование об их регистрации в государственном департаменте США.
Изначально данная
мера была главным образом направлена на прекращение фашистской и нацистской пропаганды на территории страны.
После 1966 г. действие закона было расширено для ограничения иностранного экономического влияния.
Слайд 28The Lobbying Registration Act (1946)
К его принятию подтолкнула серия скандалов
с участием крупных холдинговых компаний.
Лоббизм определялся как деятельность физических
лиц и организаций по связям с членами федеральных законодательных органов США с целью оказания влияния на законодательный процесс.
Платность услуг лоббистских агентов и требование к раскрытию существа (цели) своей деятельности стали главными отличительными признаками легального лоббиста.
Закон предписывал лоббистам регистрироваться у секретарей Палаты представителей и Сената.
Слайд 29The Lobbying Disclosure Act (1995)
Распространил ограничения на исполнительную власть.
Были
закреплены профессиональные критерии лоббиста (профессионально занятые агенты, не мене 20%
рабочего времени затрачивающие на лоббистскую деятельность при зарплате не менее 5 тыс. долл. в течение полугода).
Закон также наложил правовые ограничения на лоббистскую деятельность (взятки, подкуп).
Были введены ограничения на использование федеральных и благотворительных фондов для лоббистской деятельности, поскольку они освобождены от уплаты налогов.
Слайд 30Процедура предоставления отчетности о лоббировании (по закону от 1995 г.)
Новшеством
стало введение процедуры предоставления отчетности о лоббировании.
Излагавшиеся в отчетах
сведения должны были содержать перечень конкретных вопросов, по которым велась лоббистская деятельность (в том числе перечень номеров законопроектов и актов исполнительных органов власти, при отстаивании которых прибегали к услугам лоббистов), информация о контактах от имени клиента, данные об общей сумме доходов и расходов в связи с лоббистской деятельностью.
Слайд 31Honest Leadership and Open Government Act (2007)
Данный акт обязывает уполномоченные
комитеты (authorized committees), Комитеты политического действия и политические комитеты политических
партий раскрывать определенную информацию о лоббистах, зарегистрированных лицах (registrants), политических комитетах лоббистов и зарегистрированных лиц, предоставляющих им взносы. Сумма взноса, подлежащая раскрытию, индексируется ежегодно в соответствии с инфляцией и в 2007 году составляла 15.000$, в 2009 и 2010 году- 16.000$.