Разделы презентаций


Белорусские народные игры в современном обществе

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Белорусские народные игры в современном обществе
История белорусских народных игр

связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями.

Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.)
Белорусские народные игры в современном обществе  История белорусских народных игр связана с историей народа, его трудом,

Слайд 2Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие

сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство

ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через

Слайд 3Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего

школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое

составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «Казакам-разбойникам». Практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимание. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен.

Слайд 4Народные игры
Вожык і  мышы
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик—в

центре круга. По сигналу все идут вправо, еж — влево.

Игроки произносят слова:
Бяжыць вожык — тупу-туп,
Увесь калючы, востры зуб!
Вожык-вожык, ты куды,
 Ад якой бяжыш бяды?
После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Вожык ножкамі туп-туп!
Вожык вочкамі  луп-луп!
Чуе вожык — усюды ціш,
Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Бяжы, бяжы, вожык,
Не шкадуй ты ножак,
Ты лаві сабе мышэй,
Не лаві нашых дзяцей!
    Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).
Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.
Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
Народные игрыВожык і  мышыВсе дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик—в центре круга. По сигналу все идут вправо,

Слайд 5Ліскі
Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса — ведущего

и, построившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя

лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:
 — Дзе быў?
— У лесе.
— Каго злавіў?
— Ліску.
— Аддай ліску маю.
— За так не аддаю.
— А за што — скажы сам.
— Як абгоніш, дык аддам.
 После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом — игрок, который остался.


ЛіскіИграющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса — ведущего и, построившись в круг диаметром 10—20 м,

Слайд 6Пярсцёнак
Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один

ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это

может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Вось па крузе я іду,
Усім пярсценачак кладу,
Мацней ручкі заціскайце
Ды глядзіце, не зявайце.
 Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»— все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

ПярсцёнакИграющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой

Слайд 7У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля

и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к

Мазалю и говорят:
 — Здравствуй, дедушка Мазаль —
З дліннай белай барадой,
 З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!
 — Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?
Дзе вы былі? Што рабілі?
 — Дзе мы былі, вам не скажам,
 Што рабілі — пакажам!
 Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазоль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.
Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.
У МазаляУчастники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после

Слайд 8Жмуркі
Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота

с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на

порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:
 — Кот, кот! На чым стаіш?
— На дубе!
— За што трымаешся?
— За сук!
— Што на суку?
— Вуллі!
— Што ў вуллях?
— Мед!
— Каму  ды каму?
— Мне ды сыну майму!
— А нам што?
— Гліны на лапаце!
Тут все начинают тормошить кота и поют песенку:
Кот, кот Апанас,
Ты лаві  тры гады нас!
Ты лаві  тры гады нас,
Не развязваючы глаз!
  Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.
 Правила игры. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.

ЖмуркіВсе идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери,

Слайд 9Грушка

Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится

мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг

грушки по кругу:
 Мы пасадзім грушку — Вось так, вось так!
Няхай наша грушка         Расце, расце
Вырастай ты, грушка,     Вось такой вышыні;
Вырастай ты, грушка,      Вось такой шырыні;
Вырастай ты, грушка,    Вырастай у добры час!
Патанцуй, Марылька,     Пакружыся ты для нас!
А мы гэту грушку  Усе шчыпаць будзем.
Ад нашай Марылькі   Уцякаць будзем!
 Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.
 


ГрушкаИграющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика