Разделы презентаций


Богатство лексики в рассказах Антона Павловича Чехова

Содержание

Цели и задачиЦели и задачипроследить эволюцию чеховской прозы;выявить связь между темами чеховских рассказов и их лексикой;определить место в творчестве Чехова профессиональной (медицинской) лексики;проанализировать принцип создания Чеховым новых слов;убедиться в весомости и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Богатство лексики в рассказах Антона Павловича Чехова

Богатство лексики в рассказах  Антона Павловича Чехова

Слайд 2Цели и задачи
Цели и задачи
проследить эволюцию чеховской прозы;
выявить связь между

темами чеховских рассказов и их лексикой;
определить место в творчестве Чехова

профессиональной (медицинской) лексики;
проанализировать принцип создания Чеховым новых слов;
убедиться в весомости и уместности каждого слова писателя в его небольших по объему произведениях;
использовать работу как пособие для учащихся по развитию и обогащению их речи, пробудить потребность в чтении чеховских рассказов.

Цели и задачиЦели и задачипроследить эволюцию чеховской прозы;выявить связь между темами чеховских рассказов и их лексикой;определить место

Слайд 3 В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо,

и одежда, и душа, и мысли.
Краткость – сестра

таланта.
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу.
Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны.
Давая волю фантазии, придержи руку.
Какое огромное счастье любить и быть любимым.
Льстят тем, кого боятся.



Крылатые выражения Чехова

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Слайд 4 «… Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьёзное

влияние на мою литературную деятельность. Они значительно раздвинули область моих

наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось не допустить многих ошибок…»
(из письма Чехова).

Пирогов Н.И. Захарьин Г.А. Склифосовский Н.В. Остроумов А.А.

«… Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьёзное влияние на мою литературную деятельность. Они значительно

Слайд 5 Публикация рассказов в юмористических и сатирических журналах

Публикация рассказов в юмористических и сатирических журналах

Слайд 6

Было: «Гимназисты проснулись и уставили свои

сонные глаза на старшего братца»
Осталось: «Гимназисты проснулись»
(«Радость»)


Совершенствование писательского мастерства А.П.Чехова

Было: «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца»  Осталось:

Слайд 7Лексика московских студентов и мелкой чиновничьей братии, вульгаризмы

«Эх, жалко,

зеркала нет, поглядел бы на свою мордолизацию! Чувствую, батенька, что

идиотом становлюсь.» («Счастливчик»)
«Наш кривляка, этот мерзавец, председатель правления, сегодня на общем собрании будет читать доклад» («Юбилей»)
«– Ну-с, а теперь и храповицкого задать можно» («Общий знакомый»)
Чепуховина, толкастика, опрокидонт, целкаши, рикикикнуть рюмку, пересобачиться, запускать глазенапа, пропёр пехтурой, каверзили друг против друга, замерсикала, стрекозить, дьяволить, стервоза, бухотеть по столу, телепкаться, бумаженция, штукенция, карать в картеж


«Каштанка», «Сапоги всмятку», «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Детвора», «Предложение», «О вреде табака», «Лебединая песня», «Медведь», «Юбилей», «Канитель», «Хамелеон»

Лексика московских студентов и мелкой чиновничьей братии, вульгаризмы  «Эх, жалко, зеркала нет, поглядел бы на свою

Слайд 8Общественно-публицистическая, философская лексика


«...Разговоры об общине или о поднятии кустарной

промышленности, или об учреждении сыроварен...» («Соседи»).
«Истина не нужна

была ему, и он не искал ее, его совесть, околдованная пороком и ложью, спала или молчала; он, как чужой или нанятый с другой планеты, не участвовал в общей жизни людей, был равнодушен к их страданиям, идеям, религиям, знаниям, исканиям, борьбе...» («Дуэль»).

«Соседи», «Дуэль», «Жена», «Размазня», «Исповедь», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Крыжовник»

Общественно-публицистическая, философская лексика «...Разговоры об общине или о поднятии кустарной промышленности, или об учреждении сыроварен...» («Соседи»).

Слайд 9Научная (медицинская*, юридическая) лексика


«Благодаря антисептике делают операции, какие

великий Пирогов считал невозможными даже in spc. Обыкновенные земские врачи

решаются производить резекцию коленного сустава, на сто чревосечений один только смертный случай...» («Палата №6»).
«…чего-нибудь такого, знаете ли, аллегорического, какой-нибудь живительной влаги… зельтерской воды, что ли? У вас есть зельтерская вода?» («Аптекарша»)
«Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси...» («Хирургия»)

«Палата №6», «Хирургия», «Человек в футляре», «Рассказ неизвестного человека», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», «Аптекарша», «В аптеке»

*Известно, что в рассказах А.П.Чехова встречается 283 медицинских термина

Научная (медицинская*, юридическая) лексика «Благодаря антисептике делают операции, какие великий Пирогов считал невозможными даже in spc. Обыкновенные

Слайд 10Церковно-богословская лексика


«Его посвящают в архимандриты, потом в архиереи; он

служит в кафедральном соборе обедню; в золотой митре, с панагией

выходит на амвон и, осеняя массу народа трикирием и дикирием...» («Дуэль»)
«На кладбище была отслужена лития» («Оратор»)
«Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для написания акафистов нужно знать житие святого…» («Святой ночью»)

«Дуэль», «Святой ночью», «Скучная история», «Степь»,
«Моя жизнь»

Церковно-богословская лексика «Его посвящают в архимандриты, потом в архиереи; он служит в кафедральном соборе обедню; в золотой

Слайд 11Просторечная лексика с использованием русского фольклора


«Поспешаю я что есть

мочи, гляжу, а по дорожке… - белый вол идёт. Идёт

он, хвостом машет и му-у-у! Только, это самое, братцы, догоняю его, глядь! – а уж это не вол, а Жменя. Свят, свят, свят! Гром гремит, молонья небо полосует, вербы к самой воде гнутся, - вдруг, братцы, накажи меня бог, бежит поперёк дорожки заяц… и говорит по-человечьи: «Здорово, мужики!»» («Счастье»)
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь с длинной седой бородой и… с этакими усищами. У старого царя был единственный сын и наследник царства – мальчик, такой же маленький, как ты…» («Дома»)

«Счастье», «Мужики», «По делам
службы»,
«В овраге»,
«На подводе», «Убийство», «Мечты»

Просторечная лексика с использованием русского фольклора «Поспешаю я что есть мочи, гляжу, а по дорожке… - белый

Слайд 12Лексика канцелярской, официально-деловой речи, профессионально-техническая лексика, фразеология художественной богемы, термины

садоводства

«Сначала заговорили о пользе образования вообще, потом же незаметно перешли

к образовательному цензу служащей братии» («Восклицательный знак»)
Серебристая полынь, голубые цветы свинячей цибульки, желтая сурепа, васильки - все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку

«Восклицательный знак», «Злоумышленник»,
«По делам службы»

Лексика канцелярской, официально-деловой речи, профессионально-техническая лексика, фразеология художественной богемы, термины садоводства«Сначала заговорили о пользе образования вообще, потом

Слайд 13Диаграмма тематики рассказов А.П.Чехова

мы

Диаграмма тематики рассказов А.П.Чехова мы

Слайд 14Тропы, используемые только в контекстах рассказов А.П.Чехова
Окказионализмы
Антропонимы
Эпитеты

Тропы, используемые только в контекстах рассказов А.П.ЧеховаОкказионализмыАнтропонимыЭпитеты

Слайд 15«Она окошкодохлилась»
«Внутри все сарайно»
«Будь он хоть распереписатель»
«Сижу и... околеванца жду»
«Прежние

баре наполовину генералы были, а нынешние — сплошная мездрюшка»
«Я

в мерлехлюндии»
«Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата»
«А в молодости Печорина и Базарова разыгрывал, базаристей меня и человека не было»
«Разведи там на могиле какую-нибудь мантифолию поцицеронистей, а уж какое спасибо получишь!»

Окказионализмы – это индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка

«Она окошкодохлилась»«Внутри все сарайно»«Будь он хоть распереписатель»«Сижу и... околеванца жду»«Прежние баре наполовину генералы были, а нынешние —

Слайд 16«—... Кто это сочинил? — в конце концов не выдерживает

Прачкин.
— Пушкин, папаша.
— Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут,

а что пишут — и сами не понимают! Лишь бы написать!» («Не в духе»).
«С моей осанкой недалеко уйдешь! И фамилия преподлейшая: Невыразимов!» («Мелюзга»)
тайные советники: Гундасов, Гнилодушкин, Гнилорыбенков, Глоталов, Укуси-Каланчевский, Недоехов, титулярные советники - кавалеры: Грязноруков, Панихидин, Погостов, Челюстин, Кладбищенский..

Антропонимы – это собственные имена людей (индивидуальные и групповые): личные имена, отчества (патронимы), фамилии, родовые имена, прозвища, клички, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена).

«—... Кто это сочинил? — в конце концов не выдерживает Прачкин.— Пушкин, папаша.— Пушкин? Гм!.. Должно быть,

Слайд 17«умное легкомыслие», «громкое купанье», «шершавые впечатления», «ласковый храп», «искренний пес»,

«гремучая девка», «мечтательный почерк», «тщедушный кабинетик» «жалобно-восторженный крик журавлей»
Эпитет –

определение при слове, влияющее на его выразительность.
«умное легкомыслие», «громкое купанье», «шершавые впечатления», «ласковый храп», «искренний пес», «гремучая девка», «мечтательный почерк», «тщедушный кабинетик» «жалобно-восторженный

Слайд 18Языку Чехова присущ принцип–обыкновенности, обыденности. Благодаря тому, что этот принцип

был нов в литературе, Чехов добивался его необычайной свежести, новизны

восприятия, избегал банальностей и штампов, которые для многих казались неизбежными. Однако строгая реалистичность языка повседневности сочеталась у писателя с внутренним лиризмом.

Языку Чехова присущ принцип–обыкновенности, обыденности. Благодаря тому, что этот принцип был нов в литературе, Чехов добивался его

Слайд 19 Страшную болезнь нашего века – изъясняться на

языке, напоминающем «смешенье французского (английского) с нижегородским» – можно лечить

только с помощью лекарства доктора Чехова: избегая штампов, говоря «с чувством, с толком, с расстановкой». Лучшим учителем здесь является сам Антон Павлович Чехов и его бессмертные творения.
Страшную болезнь нашего века – изъясняться на языке, напоминающем «смешенье французского (английского) с нижегородским»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика