Слайд 1«Бывают минуты, когда внезапная искренность равносильна непростительной потере контроля над собой»
Альбер Камю
«Если человек не умеет управлять
собой, им начинают управлять другие»
Стресс и управление им в деятельности
менеджера
Самообладание
Лектор Пушкарева Е.В.
Крымский федеральный университет
Институт экономики и управления
Кафедра менеджмента
САМОМЕНЕДЖМЕНТ
Лекция
СТРЕСС И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
Слайд 2Слово "стресс" — общий термин, обозначающий оказываемое на нас давление,
как изнутри, так и извне. Стресс (от англ, stress —
напряжение) — это физиологическое и, главным образом, психическое напряжение организма.
Слайд 3Причинами стресса у менеджеров могут служить следующие факторы:
организация -
ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений;
2)
работа - перегруженность или незагруженность работой, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей (следует отметить, что незагруженность работой является более значимой причиной для возникновения стресса, чем возможные перегрузки);
3) карьера - смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям; остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров;
4) взаимоотношения - характер отношений с вышестоящими, подчиненными и коллегами;
5) внутренние переживания - неадекватные представления о себе, негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным “Я-образом”, различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями.
Слайд 4СТРЕСС И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
Факторы психологической составляющей стресса
Слайд 5ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ
Руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации
Информация,
как правило, разнородна, изменчива, противоречива, обладает различной степенью достоверности
Утомляет и
даже разрушает психику
Приводит к несимметричной работе мозга
Слайд 6ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Информационная нагрузка + ее избыточность = хроническая неопределенность
С
одной стороны информации чрезвычайно много, но с другой – нужной
и наиболее важной для данной конкретной ситуации часто не достает
Руководитель вынужден осуществлять поиск необходимой информации, что, в свою очередь вызывает напряженность
Слайд 7ФАКТОР ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ответственность – решающий и основной в деятельности любого руководителя
В
управленческой деятельности наиболее высока мера ответственности за результат, за личную
деятельность, за деятельность окружающих (персонал и других сотрудников)
В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель аккумулирует всю меру ответственности за результаты функционирования организации
Цена величия – ответственность
Уинстон Черчилль
Слайд 8ФАКТОР ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ
Хроническая нехватка времени – один из наиболее типичных
признаков управленческой деятельности
К основным причинам нехватки времени можно отнести
множественность видов работ
В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач
Только время не теряет времени
Ж. Ренар
Слайд 9ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Межличностный конфликт – конфликт, который возникает в ходе
взаимодействия (общения, коммуникации) одного индивида (нескольких) с другим (другими)
Обязательным явлением
при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов
Слайд 10ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Слайд 11ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
ВИДЫ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Слайд 12ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
ВИДЫ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Слайд 13ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
СТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Слайд 14ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
ТИПОЛОГИЯ И ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Слайд 15ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
СТАДИИ И ЭТАПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Слайд 17ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ
Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности,
представляющий собой столкновение противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей,
идеалов)
Несут серьезную опасность для личности, от переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида
Слайд 18ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Слайд 19ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес
немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой
на человека одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три вида конфликтной ситуации.
1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. «Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода».
2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Пример: с одной стороны, менеджер должен реализовать проект, который он не хочет делать, а с другой – его могут уволить, если он его не реализует.
3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Пример: менеджер хочет попробовать себя в роли руководителя высшего звена, но боится брать ответственность.
Слайд 20ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ
Последующее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах
представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления – американский
психолог Карл Роджерс.
Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является «Я-концепция» – представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой.
На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека. Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс (несовпадение) между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» – с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, последствием которого может стать тяжелое психическое заболевание.
Слайд 21ФАКТОР ПОЛИФОКУСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Полифокусность управленческой деятельности – руководитель решает различные, порой
противоречащие друг другу задачи
Руководитель самой своей позицией ставится в условия,
когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции – наложения и отрицательного воздействия задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.
Слайд 22СИСТЕМА ВНЕШНЕСРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ
Внешняя среда организации является источником многочисленных стрессоров, которое
по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы
Факторы конкуренции,
связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильно социальной и профессиональной среды.
Факторы влияния криминальной среды на деятельность организации.
Факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможно прогнозировать на перспективу.
Слайд 24Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивость
личности
Стрессоустойчивость – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и
деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.
Важной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий.
Слайд 25Основные типы личностной резистентности (устойчивости) к стрессу
Характеристика индивидуального порога
стрессоустойчивости: одни могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к
стрессу - «волы»; другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои – «кролики»: третьи вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса – «львы».
Слайд 27Средства управления стрессом и его профилактика
Эти профилактические мероприятия в целом
повышают устойчивость личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешности
выхода из каждой конкретной стрессовой ситуации
Слайд 28Средства управления стрессом и его профилактика
Эти профилактические мероприятия в целом
повышают устойчивость личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешности
выхода из каждой конкретной стрессовой ситуации
Слайд 29Способы выхода из стрессовых ситуаций
Активный (две разновидности):
строится как интенсификация
конструктивных действий по организации деятельности и отражает, таким образом, адекватное
течение фазы мобилизации;
поведение строится по типу «внешней бурной реакции», когда руководитель «разряжается» на других, выплескивает свои эмоции, причем не столько в конструктивной деятельности, сколько в замещающем ее вымещении эмоций на подчиненных («нагоняи». «придирки» и т.п.)
Пассивный — этот способ характеризуется тем, что человек «мирится с ситуацией», подавляет напряжение и «загоняет стресс внутрь», не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Это – своеобразная реакция торможения, часто бывает полезной, поскольку позволяет избежать импульсивных необдуманных действий, но при хроническом повторении способствует накоплению напряженности, имеет долгосрочные негативные последствия и в целом менее эффективна, чем активный тип реагирования.
Слайд 30Со стрессовым состоянием тесно связаны, а часто являются его причинами,
фрустрационные состояния.
Фрустра́ция — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой
невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Схема развития фрустрационного состояния:
Наличие интенсивной потребности (значимой цели, сильного желания).
Блокировка их удовлетворения (внешние преграды, ограниченность собственных способностей).
Возникновение отрицательных эмоций
Слайд 31Способы преодоления фрустрационных состояний:
Слайд 32Способы преодоления фрустрационных состояний:
Слайд 33Значимым для характеристики эмоционально-волевой регуляции негативных состояний в деятельности менеджера
является эмоциональная устойчивость личности
Высокая эмоциональная напряженность управленческой деятельности, частые и
хронические стрессы в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся критические ситуации – все это выступает мощным источником для развития еще одной категории негативных психических состояний –
утомлений
Слайд 35Средства регулирования состояния утомления руководителя
Слайд 36Средства регулирования состояния утомления руководителя
Слайд 37Владение менеджером экспрессивными средствами самоконтроля поведения
Слайд 39САМООБЛАДАНИЕ
Самообладание – умение справляться с внешним выражением эмоций, оставаться хладнокровным
в экстремальных ситуациях, не реагировать на раздражители и сохранять внутреннее
спокойствие.
Самообладание – совокупность волевых качеств, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающие нежелательные для человека побуждения.
Слайд 40САМООБЛАДАНИЕ
Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением
эмоционального реагирования и зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.
Слайд 41САМООБЛАДАНИЕ
Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать и
владеть собой
Мишель де Монтень
Самообладание
дает человеку возможность поступать не эмоционально,
а рационально
дает власть не только над собой, но и над другими
способствует принятию правильных решений, особенно в экстремальных ситуациях
помогает видеть мир через призму спокойствия и уверенности в себе
выручает в случаях, о которых несдержанные люди потом сожалеют
Слайд 42ПРОЯВЛЕНИЯ САМООБЛАДАНИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЕНЕДЖЕРА
Слайд 43Ситуации, в которых навыки самообладания необходимы прежде всего
Слайд 44КАК РАЗВИТЬ САМООБЛАДАНИЕ?
(рекомендации И.Л. Добротворского)