Слайд 1
Цивилизация как предмет гуманитарного знания
Слайд 3
Цели и задачи курса
Основы гуманитарных знаний.
Цивилизационный подход в
изучении
исторического процесса.
Понятие, типы и этапы эволюции
цивилизаций.
План лекции
1
2
3
Слайд 4
«Основы гуманитарных знаний»
данный курс является одним из основных в
цикле гуманитарных дисциплин технического вуза и имеет большое познавательное, развивающее
и воспитательное значение
Слайд 5
Современный подход к образованию
Обеспечить потребности личности и общества в воспроизводстве
и приращении интеллекта и культуры
Это система идей, знаний, навыков и
умений во всех областях человеческой деятельности
Слайд 6
Восприятие человеком окружающего мира
Первобытное общество – физические ощущения и мифологическое
восприятие
Античность –рационализм и практичность
Средние века – религиозное мировоззрение
Новое время –
идеи Просвещения – «абсолютная свобода человека»
Новейшее время – «абсолютная власть науки» («сциентизм»)- технократическое мышление
Современное общество – информационное общество- возрождение ценностей гуманизма
Слайд 7
Глобальные противоречия
Угроза существованию
человечества
Сциентизм
Тотальная
экспансия науки
во все сферы
общества
Использование
науки для
воздействия
на природу
Слайд 8
Технократическое мышление
Примат техники над человеком и его ценностями
Отсутствие категорий
нравственности, совести, человеческих переживаний и достоинств
Технократизм – это «Рассудок, которому
чужды Разум и Мудрость»
Слайд 9
Функциональное разделение полушарий головного мозга
(Р. Сперри)
Правое
полушарие
Интуиция,
образное,
целостное
восприятие
действительности
Левое
полушарие
Анализ,
рациональная
аналитическая
обработка
информации
Слайд 10
Гуманизм от латин. humanus- человеческий
Совокупность взглядов, уважающих достоинства и права
человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии, о создании
для человека благоприятных условий жизни
Слайд 11
Эпоха Возрождения –
начало формирования гуманитарных знаний
Studia divina
Studia humana
Церковные
науки
о Боге
Светские науки
о человеке
Слайд 12
Цель курса «Введение в историю мировых цивилизаций»
дать
знания об историко-культурном развитии
человечества с древности до нашего
времени, его социальном, духовном и нравственном опыте
Слайд 13
Задачи курса «Введение в историю
мировых цивилизаций»
определить понятие «цивилизация», ее
структуру и типологию;
уяснить сущность и смысл цивилизационного подхода в
изучении историко-культурного процесса;
выяснить особенности развития цивилизаций Востока и Запада, ценности локальных цивилизаций различных исторических эпох;
определить специфику российской цивилизации, раскрыть место и роль России в системе мировых и локальных цивилизаций.
Слайд 14
Процесс исторического познания имеет собственную историю
Основан на типе мировоззрения
– системе восприятия человеком собственного бытия через главный элемент мировоззрения:
Природа,
космос- космоцентризм
Бог – теоцентризм
Человек –антропоцентризм
Наука- наукоцентризм (сциентизм)
Слайд 15
Этапы исторического познания
Первобытность, ранние
цивилизации-
мифология
Античность- «история-учитель жизни»
Средние века- Библейская история
Новое время – философское осмысление
исторического процесса (историософия)
Новейшее время – многовариантность
исторического познания
Слайд 16
Марксистская теория исторического процесса
теоретики К.Маркс и Ф.Энгельс (вторая половина XIX
в.)
материалистическое понимание истории
определяющий фактор исторического процесса – развитие производства и
экономические отношения (экономический детерминизм), от которых зависит социальная структура, модель государства, духовная жизнь общества
Слайд 17
ФОРМАЦИОННЫЙ (МАРКСИСТСКИЙ) ПОДХОД
Исторический процесс –
последовательная смена
пяти социально-экономических
формаций:
Первобытно
общинная
формация
Рабовладель-
ческая
формация
Феодальная
формация
Капиталисти-
ческая
формация
Коммунисти-
ческая
формация
Слайд 18
Цивилизационный подход изучения исторического процесса
Теоретики
А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский, П.Сорокин и
другие
Содержание
многовариантность исторического процесса и разнообразие методологических подходов его исследования
понятие «цивилизация» включает – материальную и духовную деятельность человека, его личностные качества и менталитет, связь с природой и обществом
Слайд 19
Термин «цивилизация» от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный
гражданина
введен в научный оборот французскими просветителями во
2-ой половине XVIII в.
для обозначения идеального общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй
впервые слово «цивилизация» встречается в работе О. Мирабо «Друг людей» (1756)
в XIX – начале XX вв. категория «цивилизация» начинает использоваться для выделения определенных этапов исторического развития общества, как условная единица истории
Слайд 20
В центре изучения цивилизации стоит человек
Человек – биосоциальное существо-
продукт природы и общества
Цивилизация –результат материальной и духовной деятельности человека
и развитие его личности
Слайд 21
Мировая
цивилизация
Локальные
цивилизации
Подходы в изучении
цивилизационных процессов
всемирно –
исторический
подход
локально-
исторический
подход
Слайд 22
Мировая цивилизация –
Этап в истории человеческого общества,
характеризующийся определённым
уровнем эволюции человеческой личности,
технологическим и экономическим
способом производства,
устойчивым
строем политических
и общественных отношений,
спецификой духовного развития.
Слайд 23
Локальная цивилизация
Занимает конкретную территорию,
имеет культурно-исторические,
этнические, религиозные,
хозяйственные особенности
отдельной
страны и отдельного этноса или
группы стран и группы этносов,
связанных общей судьбой.
Каждый компонент локальной цивилизации
имеет своеобразие и обладает
устойчивостью к внешним воздействиям.
Слайд 24
Льюис Генри Морган (1818-1881)
американский этнограф и археолог, историк
первобытного общества
в качестве адвоката, активно выступал в защиту индейцев,
в 1847 г. был принят в члены одного из ирокезских племен (сенека) и усыновлен ими
Слайд 25
Взгляды Г. Моргана на историю
Изложены в книге «Древнее общество, или
Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации»
(1877)
В истории человечества выделяются три фазы развития: дикость , варварство, цивилизация, которые формируются на основе технологических достижений.
Слайд 26
Взгляды Г. Моргана на историю
Дикость: простейшие орудия для собирательства, освоение
огня, изобретение лука и стрел
Варварство: земледелие, одомашнивание животных, начало производства
железа и орудий труда из него
Зарождение цивилизации: изобретение фонетического алфавита и письменности
Слайд 27
Энгельс Фридрих (1820-1895)
немецкий мыслитель и общественный деятель, один из
основоположников марксизма
родился в семье фабриканта.
Вместе с К.Марксом написал
«Манифест Коммунистической партии» (1848) и руководил
I Интернационалом
большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой.
Слайд 28
Взгляды Ф.Энгельса на цивилизацию
Вслед за Г.Морганом Ф.Энгельс выделил в
качестве признаков цивилизации: разделение умственного и физического труда, появление письменности,
наличие городов как центров экономической и культурной жизни, а также формирование частной собственности, классов и государств
Цивилизация в этом смысле выступает синонимом определенного уровня развития общественной культуры.
Слайд 29
Тойнби Арнольд (1889-1975)
английский историк и философ, общественный деятель,
выпускник Оксфорда
научный
руководитель Королевского института международных отношений и научный сотрудник Лондонского университета
автор теории циклического развития цивилизаций
Слайд 30
Исторические взгляды А.Тойнби
Отрицание единства мировой истории
история - смена уникальных локальных
цивилизаций
в своем развитии цивилизации проходят три этапа: расцвет, надлом и
упадок
человеческая история развивается на основе концепции "вызов" - "ответ"
прогресс цивилизации определяется деятельностью «активного меньшинства»
Слайд 31
Локальные цивилизации по А.Тойнби
Шумеро-аккадская
Вавилонская
Древнеегипетская
Хеттская
Сирийская
Персидская (иранская)
Арабская
Минойская цивилизация
Эллинская (греко-римская)
Западная
Православная (основной массив) —
Византия, южные славяне
Православная русская
Древнекитайская
Дальневосточная китайская
Дальневосточная японско-корейская
Индская
Индуистская
Майянская
Мексиканская
Юкатанская
Андская
Слайд 32
Шпенглер Освальд (1880— 1936)
немецкий философ и культуролог
изучал философию,
историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах
в
1904 г. получил докторскую степень
главное произведение - «Закат Европы» (1918-1922 гг.) - имело сенсационный успех
Слайд 33
Исторические взгляды О. Шпенглера
Всемирная история есть калейдоскоп из 8 «органических»
культурно-исторических типов
культура, как живой организм, существует около тысячи лет, проходит
через стадии предкультуры, культуры и цивилизации
цивилизация - стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения, потери творческих сил в условиях избытка техники, интеллектуализма и рациональности
Слайд 34
Культурно-исторические типы
по О. Шпенглеру
Египетская
Индийская
Вавилонская
Китайская
Аполлоновская (греко-римская)
Магическая (византийско-арабская)
Фаустовская
(западноевропейская)
Культура
майя
Русско-сибирская - девятая культура будущего
Слайд 35
Данилевский Николай Яковлевич
(1822 -1885)
русский мыслитель, философ, социолог,
естествоиспытатель
придерживался идей славянофильства
развил концепцию "культурно-исторических типов"
Слайд 36
Исторические взгляды
Н.Я. Данилевского
Отрицал существование единой мировой цивилизации
выделял 11 культурно-исторических
типов
главное внимание уделял германо-романскому и славянскому типам
считал славянский тип
более перспективным:
на смену Европе должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом
Слайд 37
Культурно-исторические типы
по Н.Я.Данилевскому
Египетский
Китайский
Ассиро-вавилоно-финикийский
Халдейский или древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Новосемитский или аравийский
Романо-германский или европейский
Слайд 38
Сорокин Питирим Александрович
(1889 -1968)
российский социолог
окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета
в 1917 г. принял активное участие в революции на стороне
партии эсеров, выступил против Октябрьской революции
В 1918-1922 гг. преподавал на юридическом факультете Петроградского университета
в сентябре 1922 г. с группой других ученых, не принявших марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России
Слайд 39
Исторические взгляды П. Сорокина
Всемирно-исторический процесс - это циклическая смена типов
культур
цивилизация - культурная суперсистема или крупная культурная система
целостность культуры
основывается на главных философских постулатах: представление о природе, реальности, методах ее познания.
Слайд 40
Типы социокультурных суперсистем
по П. Сорокину
Слайд 41
Понятие цивилизации
«качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным
уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических
отношений и духовного мира»
(Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999).
Слайд 42
Понятие цивилизации
крупная целостная система со своими закономерностями и устойчивыми
элементами:
-экономическими и политическими отношениями,
-социальной организацией,
-общественным сознанием,
- религиозно-философскими учениями,
-системой образования и воспитания
Это позволяет увидеть своеобразие той или иной цивилизации как некоего ряда социокультурных и политических феноменов.
Неповторимость каждой цивилизации определяется духовным фактором – своеобразным складом психической жизни, выражающимся в специфике системных ценностей, норм, обычаев, традиций.
Слайд 43
Первичные
цивилизации
Вторичные
цивилизации
Развиваются
непосредственно
из первобытности,
на собственной
основе
Возникают
на
основе уже
существующих
цивилизаций
Типы
цивилизаций
Слайд 44
Типы цивилизаций
Природная
(непрогрессивная)
Западная
(прогрессивная)
Восточная
(циклическая)
Слайд 45
Природная (непрогрессивная) цивилизация
Народы, живущие в рамках природного годового цикла, в
единстве и гармонии с природой
Существование вне исторического времени
Зависимость от окружающей
среды
Религия и духовная культура связаны с обожествлением сил природы
Запрет на открытия и нововведения
Человек из племени Сан в
пустыне Калахари,(Африка)
утоляет жажду, выжимая из
корня сок.
Слайд 46
Восточная (циклическая, традиционная ) цивилизация
Тесная связь и прямая зависимость человека
от социальной группы, в которой он родился
Подчинение личных начал
общественным интересам
Отсутствие понятия частной собственности – коллективное владение
Замкнутость социальных групп
Огромная роль государства и его правителя - этатистский характер общества (восточная деспотия)
Связь земного и небесного существования
В основе религии - сосредоточенность на духовном совершенстве
Слайд 47
Западная (прогрессивная) цивилизация
Постоянные изменения в жизни
человека и общества,
стремление к обновлению
Приоритет личных, индивидуальных начал
над общими интересами
Развитая частная
собственность,
рыночные отношения, высокий престиж труда
Демократия, правовое государство,
гражданское общество
Рациональное, прагматичное восприятие мира
Христианство –
основа нравственных ценностей
Слайд 48
Цивилизационный подход
изучении исторического
процесса дает возможность изучения
человеческого
общества во всем
его многообразии , через призму
развития человеческой
личности.
Вывод