Разделы презентаций


Цивилизация как предмет гуманитарного знания

Содержание

Цели и задачи курса Основы гуманитарных знаний.Цивилизационный подход в изучении исторического процесса.Понятие, типы и этапы эволюции цивилизаций.План лекции123

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Цивилизация как предмет гуманитарного знания

Цивилизация как предмет гуманитарного знания

Слайд 3


Цели и задачи курса
Основы гуманитарных знаний.
Цивилизационный подход в
изучении

исторического процесса.

Понятие, типы и этапы эволюции
цивилизаций.
План лекции



1
2
3

Цели и задачи курса Основы гуманитарных знаний.Цивилизационный подход в изучении исторического процесса.Понятие, типы и этапы эволюции цивилизаций.План

Слайд 4

«Основы гуманитарных знаний»

данный курс является одним из основных в

цикле гуманитарных дисциплин технического вуза и имеет большое познавательное, развивающее

и воспитательное значение
«Основы гуманитарных знаний» данный курс является одним из основных в цикле гуманитарных дисциплин технического вуза и имеет

Слайд 5

Современный подход к образованию
Обеспечить потребности личности и общества в воспроизводстве

и приращении интеллекта и культуры


Это система идей, знаний, навыков и

умений во всех областях человеческой деятельности
Современный подход к образованиюОбеспечить потребности личности и общества в воспроизводстве и приращении интеллекта и культурыЭто система идей,

Слайд 6

Восприятие человеком окружающего мира
Первобытное общество – физические ощущения и мифологическое

восприятие
Античность –рационализм и практичность
Средние века – религиозное мировоззрение
Новое время –

идеи Просвещения – «абсолютная свобода человека»
Новейшее время – «абсолютная власть науки» («сциентизм»)- технократическое мышление
Современное общество – информационное общество- возрождение ценностей гуманизма
Восприятие человеком окружающего мираПервобытное общество – физические ощущения и мифологическое восприятиеАнтичность –рационализм и практичностьСредние века – религиозное

Слайд 7
Глобальные противоречия
Угроза существованию
человечества


Сциентизм


Тотальная
экспансия науки
во все сферы
общества
Использование
науки для


воздействия
на природу

Глобальные противоречияУгроза существованию человечестваСциентизмТотальная экспансия наукиво все сферы обществаИспользованиенауки для воздействия на природу

Слайд 8

Технократическое мышление
Примат техники над человеком и его ценностями
Отсутствие категорий

нравственности, совести, человеческих переживаний и достоинств
Технократизм – это «Рассудок, которому

чужды Разум и Мудрость»
Технократическое мышление Примат техники над человеком и его ценностямиОтсутствие категорий нравственности, совести, человеческих переживаний и достоинствТехнократизм –

Слайд 9

Функциональное разделение полушарий головного мозга (Р. Сперри)

Правое
полушарие
Интуиция,
образное,
целостное
восприятие
действительности

Левое


полушарие
Анализ,
рациональная
аналитическая
обработка
информации



Функциональное разделение полушарий головного мозга  (Р. Сперри)ПравоеполушариеИнтуиция, образное, целостное восприятиедействительностиЛевое полушариеАнализ,рациональнаяаналитическая обработка информации

Слайд 10

Гуманизм от латин. humanus- человеческий
Совокупность взглядов, уважающих достоинства и права

человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии, о создании

для человека благоприятных условий жизни

Гуманизм от латин. humanus- человеческийСовокупность взглядов, уважающих достоинства и права человека, забота о благе людей, их всестороннем

Слайд 11

Эпоха Возрождения – начало формирования гуманитарных знаний
Studia divina
Studia humana
Церковные


науки
о Боге
Светские науки
о человеке



Эпоха Возрождения –  начало формирования гуманитарных знаний Studia divinaStudia humanaЦерковные науки о БогеСветские науки о человеке

Слайд 12

Цель курса «Введение в историю мировых цивилизаций»
дать

знания об историко-культурном развитии
человечества с древности до нашего

времени, его социальном, духовном и нравственном опыте
Цель курса «Введение в историю мировых цивилизаций»   дать знания об историко-культурном развитии  человечества с

Слайд 13

Задачи курса «Введение в историю мировых цивилизаций»
определить понятие «цивилизация», ее

структуру и типологию;
уяснить сущность и смысл цивилизационного подхода в

изучении историко-культурного процесса;
выяснить особенности развития цивилизаций Востока и Запада, ценности локальных цивилизаций различных исторических эпох;
определить специфику российской цивилизации, раскрыть место и роль России в системе мировых и локальных цивилизаций.
Задачи курса «Введение в историю  мировых цивилизаций»определить понятие «цивилизация», ее структуру и типологию; уяснить сущность и

Слайд 14

Процесс исторического познания имеет собственную историю

Основан на типе мировоззрения

– системе восприятия человеком собственного бытия через главный элемент мировоззрения:
Природа,

космос- космоцентризм
Бог – теоцентризм
Человек –антропоцентризм
Наука- наукоцентризм (сциентизм)
Процесс исторического познания имеет собственную историю Основан на типе мировоззрения – системе восприятия человеком собственного бытия через

Слайд 15

Этапы исторического познания
Первобытность, ранние

цивилизации-
мифология

Античность- «история-учитель жизни»

Средние века- Библейская история

Новое время – философское осмысление
исторического процесса (историософия)

Новейшее время – многовариантность
исторического познания

Этапы исторического познания      Первобытность, ранние цивилизации-

Слайд 16

Марксистская теория исторического процесса
теоретики К.Маркс и Ф.Энгельс (вторая половина XIX

в.)
материалистическое понимание истории
определяющий фактор исторического процесса – развитие производства и

экономические отношения (экономический детерминизм), от которых зависит социальная структура, модель государства, духовная жизнь общества
Марксистская теория исторического процессатеоретики К.Маркс и Ф.Энгельс (вторая половина XIX в.)материалистическое понимание историиопределяющий фактор исторического процесса –

Слайд 17

ФОРМАЦИОННЫЙ (МАРКСИСТСКИЙ) ПОДХОД
Исторический процесс –
последовательная смена
пяти социально-экономических

формаций:
Первобытно
общинная
формация
Рабовладель-
ческая
формация
Феодальная
формация
Капиталисти-
ческая
формация
Коммунисти-
ческая
формация




ФОРМАЦИОННЫЙ (МАРКСИСТСКИЙ) ПОДХОД Исторический процесс – последовательная смена пяти социально-экономических формаций: Первобытнообщинная формацияРабовладель-ческая формацияФеодальная формацияКапиталисти-ческая формацияКоммунисти-ческая формация

Слайд 18

Цивилизационный подход изучения исторического процесса
Теоретики
А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский, П.Сорокин и

другие
Содержание
многовариантность исторического процесса и разнообразие методологических подходов его исследования

понятие «цивилизация» включает – материальную и духовную деятельность человека, его личностные качества и менталитет, связь с природой и обществом
Цивилизационный подход изучения исторического процессаТеоретики А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский, П.Сорокин и другиеСодержание многовариантность исторического процесса и разнообразие методологических

Слайд 19

Термин «цивилизация» от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный

гражданина
введен в научный оборот французскими просветителями во

2-ой половине XVIII в.
для обозначения идеального общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй

впервые слово «цивилизация» встречается в работе О. Мирабо «Друг людей» (1756)

в XIX – начале XX вв. категория «цивилизация» начинает использоваться для выделения определенных этапов исторического развития общества, как условная единица истории
Термин «цивилизация» от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина  введен в научный оборот французскими

Слайд 20

В центре изучения цивилизации стоит человек

Человек – биосоциальное существо-

продукт природы и общества

Цивилизация –результат материальной и духовной деятельности человека

и развитие его личности
В центре изучения цивилизации стоит человекЧеловек – биосоциальное существо-  продукт природы и обществаЦивилизация –результат

Слайд 21
Мировая
цивилизация
Локальные
цивилизации




Подходы в изучении
цивилизационных процессов
всемирно –
исторический
подход
локально-
исторический
подход

Мировая цивилизацияЛокальные цивилизацииПодходы в изучении цивилизационных процессов всемирно –историческийподходлокально-исторический подход

Слайд 22
Мировая цивилизация –
Этап в истории человеческого общества,
характеризующийся определённым


уровнем эволюции человеческой личности,
технологическим и экономическим
способом производства,
устойчивым

строем политических
и общественных отношений,
спецификой духовного развития.
Мировая цивилизация – Этап в истории человеческого общества, характеризующийся определённым уровнем эволюции человеческой личности, технологическим и экономическим

Слайд 23
Локальная цивилизация

Занимает конкретную территорию,
имеет культурно-исторические,
этнические, религиозные,
хозяйственные особенности
отдельной

страны и отдельного этноса или
группы стран и группы этносов,


связанных общей судьбой.
Каждый компонент локальной цивилизации
имеет своеобразие и обладает
устойчивостью к внешним воздействиям.

Локальная цивилизацияЗанимает конкретную территорию,имеет культурно-исторические, этнические, религиозные, хозяйственные особенности отдельной страны и отдельного этноса или группы стран

Слайд 24

Льюис Генри Морган (1818-1881)
американский этнограф и археолог, историк

первобытного общества
в качестве адвоката, активно выступал в защиту индейцев,


в 1847 г. был принят в члены одного из ирокезских племен (сенека) и усыновлен ими
Льюис Генри Морган (1818-1881) американский этнограф и археолог, историк первобытного общества в качестве адвоката, активно выступал в

Слайд 25

Взгляды Г. Моргана на историю
Изложены в книге «Древнее общество, или

Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации»

(1877)
В истории человечества выделяются три фазы развития: дикость , варварство, цивилизация, которые формируются на основе технологических достижений.
Взгляды Г. Моргана на историюИзложены в книге «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через

Слайд 26

Взгляды Г. Моргана на историю
Дикость: простейшие орудия для собирательства, освоение

огня, изобретение лука и стрел
Варварство: земледелие, одомашнивание животных, начало производства

железа и орудий труда из него
Зарождение цивилизации: изобретение фонетического алфавита и письменности
Взгляды Г. Моргана на историюДикость: простейшие орудия для собирательства, освоение огня, изобретение лука и стрелВарварство: земледелие, одомашнивание

Слайд 27

Энгельс Фридрих (1820-1895)
немецкий мыслитель и общественный деятель, один из

основоположников марксизма
родился в семье фабриканта.
Вместе с К.Марксом написал

«Манифест Коммунистической партии» (1848) и руководил
I Интернационалом
большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой.
Энгельс Фридрих (1820-1895) немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма родился в семье фабриканта. Вместе

Слайд 28

Взгляды Ф.Энгельса на цивилизацию
Вслед за Г.Морганом Ф.Энгельс выделил в

качестве признаков цивилизации: разделение умственного и физического труда, появление письменности,

наличие городов как центров экономической и культурной жизни, а также формирование частной собственности, классов и государств
Цивилизация в этом смысле выступает синонимом определенного уровня развития общественной культуры.
Взгляды Ф.Энгельса на цивилизациюВслед за Г.Морганом Ф.Энгельс выделил в качестве признаков цивилизации: разделение умственного и физического

Слайд 29

Тойнби Арнольд (1889-1975)
английский историк и философ, общественный деятель,
выпускник Оксфорда
научный

руководитель Королевского института международных отношений и научный сотрудник Лондонского университета


автор теории циклического развития цивилизаций
Тойнби Арнольд (1889-1975) английский историк и философ, общественный деятель,выпускник Оксфорданаучный руководитель Королевского института международных отношений и научный

Слайд 30

Исторические взгляды А.Тойнби
Отрицание единства мировой истории
история - смена уникальных локальных

цивилизаций
в своем развитии цивилизации проходят три этапа: расцвет, надлом и

упадок
человеческая история развивается на основе концепции "вызов" - "ответ"
прогресс цивилизации определяется деятельностью «активного меньшинства»
Исторические взгляды А.ТойнбиОтрицание единства мировой историиистория - смена уникальных локальных цивилизацийв своем развитии цивилизации проходят три этапа:

Слайд 31

Локальные цивилизации по А.Тойнби
Шумеро-аккадская
Вавилонская
Древнеегипетская
Хеттская
Сирийская
Персидская (иранская)
Арабская
Минойская цивилизация
Эллинская (греко-римская)
Западная
Православная (основной массив) —

Византия, южные славяне
Православная русская
Древнекитайская
Дальневосточная китайская
Дальневосточная японско-корейская
Индская
Индуистская
Майянская
Мексиканская
Юкатанская
Андская

Локальные цивилизации по А.ТойнбиШумеро-аккадскаяВавилонскаяДревнеегипетскаяХеттскаяСирийскаяПерсидская (иранская)АрабскаяМинойская цивилизацияЭллинская (греко-римская)ЗападнаяПравославная (основной массив) — Византия, южные славянеПравославная русскаяДревнекитайскаяДальневосточная китайскаяДальневосточная японско-корейскаяИндскаяИндуистскаяМайянскаяМексиканскаяЮкатанскаяАндская

Слайд 32

Шпенглер Освальд (1880— 1936)
немецкий философ и культуролог
изучал философию,

историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах
в

1904 г. получил докторскую степень
главное произведение - «Закат Европы» (1918-1922 гг.) - имело сенсационный успех
Шпенглер Освальд (1880— 1936) немецкий философ и культуролог изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и

Слайд 33

Исторические взгляды О. Шпенглера
Всемирная история есть калейдоскоп из 8 «органических»

культурно-исторических типов
культура, как живой организм, существует около тысячи лет, проходит

через стадии предкультуры, культуры и цивилизации
цивилизация - стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения, потери творческих сил в условиях избытка техники, интеллектуализма и рациональности

Исторические взгляды О. ШпенглераВсемирная история есть калейдоскоп из 8 «органических» культурно-исторических типовкультура, как живой организм, существует около

Слайд 34

Культурно-исторические типы по О. Шпенглеру
Египетская
Индийская
Вавилонская
Китайская
Аполлоновская (греко-римская)
Магическая (византийско-арабская)
Фаустовская
(западноевропейская)
Культура

майя
Русско-сибирская - девятая культура будущего

Культурно-исторические типы  по О. Шпенглеру ЕгипетскаяИндийскаяВавилонскаяКитайскаяАполлоновская (греко-римская)Магическая (византийско-арабская) Фаустовская(западноевропейская) Культура майяРусско-сибирская - девятая культура будущего

Слайд 35

Данилевский Николай Яковлевич (1822 -1885)
русский мыслитель, философ, социолог,

естествоиспытатель
придерживался идей славянофильства
развил концепцию "культурно-исторических типов"

Данилевский Николай Яковлевич   (1822 -1885) русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытательпридерживался идей славянофильстваразвил концепцию

Слайд 36

Исторические взгляды Н.Я. Данилевского
Отрицал существование единой мировой цивилизации
выделял 11 культурно-исторических

типов
главное внимание уделял германо-романскому и славянскому типам
считал славянский тип

более перспективным:
на смену Европе должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом
Исторические взгляды  Н.Я. ДанилевскогоОтрицал существование единой мировой цивилизациивыделял 11 культурно-исторических типовглавное внимание уделял германо-романскому и славянскому

Слайд 37

Культурно-исторические типы по Н.Я.Данилевскому
Египетский
Китайский
Ассиро-вавилоно-финикийский
Халдейский или древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий


Римский
Новосемитский или аравийский
Романо-германский или европейский

Культурно-исторические типы  по Н.Я.Данилевскому ЕгипетскийКитайский Ассиро-вавилоно-финикийскийХалдейский или древнесемитскийИндийский Иранский ЕврейскийГреческий РимскийНовосемитский или аравийскийРомано-германский или европейский

Слайд 38

Сорокин Питирим Александрович (1889 -1968)
российский социолог
окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета


в 1917 г. принял активное участие в революции на стороне

партии эсеров, выступил против Октябрьской революции
В 1918-1922 гг. преподавал на юридическом факультете Петроградского университета
в сентябре 1922 г. с группой других ученых, не принявших марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России

Сорокин Питирим Александрович  (1889 -1968)российский социологокончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1917 г. принял активное участие

Слайд 39

Исторические взгляды П. Сорокина
Всемирно-исторический процесс - это циклическая смена типов

культур
цивилизация - культурная суперсистема или крупная культурная система
целостность культуры

основывается на главных философских постулатах: представление о природе, реальности, методах ее познания.
Исторические взгляды П. СорокинаВсемирно-исторический процесс - это циклическая смена типов культур цивилизация - культурная суперсистема или крупная

Слайд 40

Типы социокультурных суперсистем по П. Сорокину

Типы социокультурных суперсистем  по П. Сорокину

Слайд 41

Понятие цивилизации
«качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным

уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических

отношений и духовного мира»
(Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999).
Понятие цивилизации  «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической

Слайд 42

Понятие цивилизации
крупная целостная система со своими закономерностями и устойчивыми

элементами:
-экономическими и политическими отношениями,
-социальной организацией,


-общественным сознанием,
- религиозно-философскими учениями,
-системой образования и воспитания

Это позволяет увидеть своеобразие той или иной цивилизации как некоего ряда социокультурных и политических феноменов.
Неповторимость каждой цивилизации определяется духовным фактором – своеобразным складом психической жизни, выражающимся в специфике системных ценностей, норм, обычаев, традиций.
Понятие цивилизации крупная целостная система со своими закономерностями и устойчивыми элементами:  -экономическими и политическими отношениями,

Слайд 43
Первичные
цивилизации
Вторичные
цивилизации
Развиваются
непосредственно
из первобытности,
на собственной
основе
Возникают
на

основе уже
существующих
цивилизаций


Типы
цивилизаций

Первичные цивилизацииВторичные цивилизацииРазвиваются непосредственно из первобытности,на собственной основе Возникают на основе уже существующих цивилизацийТипыцивилизаций

Слайд 44
Типы цивилизаций
Природная
(непрогрессивная)

Западная
(прогрессивная)

Восточная
(циклическая)

Типы цивилизацийПриродная (непрогрессивная)Западная (прогрессивная)Восточная (циклическая)

Слайд 45

Природная (непрогрессивная) цивилизация
Народы, живущие в рамках природного годового цикла, в

единстве и гармонии с природой
Существование вне исторического времени
Зависимость от окружающей

среды
Религия и духовная культура связаны с обожествлением сил природы
Запрет на открытия и нововведения

Человек из племени Сан в
пустыне Калахари,(Африка)
утоляет жажду, выжимая из
корня сок.

Природная (непрогрессивная) цивилизацияНароды, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природойСуществование вне исторического

Слайд 46

Восточная (циклическая, традиционная ) цивилизация
Тесная связь и прямая зависимость человека

от социальной группы, в которой он родился
Подчинение личных начал

общественным интересам
Отсутствие понятия частной собственности – коллективное владение
Замкнутость социальных групп
Огромная роль государства и его правителя - этатистский характер общества (восточная деспотия)
Связь земного и небесного существования
В основе религии - сосредоточенность на духовном совершенстве

Восточная (циклическая, традиционная ) цивилизацияТесная связь и прямая зависимость человека от социальной группы, в которой он родился

Слайд 47


Западная (прогрессивная) цивилизация
Постоянные изменения в жизни
человека и общества,

стремление к обновлению
Приоритет личных, индивидуальных начал
над общими интересами
Развитая частная

собственность,
рыночные отношения, высокий престиж труда
Демократия, правовое государство,
гражданское общество
Рациональное, прагматичное восприятие мира
Христианство –
основа нравственных ценностей
Западная (прогрессивная) цивилизация Постоянные изменения в жизни человека и общества, стремление к обновлениюПриоритет личных, индивидуальных начал над

Слайд 48












Цивилизационный подход
изучении исторического
процесса дает возможность изучения
человеческого

общества во всем
его многообразии , через призму
развития человеческой

личности.

Вывод

Цивилизационный подход изучении исторического процесса дает возможность изучения человеческого общества во всем его многообразии , через призму

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика