Слайд 1Дидактические принципы Яна Амоса Коменского
Архипова Ксения
ПП-201
Слайд 2Источники выработки мировоззрения:
античная философия, Ф. Бэкон, Ф. Рабле.
Основные педагогические идеи:
всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная
система.
Слайд 3Полное название книги звучит следующими образом:
Великая дидактика, содержащая универсальное искусство
учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать
по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
Слайд 5Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека.
Слайд 6«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при
котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в
школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»
Слайд 7Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского.
три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде.
Повторяя
вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).
7-10 главы посвящены общим принципам обучения
12-16- посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский.
Слайд 8Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному
воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).
Заключительную главу
Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.
Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук". [5, с. 476]
Слайд 9одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения,
которые обычно называют дидактическими принципами.
Слайд 10Коменский впервые в истории дидактики не только
указал на
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Слайд 11Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда
учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно,
глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.
Слайд 12«Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты
его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу
в общежитии».
Слайд 13Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все
делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы
каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства».
Слайд 15Принцип наглядности
предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений
над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.
Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
Слайд 16Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы
желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей
вообще, нужно обучать
всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».
2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»
Слайд 18Принцип постепенности и систематичности знаний.
Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным
знанием в определенной логической и
методической последовательности.
Слайд 19Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации
этих требований.
1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на
каждый
год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,
точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до
конца не будет усвоен учащимися.
4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый
материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более
легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более
близкого к более отдаленному» и т.д.
Слайд 20Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности знаний
и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
Коменский в понятия
упражнения и повторения вложил новое содержание,
он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное
на сознательности и активности учащихся.
Слайд 21«Так как только упражнение делает людей ведающими во всех
вещах, искусившимися во всем и поэтому годными ко всему, мы
требуем, чтобы во всех классах учащиеся
упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д.
Слайд 22Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения:
а) чувств,
б)
ума,
в) памяти,
г)упражнения в истории,
д) в стиле,
е) в языке,
ж) в голосе,
з) в правах
к) в благочестии».