Дистанционное обучение: проблемы и перспективы
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№12»: Белоус О.С.
Слайд 2«В современном мире
телевидения и компьютеров
дети всё меньше становятся
способны
слушать и слышать друг друга,
слушать родителей и нормально
говорить сами»
Тейл Мак Клеланд
Американский профессор психологии
Слайд 3 Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-х,
а сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся
с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.
Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше. Прежде чем рассмотреть недостатки и преимущества дистанционного обучения обратимся к терминологическому аспекту.
Слайд 4Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии,
отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные
формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Слайд 5Тренд на Д.О. на самом деле появился давно. Его основоположником
считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов
стенографии в Объединенном Королевстве.
Слайд 6Достоинства дистанционного обучения:
Одним из самых главных достоинств Д
О является то, что оно эффективно во время карантинных мероприятий.
Риск заражения инфекцией в людных местах велик и чтобы сохранить подрастающее поколение в 2020 году более 1.5 млрд человек перешли на дистант в обучении.
Демократичность и возможность получить образование независимо от место проживания, физических способностей и других критериев.
Экономия денежных средств и времени: не нужно тратить деньги на проезд к месту учёбы, снимать жильё (если мы имеем дело со студентами), стоимость ДО существенно ниже. Экономия бумаги. Не нужно содержать помещения.
Возможность познакомиться с новыми людьми из разных городов во время онлайн лекций.
Слайд 7Быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»;
Возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей;
Неоспоримым
преимуществом дистанционного обучения является массовость. Система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории,
предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.
Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них;
Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента, что способствует не только удержанию внимания, но и развитию клипового мышления.
В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками.
Достоинства дистанционного обучения:
Слайд 8Достоинства дистанционного обучения:
Стеснительные ученики могут более активно проявлять себя
в онлайн-уроках.
Обучение индивидуально, что исключает потребность в репетиторстве.
Семья может быть
мобильной и обеспечить возможность учебы для ребенка везде, где есть интернет.
Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире.
Хорошо разработаны обучающие программы и курсы. Актуальность знаний, ведь учебники не обновляются быстро
Неравнодушное отношение их ребёнка к компьютеру.
Слайд 9 Можно с уверенностью говорить о том, что дистанционное
обучение через Интернет сегодня востребовано
и, следовательно, будет быстро развиваться. Для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так
и в интеллектуальном.
И, когда перед человеком стоит определенная цель,
и для ее достижения необходимы дополнительные знания, то получить их можно не только традиционным
способом, но и путем дистанционного обучения через Интернет.
Слайд 10Проблемы дистанционного обучения
Ахиллесова пята ДО во всём мире это качество
интернет связи;
Ограниченное социальное взаимодействие. Ребёнок неэффективно приобщается к коллетивным ценностям,
не развивает коммуникативные навыки;
Сложность оценивания работ через интернет;
Большой вред здоровью ( малоподвижность, нагрузка на зрение, осанка) и не только для учащихся, но и для преподавателей;
Несмотря на то что президент заявлял о том, что учебные платформы станут бесплатными во время карантина этого не произошло;
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Слайд 11Проблемы дистанционного обучения
Для того чтобы такое обучение было эффективным нужна
строгая самодисциплина;
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным
стимулом.
Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение.
Слайд 12Проблемы дистанционного обучения
Методы, используемые в определённых предметах (физика, математика), где
требуется выполнение практической работы непосредственно учеником (собрать экспериментальную установку, выполнить
построение циркулем), оказываются неэффективными при дистанционном обучении; Уроки физической культуры и технологии.
ДО крайне негативно воспринимается родителями, так как считается непривычным, малорезультативным, требует со стороны родителей большого количества времени;
Для первоклассников такое обучение не подходит;
Во время ДО выросла детская преступность, так как сложно контролировать чем занят учащийся.
Возникают трудности при подготовке к ГИА
Слайд 13 Таким образом у дистанта большие преимущества и
не менее ощутимые проблемы. На мой взгляд, такое обучение более
эффективно когда речь идёт о студентах, а не школьниках. Да и то не на постоянной основе. Представьте себе студента медицинской специальности постоянно обучающегося на дистанционном обучении.
Конечно, ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.
Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. И дистанционное обучение у многих детей, особенно младшего школьного возраста, ассоциируется с очередной компьютерной игрой. Педагогу без опыта дистанционной работы очень сложно организовывать обучение в надлежащем темпе и объёме.
Слайд 14Успехов в наступающем учебном году!