Разделы презентаций


Дисциплина : Экспертные системы

Содержание

Лекция 7: Экспертные системыКафедра «КРЭМС»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина: Экспертные системы
Зырянов
Юрий Трифонович доктор технических наук профессор
Кафедра «КРЭМС»

Дисциплина: Экспертные системыЗыряновЮрий Трифонович доктор технических наук профессорКафедра «КРЭМС»

Слайд 2Лекция 7: Экспертные системы
Кафедра «КРЭМС»

Лекция 7: Экспертные системыКафедра «КРЭМС»

Слайд 3 Лекция 6. Вопросы: 1. Назначение экспертных

систем 2. Структура экспертных систем 3. Этапы разработки экспертных систем

4. Интерфейс с конечным пользователем 5. Представление знаний В ЭС 6. Уровни представления и уровни детальности

Кафедра «КРЭМС»

Лекция 6. Вопросы:   1. Назначение экспертных систем  2. Структура экспертных

Слайд 4
1 Основная литература
1. Основы искусственного интеллекта

[Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. В. Боровская, Н.

А. Да- выдова. — 3-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 130 с.). — М. : Лаборатория знаний, 2016. – Режим доступа: http://files.pilotlz.ru/pdf/cE421-8-ch.pdf – Загл. с экрана.
2. Информационные технологии : учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. [Электронный ресурс]: Учебные пособия – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 260 с. – Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromo – Загл. с экрана.
 
2 Дополнительная литература

1. Гаскаров, Д.В. Интеллектуальные информационные системы: учебник для вузов / Д.В. Гаскаров. М.: Высш. шк., 2003. – 431 с. ил.
2. Коробова, Б.Л. Принятие решений в системах, основанных на знаниях: учеб. пособие / Б.Л. Коробова, Г.В. Артёмов. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 80 с.
3. Коробова, И.Л. Методы представления знаний: метод. указания / И.Л. Коробова. Тамбов: ТГТУ, 2003. – 24 с.
 
3 Периодическая литература
1. РАДИОТЕХНИКА: науч.-технический журн. / Изд-во «Радиотехника». – Издается с 1937 г. – 12 раз в год.
2. ЭЛЕКТРОНИКА: науч.-технический журн. / Изд-во «Техносфера». – Издается с 1996 г. – 8 раз в год.
3. МИКРОЭЛЕКТРОНИКА: науч.-технический журн. / Изд-во «Наука». – Издается с 1972 г. – 6 раз в год.
4. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: науч.-технический журн. / Изд-во «Институт системного анализа РАН». – Издается с 2008 г. – 4 раза в год.
 
4 Интернет - ресурсы: выделенные ресурсы представлены ниже.
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru
2. Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
 

1 Основная литература1. Основы искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.

Слайд 51. Назначение экспертных систем
ЭС предназначены для так называемых неформализованных задач,

т.е. ЭС не отвергают и не заменяют традиционного подхода к

разработке программ, ориентированного на решение формализованных задач.
Неформализованные задачи обычно обладают следующими особенностями:
ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью исходных данных;
ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью знаний о проблемной области и решаемой задаче;
большой размерностью пространства решения, т.е. перебор при поиске решения весьма велик;
динамически изменяющимися данными и знаниями.
Экспертные системы и системы искусственного интеллекта отличаются от систем обработки данных тем, что в них в основном используются символьный (а не числовой) способ представления, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не исполнение известного алгоритма).
Экспертные системы применяются для решения только трудных практических (не игрушечных) задач.
1. Назначение экспертных системЭС предназначены для так называемых неформализованных задач, т.е. ЭС не отвергают и не заменяют

Слайд 6По качеству и эффективности решения экспертные системы не
уступают решениям

эксперта-человека.
Решения экспертных систем обладают "прозрачностью", т.е. могут быть объяснены пользователю

на качественном уровне. Это качество экспертных систем обеспечивается их способностью рассуждать о своих знаниях и умозаключениях. Экспертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаимодействия с экспертом. Необходимо отметить, что в настоящее время технология экспертных систем используется для решения различных типов задач (интерпретация, предсказание, диагностика, планирование, конструирование, контроль, отладка, инструктаж, управление ) в самых разнообразных проблемных областях, таких, как финансы, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, транспорт, фармацевтическое производство, космос, металлургия, горное дело, химия, образование, целлюлозно-бумажная промышленность, телекоммуникации и связь и др.

По качеству и эффективности решения экспертные системы не уступают решениям эксперта-человека.Решения экспертных систем обладают

Слайд 72. Структура экспертных систем
Типичная статическая ЭС состоит из следующих

основных компонентов (рис. 1.):
решателя (интерпретатора);
рабочей памяти

(РП), называемой также базой данных (БД);
базы знаний (БЗ);
компонентов приобретения знаний;
объяснительного компонента;
диалогового компонента.

Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.
База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе.
База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.
2. Структура экспертных систем Типичная статическая ЭС состоит из следующих основных компонентов (рис. 1.): решателя (интерпретатора); рабочей

Слайд 8Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.


Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему

она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.
Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом. Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение

Слайд 103. Этапы разработки экспертных систем
В ходе работ по созданию ЭС

сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть следующих этапов (рис.

1.4):
идентификацию, концептуализацию, формализацию, выполнение, тестирование, опытную эксплуатацию. На этапе идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.
3. Этапы разработки экспертных системВ ходе работ по созданию ЭС сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть

Слайд 12На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые

понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.
На этапе

формализации выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.
На этапе выполнения осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач.
На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения

Слайд 134. Интерфейс с конечным пользователем
Система G2 предоставляет разработчику богатые возможности

для формирования простого, ясного и выразительного графического интерфейса с пользователем

с элементами мультипликации. Предлагаемый инструментарий позволяет наглядно отображать технологические процессы практически неограниченной сложности на разных уровнях абстракции и детализации. Кроме того, графическое отображение взаимосвязей между объектами приложения может напрямую использоваться в декларативных конструкциях языка описания знаний.
RTworks не обладает собственными средствами для отображения текущего состояния управляемого процесса. Разработчик приложения вынужден использовать систему Dataview фирмы VI Corporation, что в значительной степени ограничивает его возможности.
Интерфейс с пользователем TDC Expert ограничен возможностями системы TDC 3000, т.е. взаимодействие с конечным пользователем ограничивается текстовым режимом работы.
4. Интерфейс с конечным пользователемСистема G2 предоставляет разработчику богатые возможности для формирования простого, ясного и выразительного графического

Слайд 145. Представление знаний в экспертных системах
В круг вопросов, решаемых при

представлении знаний, будем включать следующие:
определение состава представляемых знаний;
организацию

знаний;
представление знаний, т.е. определение модели представления.

Состав знаний ЭС определяется следующими факторами:
проблемной средой;
архитектурой экспертной системы;
потребностями и целями пользователей;
языком общения.
5. Представление знаний в экспертных системахВ круг вопросов, решаемых при представлении знаний, будем включать следующие: определение состава

Слайд 15Состав знаний о языке общения зависит как от языка общения,

так и от требуемого уровня понимания.
С учетом архитектуры экспертной

системы знания целесообразно делить на интерпретируемые и неинтерпретируемые . К первому типу относятся те знания, которые способен интерпретировать решатель (интерпретатор). Все остальные знания относятся ко второму типу. Решатель не знает их структуры и содержания. Если эти знания используются каким-либо компонентом системы, то он не "осознает" этих знаний. Неинтерпретируемые знания подразделяются на вспомогательные знания, хранящие информацию о лексике и грамматике языка общения, информацию о структуре диалога, и поддерживающие знания. Вспомогательные знания обрабатываются естественно-языковой компонентой, но ход этой обработки решатель не осознает, так как этот этап обработки входных сообщений является вспомогательным для проведения экспертизы. Поддерживающие знания используются при создании системы и при выполнении объяснений. Поддерживающие знания выполняют роль описаний (обоснований) как интерпретируемых знаний, так и действий системы. Поддерживающие знания подразделяются на технологические и семантические. Технологические поддерживающие знания содержат сведения о времени создания описываемых ими знаний, об авторе знаний и т.п.
Состав знаний о языке общения зависит как от языка общения, так и от требуемого уровня понимания. С

Слайд 16Семантические поддерживающие знания содержат смысловое описание этих знаний. Они содержат

информацию о причинах ввода знаний, о назначении знаний, описывают способ

использования знаний и получаемый эффект. Поддерживающие знания имеют описательный характер.

Семантические поддерживающие знания содержат смысловое описание этих знаний. Они содержат информацию о причинах ввода знаний, о назначении

Слайд 176. Уровни представления и уровни детальности
Для того чтобы экспертная система

могла управлять процессом поиска решения, была способна приобретать новые знания

и объяснять свои действия, она должна уметь не только использовать свои знания, но и обладать способностью понимать и исследовать их, т.е. экспертная система должна иметь знания о том, как представлены ее знания о проблемной среде. Если знания о проблемной среде назвать знаниями нулевого уровня представления, то первый уровень представления содержит метазнания, т.е. знания о том, как представлены во внутреннем мире системы знания нулевого уровня. Первый уровень содержит знания о том, какие средства используются для представления знаний нулевого уровня. Знания первого уровня играют существенную роль при управлении процессом решения, при приобретении и объяснении действий системы. В связи с тем, что знания первого уровня не содержат ссылок на знания нулевого уровня, знания первого уровня независимы от проблемной среды.
6. Уровни представления и уровни детальностиДля того чтобы экспертная система могла управлять процессом поиска решения, была способна

Слайд 18Число уровней представления может быть больше двух. Второй Уровень представления

содержит сведения о знаниях первого уровня, т.е. знания о представлении

базовых понятий первого уровня.

Разделение знаний по уровням представления обеспечивает расширение области применимости системы. Выделение уровней детальности позволяет рассматривать знания с различной степенью подробности. Количество уровней детальности во многом определяется спецификой решаемых задач, объемом знаний и способом их представления. Как правило, выделяется не менее трех уровней детальности, отражающих соответственно общую, логическую и физическую организацию знаний. Введение нескольких уровней детальности обеспечивает дополнительную степень гибкости системы, так как позволяет производить изменения на одном уровне, не затрагивая другие. Изменения на одном уровне детальности могут приводить к дополнительным изменениям на этом же уровне , что оказывается необходимым для обеспечения согласованности структур данных и программ. Однако наличие различных уровней препятствует распространению изменений с одного уровня на другие.

Число уровней представления может быть больше двух. Второй Уровень представления содержит сведения о знаниях первого уровня, т.е.

Слайд 19Вопросы следующей лекции: 1. Организация знаний в рабочей системе 2.

Организация знаний в базе данных 3. Методы поиска решений в

экспертных системах 4. Инструментальный комплекс для создания статических экспертных систем (на примере интегрированного комплекса эко) 5. Средства представления знаний и стратегии управления 6. Инструментальный комплекс для создания экспертных систем реального времени (на примере интегрированной среды g2-gensym corp., Сша)  
Вопросы следующей лекции:  1. Организация знаний в рабочей системе  2. Организация знаний в базе данных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика