Слайд 1Драматический Треугольник
Стивен Карпман.
Ведущая – Людмила Юрьевна Шёхолм, психолог-психоаналитик, сертифицированный Транзактный
Аналитик (СТА–Р) по специализации Психотерапия, Предварительно Обучающий и Супервизирующий Транзактный
Аналитик на европейском контракте (PTSTA–P).
Член Европейской Ассоциации Транзактного Анализа и Санкт-Петербургской Ассоциации Транзактного Анализа. (Хельсинки, Финляндия).
mail:sjoholm.liudmila@gmail.com
Тел: +79119644452.
3.06.2015 Санкт –Петербург.
Слайд 2Что такое Транзактный Анализ?
«Транзактный Анализ представляет собой теорию личности и
систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности».Это определение ТА
предложено Международной Ассоциацией ТА.
ТА – как теория личности показывает, как «устроены» люди психологически. Для это используется трехчленная модель, известная как модель Эго-состояний. Она помогает понять, как люди выражают свою индивидуальность.
ТА – теория коммуникаций.
ТА – теория детского развития. Концепция сценария жизни, объясняет, как в детстве происходит образование паттернов нашего поведения. В рамках концепции сценария жизни ТА , объясняет, почему мы продолжаем использовать стратегию детского поведения в нашей взрослой жизни, даже тогда, когда это приводит к саморазрушительным и болезненным результатам.
ТА является системой психотерапии, которая используется при лечении всех видов психологических расстройств( начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами), а также методом лечения отдельных людей, группа, супружеских пар и семей.
Слайд 3Три основных постулата Э. Берна.
Правило № 1. "Ничего не говори,
если не можешь описать это в виде диаграммы."
Правило № 2.
"Для простоты изложения всегда используйте Бритву Оккама (принцип Occam’s Razor).
Правило № 3. Пишите и говорите на языке, понятном 8-летнему ребенку.
Стив Джобс написал: "Моими мантрами стали концентрация и простота. Простым быть труднее, чем сложным. Нужно много работать, чтобы очистить мышление и сделать его простым. Но это в конечном счете того стоит, потому что как только вы этого достигаете, вы можете свернуть горы" (Стив Джобс, BusinessWeek, май 1998)
Слайд 4Философия Транзактного Анализа
ТА – основывается на принципах:
Все люди Окей. Я
–ОК, ТЫ –ОК. Оба мы Окей. Это значит каждый человек
имеет свою значимость , достоинство как личность.
Это не означает что все что человек делает для вас будет приемлимо. Это значит, чтобы человек не делал он для вас остается человеком, а не другим человеком( в кастовой системе это не работает, потому что люди в чем-то не равны от рождения).
Люди имеют равные возможности.
Это означает, что люди способны решать свои проблемы и сотрудничать.
Каждый человек способен думать.
Слайд 5ТЕОРИЯ ПАТТЕРНОВ ЖИЗНИ - СЦЕНАРИЕВ
Анализ психологических игр
а)Определение игр
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Э.Берн (Что мы говорим, после того, как говорим здравствуй, 1972)
"Последовательность скрытых транзакций, повторяющихся по природе, с четко определенным психологическим результатом”. “Если последовательность транзакций не имеет следующие четыре особенности, это не игра - то есть транзакции должны быть скрытыми так, чтобы был крючок; за крючком должно следовать переключение, смущение и расплата".
Причины использования игр
Обмен поглаживаниями
Структурирование времени
Поддержание системы рэкетов
Подтверждение или поддержание жизненной позиции
Продвижение по сценарию
Сделать людей предсказуемыми
Избежать интимности
Слайд 6Преимущества игр
Биологическое – человек играет в игры, поскольку верит, что
игра даст ему необходимые для выживания поглаживания
Экзистенциальное - игры дают
основания для поддержания основной жизненной позиции или того, что личность полагает о себе, других и жизни вообще.
Внутреннее психологическое – игры способствуют внутрипсихической стабильности игроков, поскольку позволяют избежать переживания ранних травматических сцен, для разрешения которых игры – плохой инструмент.
Внешнее психологическое – игры позволяют игрокам избегать жизненных ситуаций, связанных с тревогой, и подтверждать свое мировосприятие.
Внутреннее социальное - игры позволяют предсказать, что произойдет в близких (семейных) взаимоотношениях.
Внешнее социальное – игры предоставляют возможность для структурирования времени в большом социальном контексте с другими, кроме близких и друзей, с общей публикой, партнерами по бару и др.
Слайд 7B) Способы описания процесса игр
Игры первой степени – в них
играют на публике.
Игры второй степени – в них избегают играть
на публике, поскольку расплата здесь более серьезная, например, семейный скандал.
Игры третьей степени – заканчиваются в больнице, тюрьме или морге.
Особенности игр:
игры постоянно повторяются;
в большинстве случаев игры проигрываются вне Взрослого состояния;
во время игры и при ее завершении испытываются чувства, знакомые с детства;
игры включают в себя обмен скрытыми взаимодействиями;
игры всегда содержат в себе ложь;
игры укрепляют старые решения и позволяют репетировать будущие сцены.
6. Формулы игры:
Крючок + Клев = Реакция→Переключение→Смущение→Расплата
Слайд 8ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА
Идея диаграммы заключается в том, что в играх
люди играют одну из следующих ролей: Преследователя, Спасателя или Жертвы.
Преследователь общается из позиции Я-ОК, Ты - не ОК. При этом он понижает и унижает людей. Он игнорирует ценность и достоинство других людей, в экстремальных случаях обесценивается даже право человека на жизнь и физическое здоровье
Слайд 9Спасатель
Спасатель общается из той же позиции, однако использует своё более
высокое положение для того, чтобы предложить свою помощь. Он обесценивает
способность других людей думать и решать свои проблемы.
Слайд 10Жертва
Жертва сама ощущает свое приниженное положение и общается из позиции:
« Я - не ОК, ТЫ - ОК». Жертва обесценивает
свои способности.
Иногда Жертва сама ищет Преследователя, чтобы он унизил её и поставил на место. При этом Жертва получает возможность подтвердить своё сценарное убеждение: « Со мной не всё в порядке. Другие люди не любят меня». Часто Жертва ищет Спасателя, который поможет ей и подтвердит сценарное убеждение: « Я не могу самостоятельно решать свои проблемы».
Слайд 11Все три роли Драматического треугольника являются неаутентичными. Находясь в одной
из ролей, люди реагируют, исходя из своего прошлого, а не
реальности» здесь и сейчас», используя при этом старые сценарные стратегии.
Слайд 12Треугольник Победителя
Это говорит о том, что меняются взгляд:
Преследователь: Каждый человек
формирует устойчивую твердую жизненную позицию и свои устойчивые представления о
себе.
Вместо Спасателя: Человек учитывает потребности другого человека, он не делает это за него.
Вы его поддерживаете в удовлетворении его потребностей .
Вместо Жертвы: Человек учится быть уязвимым , раненым и учится выражать свои потребности свои чувства и решать свои собственные проблемы.
Можно выбрать место, где это можно делать и где можно выразить свои чувства. Человеку нужно создать безопасное место для выражения своих аутентичных чувств. Чтобы всё это делать, нам нужны поглаживания себя.