Слайд 1Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ
Слайд 2Вопросы кодификатора
Понятие культуры.
Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
Формы и разновидности культуры. Функции
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные
и социально-гуманитарные науки
Образование, его значение для личности и общества
Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
Понятие искусства. Виды искусства
Слайд 3Духовная сфера = культура
Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание,
воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком-
это сотворенная человеком «вторая природа»
«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
«Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог
М. Херсковиц
Слайд 5Формы культуры
Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая
в 20 веке
Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий
круг потребителей
Народная – анонимность, коллективность, первичность
Экранная – видео, компьютеры
Слайд 6Разновидности культуры
По мнению большинства исследователей разновидностей три:
Доминирующая культура- культура, которую
разделяют большинство членов того или иного общества
Субкультура(от лат. Sub- под)
– присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Слайд 7Функции культуры
Гуманистическая
Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного
обществом
Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной,
или информационной
Познавательная(гносеологическая)
Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
Слайд 8Наука как компонент культуры
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на
получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе,
человеке.
Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых
Особенности: Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
Рационалистическая обоснованность.
Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
Слайд 9Наука - форма духовкой деятельности людей , направленная
на производство знаний
о природе, обществе и о самом
познании, имеющая непосредственную цель постижения
истины и открытия объективных законов.
Социальный институт
Отрасль духовного производства
Особая система знаний
Наука
Знания
Основная продукция
Понятия, законы, теории
Слайд 10Предмет и метод познания науки
Науки о природе
Науки об обществе
Науки о
познании и мышлении
Технические науки и математика
Естествознание, экология.
Обществознание, социология.
Логика, диалектика
Сопромат, термех.
Виды
науки
Фундаментальные
Прикладные
Отсутствие связи с практикой
Неразрывно связана с практической реализацией исследований
Слайд 11Модели развития научных знаний
Постепенное развитие науки
Развитие науки через научные революции
Развитие
науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
Развитие через интеграцию научного
знания
Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»
За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Слайд 12Наука
Общество
потребности развития
материально-техническая база
Внутренние законы науки
Преемственность (сохранение положительного содержания старых и
новых знаний)
Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»
фундаментальных законов и принципов (научные революции)
Сочетание процессов дифференциации и интеграции
Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Слайд 15 Функции науки
Культурно-мировоззренческая
Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор
процесса совершенствования производства
Социальная функция (данные науки используются для разработки планов
и программ социального и экономического развития)
Слайд 16Черты (принципы) образования
Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и
развитие человека в интересах общества и государства
1. гуманизация - потребности
и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
Слайд 18Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований
и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и
сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Слайд 19Функции религии
Мировоззренческая- создание религиозной картины мира
Компенсаторная, снимающая социальное и душевное
напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
Воспитательная, проповедующая высокие нравственные
ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Слайд 20Религия существует в различных формах
Слайд 22
Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов
Чтобы
религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО
:
1.объединение крупной общности людей
2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Слайд 24Пантеизм – МИР = БОГ
Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ
Монотеизм – МОНОБОЖИЕ
Атеизм
– БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы
Слайд 25Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей
в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Опирается
на
Авторитет общественного мнения
Нравственные убеждения личности
Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе
Слайд 26Искусство как компонент культуры
Как и наука, искусство стремится выявить значимые
свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде
конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором
Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая деятельность
Произведения искусства