Слайд 1Прочитайте слова с мягким согласным перед е.
Запомните произношение этих слов.
Пионер, тема, термин, конгресс, дефект, девиз, рейс, шинель, академия, кофе,
депо, одеколон.
Двадцать восьмое января
Классная работа
Слайд 2Что помогает определить варианты морфем?
снег – снежок
украшать – украсить
бок
– бочок
Морфемный разбор слова
Слайд 3Вопросы для повторения:
-Что такое морфема?
- что изучает морфемика как раздел
науки о языке?
- Какие морфемы вам известны?
-Корень?
- Суффикс?
- Приставка?
- Основа?
-окончание?
-При
помощи каких морфем образуются новые слова?:
Какая морфема служит для образования формы слова?
Слайд 4БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ.
Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой.
Издаётся она один раз в году, когда на первой пороше
первые звери отпечатают строчки своих следов.
Новый снегопад — новая страница. Новые рассказы пишут на ней лесные жители.
(По Д. Житенёву.)
Дополнительные задания.
— Разберите по членам предложения второго абзаца.
— Найдите в тексте формы одного и того же слова. Сколько групп у вас получилось?
Слайд 5Выпишите синонимы-прилагательные и синонимы существительные.
(Свежий — новый; снег —
пороша — снегопад.)
— Какие существительные являются контекстуальными синонимами?
(Звери —
жители: определение лесные сближает лексическое значение слов; пишут — отпечатают.)
— Найдите в тексте слова, о которых можно сказать:
а) слово имеет окончание -а;
б) слово оканчивается на -а.
(Страница, она; когда, на.)
—Найдите в тексте слова, состав которых соответствует схемам:
.
Слайд 6Порядок морфемного разбора
1. Выделить окончание и основу, определить значение окончания.
2.
Выделить корень, подобрать ( устно) однокоренные слова.
3. Выделить приставку( приставки),
определить значение.
4. Выделить суффикс (суффиксы), определить значение .
Слайд 7 Запомните!
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет
суффикс,
А приставка – впереди.
Слайд 8Объяснительный диктант. (Продолжение работы с текстом.)
Нет снегопада. А каждый зверь
так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит
поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.
Дополнительное задание.
— Разберите по составу слова распутаешь, строчки, написать.
Слайд 9Какую ошибку допускает Винни-Пух, определял морфемы?
Опять ничего не могу я
понять,
Опилки мои — в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня
окружают загадки.
Возьмём это самое слово опять.
Зачем мы его произносим,
Когда мы свободно могли бы сказать
Ошесть, и осемь, и овосемь?
Молчит этажерка, молчит и тахта —
У них не добьёшься ответа,
Зачем эта хта — обязательно та,
А жерка, как правило, эта?
(Из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Перевод Б. Заходера.)
Слайд 10Проанализируй текст.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Сергеевич Тургенев
Слайд 11Произведите морфемный разбор слов:
Поддержка
Свободный
Великому
Русский
Слайд 12Спасибо за урок!
Домашнее задание :
упр. 432