Разделы презентаций


Экономика общественного сектора

Содержание

Избыточное налоговое бремя Лекция 8

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экономика общественного сектора
ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лектор к.э.н.,

доцент кафедры экономики инновационного развития ФГУ МГУ Каширова

Анна Владимировна
Экономика общественного сектора  ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова. Лектор к.э.н., доцент кафедры экономики инновационного развития ФГУ

Слайд 2 Избыточное налоговое бремя
Лекция 8

Избыточное налоговое бремя  Лекция 8

Слайд 3Избыточное налоговое бремя
Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка).
Искажающее действие налогов

на доходы и капитал.
Оптимальное налогообложение.
Концептуальные основы реформирования налоговой системы.

Избыточное налоговое бремяИзбыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка).Искажающее действие налогов на доходы и капитал.Оптимальное налогообложение.Концептуальные основы реформирования

Слайд 41. Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка).
Количественной характеристикой искажающего действия

налога служит избыточное налоговое бремя (ИНБ).

В качестве синонимов этого

термина используются термины
"чистые потери от налогообложения" или
"потери благосостояния от налогообложения ".

Ранее мы познакомились со стандартной графической иллюстрацией рассматриваемого понятия. Она относится к ситуации, когда имеет место конкурентный рынок одного товара и этот товар облагается специфическим акцизом
1. Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка).	Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя (ИНБ). 		В

Слайд 52. Искажающее действие налогов на доходы и капитал.
Дж. Стиглиц считает,

что налог является неискажающим только тогда, когда индивидуум не может

предпринять что-либо, чтобы изменить свои налоговые обязательства. Это налоги, которые зависят от неизменяемых характеристик.

Искажающим, соответственно, является налог,
величину которого можно сократить. К примеру,
любой налог на товар - искажающий: потребитель
может изменить свои налоговые обязательства,
сократив покупки соответствующего товара. Такой же
характер носит любой налог на доход: сократить его
можно, меньше работая или сберегая.
2. Искажающее действие налогов на доходы и капитал.	Дж. Стиглиц считает, что налог является неискажающим только тогда, когда

Слайд 6Искажающее действие налогов на доходы и капитал
Налоги оказывают определенное влияние

на поведение людей в области потребления.

Независимо от того, как

приспосабливаются люди к существующей системе налогообложения, увеличение налогов ухудшает их положение. Вместе с тем действие одних налогов проявляется в меньшей степени, чем других.

Не воздействуют на экономическую эффективность те налоги, взимание которых не зависит от поведения субъекта.
Такие налоги называются неискажающими. Этими свойствами обладает только паушальный налог, все остальные налоги - искажающие.
Искажающее действие налогов на доходы и капиталНалоги оказывают определенное влияние на поведение людей в области потребления. Независимо

Слайд 7Искажающее действие налогов на доходы и капитал
Влияние любого налога может

быть разложено на эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода

означает, что при уплате налога в распоряжении индивидуума оказывается меньший доход и он вынужден сократить свое потребление.

Эффект замещения возникает тогда, когда потребитель сокращает потребление одного товара, которое облагается налогом, в пользу другого товара.
Искажающее действие налогов на доходы и капиталВлияние любого налога может быть разложено на эффект дохода и эффект

Слайд 8Искажающее действие налогов на доходы и капитал

Паушальный налог воздействует на

поведение потребителей только за счет эффекта дохода. Интересно, что паушальный

налог не ухудшает положение индивидуума по сравнению с другим налогом, обеспечивая при этом большие налоговые поступления государству.

Таким образом, величина искажения, ассоциируемая с любым налогом, связана с размером эффекта замещения. Чем больше эффект замещения (т.е. чем проще заменить товар на другой), тем значительнее груз чистых потерь, т.е. разницы в доходах, которая может быть получена от паушального налога по сравнению с искажающим налогом при том же влиянии на уровень благосостояния потребителей.
Искажающее действие налогов на доходы и капиталПаушальный налог воздействует на поведение потребителей только за счет эффекта дохода.

Слайд 9Искажающее действие налогов на доходы и капитал
Для налога на потребительские

товары как эффект дохода, так и эффект замещения обычно ведут

к уменьшению уровня потребления этих товаров.
Налог также влияет на поведение потребителя в отношении текущего и будущего потребления. Для заемщиков и эффект дохода, и эффект замещения ведут к увеличению займов (при предположении, что процентные платежи подлежат налогообложению). Для сберегающего индивидуума эффект дохода обычно ведет к росту сбережений, а эффект замещения - к уменьшению сбережений.
В случае, если при изъятии определенной доли доходов в бюджет работник предпочтет сократить продолжительность и интенсивность труда, можно отметить, что происходит замещение труда досугом. Естественно, что труд и досуг мы понимаем в достаточно широком смысле слова. Так, досуг представляет собой один из компонентов благосостояния, но в
отличие от товаров и денежных доходов непосредственно не подлежит налогообложению.
Искажающее действие налогов на доходы и капиталДля налога на потребительские товары как эффект дохода, так и эффект

Слайд 10Искажающее действие налогов на доходы и капитал
В то же время

при условии снижения цены труда эффект дохода ведет к увеличению

его предложения, а эффект замещения - к его относительному уменьшению.

Можно сделать вывод, что величина избыточного
налогового бремени обложения дохода определяется рядом факторов, а именно:
размером налогообложения и
эластичностью функции компенсированного предложения труда.

Его функция отражает выбор, который должен сделать налогоплательщик (при некотором фиксированном уровне дохода) между увеличением (сокращением) труда (дохода) и увеличением (сокращением) досуга.
Искажающее действие налогов на доходы и капиталВ то же время при условии снижения цены труда эффект дохода

Слайд 11Искажающее действие налогов на доходы и капитал
Рассмотрим проблему избыточного бремени
налогообложения

капитала.
Как известно, альтернативой накоплению является текущее потребление. Поэтому доход,

который получит налогоплательщик в результате своих трудовых усилий, он может либо израсходовать полностью на текущее потребление, либо сберечь и за счет инвестиции обеспечить более высокий доход в будущем.
В этих условиях высокий уровень налогообложения, как сбережений, так и доходов от инвестиций, способствует тому, что (при прочих равных условиях) увеличивается доля дохода, направляемая на текущее потребление и сокращается объем сбережений и инвестиции.
Искажающее действие налогов на доходы и капиталРассмотрим проблему избыточного бремениналогообложения капитала. Как известно, альтернативой накоплению является текущее

Слайд 123. Оптимальное налогообложение
Избыточное налоговое бремя обусловливает потери
эффективности общественных доходов и,

как следствие,
снижение уровня благосостояния общества. Анализ
возможностей минимизации избыточного налогового
бремени (чистых

потерь от налогообложения) имеет важное
значение при совершенствовании налоговой системы
общества, главной задачей которого является обеспечение
оптимальной структуры налогообложения.

В экономической литературе дается определение, согласно которому оптимальная структура налогов – это та, которая максимизирует общественное благосостояние, в которой выбор между справедливостью и эффективностью наилучшим образом отражает отношение общества к этим конкурирующим целям.
3. Оптимальное налогообложениеИзбыточное налоговое бремя обусловливает потериэффективности общественных доходов и, как следствие,снижение уровня благосостояния общества. Анализвозможностей минимизации

Слайд 13Оптимальное налогообложение
Немалый вклад в формирование современного
представления о налоговых доходах

общества и
принципах его распределения внесли утилитаристское
учение и теория предельной полезности.

Традиционно

считается, что утилитаризм является
основой существования прогрессивного
налогообложения, т.е. для доходов состоятельных
людей устанавливаются более высокие налоговые
ставки, чем для бедных. Согласно этому учению, налоги
должны быть такими, чтобы предельная полезность
доходы – потеря полезности от лишения индивидуума
одного доллара – была одинаковой для всех людей.
Оптимальное налогообложение Немалый вклад в формирование современногопредставления о налоговых доходах общества ипринципах его распределения внесли утилитаристскоеучение и

Слайд 14Оптимальное налогообложение
Но этот довод не принимает во внимание, что доходы

людей зависят от их работы (усилий), и увеличение налогов на

тех, кто получает большие доходы, может привести к уменьшению их работы (усилий). Следовательно, возможно, что увеличение налога в действительности сократит налоговые поступления государства.
Именно утилитаристское учение обязывает сравнивать потери полезности от увеличения налога с ростом поступлений в бюджет. Основная задача – ориентация на максимизацию суммарной полезности общественных доходов.
Отдельные экономисты полагают, что утилитаристский подход к формированию налоговых доходов общества не учитывает проблемы социального неравенства.
Роулсианская точка зрения исходит из того, что изменение налоговых ставок должно быть направлено на максимизацию благосостояния индивидуума, находящегося в наихудшем положении.
Оптимальное налогообложение		Но этот довод не принимает во внимание, что доходы людей зависят от их работы (усилий), и

Слайд 15Оптимальное налогообложение
Роулсианский подход предполагает увеличение налоговых ставок на каждого, кроме

наиболее нуждающегося до уровня, при котором налоговые поступления в бюджет

максимизируются.
Экономисты отмечают, что роулсианская позиция не
предполагает достижение наибольшего социального
равенства.
В отдельных случаях, могут существовать изменения, которые несколько улучшать положение наименее обеспеченного индивидуума и существенно улучшат положение более богатого. Кроме того, может улучшиться положение наименее обеспеченного и ухудшиться положение богатого.
Таким образом, ни один индивидуум не улучшает
своего экономического положения без ухудшения положения
кого-то другого.
Оптимальное налогообложение	Роулсианский подход предполагает увеличение налоговых ставок на каждого, кроме наиболее нуждающегося до уровня, при котором налоговые

Слайд 16Оптимальное налогообложение
Следующий подход, используемый в формировании налоговых доходов, характеризуется максимизацией

благосостояния одного индивидуума (группы лиц), подчинен получению государственных поступлений в

бюджет и соответствует достижению заранее оговоренного уровня полезности для других.
Этот подход получил в экономической литературе название эффективность по Парето или оптимум Парето.
Однако критерий оптимальности Парето не является критерием социальной оптимальности. Преимущество этого подхода заключается в том, что в нем разграничиваются понятия эффективности и справедливости.
В экономической литературе подчеркивается, что различие между справедливостью и эффективностью в определенном смысле искусственно, так как и то и другое входит в цель максимизации общественного благосостояния. Тем не менее, обе концепции заметно выделяются в политических решениях.
Оптимальное налогообложениеСледующий подход, используемый в формировании налоговых доходов, характеризуется максимизацией благосостояния одного индивидуума (группы лиц), подчинен получению

Слайд 17Оптимальное налогообложение
Центральным моментом достижения оптимальной
структуры налогообложения является то, что
государственные решения

по этому вопросу
сталкиваются с необходимостью обеспечения и
справедливости, и экономической эффективности
налогообложения.
Теоретически

решение этой проблемы может быть
получено на основе нормативного подхода, в
рамках которого соображения справедливости и
эффективности могут быть сбалансированы друг с
другом.
Оптимальное налогообложение	Центральным моментом достижения оптимальнойструктуры налогообложения является то, чтогосударственные решения по этому вопросусталкиваются с необходимостью обеспечения исправедливости,

Слайд 18Оптимальное налогообложение
В рамках позитивного подхода оптимальное налогообложение зависит от функции

благосостояния общества (утилитаристской, роулсианской), и от структуры налоговой системы, вводимой

государством, стремящегося к сокращению потерь эффективности и достижению справедливости в налогообложении.
Оптимальная структура налогов определяется как такая структура, которая максимизирует благосостояние общества, где равновесие между чистым грузом потерь и неравенством отражает отношение к равенству и эффективности.
Различные общества могут выбирать различные налоговые системы, если у них различное мнение относительно неравенства.
Оптимизация налогообложения может достигаться с помощью проведения налоговых реформ, основной целью которых является ослабление искажающегося действия налоговой системы и более равномерное распределение налоговой нагрузки.
Оптимальное налогообложениеВ рамках позитивного подхода оптимальное налогообложение зависит от функции благосостояния общества (утилитаристской, роулсианской), и от структуры

Слайд 19Оптимальное налогообложение
Важный фактор оптимизации налогообложения – это
сокращение масштабов уклонения от

налогообложения.
Наличие проблемы широкомасштабного уклонения от уплаты налогов свидетельствует либо о

завышенности налоговых ставок, либо о мягкости штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Для достижения в налогообложении оптимума по Парето
необходимо учитывать количественное соотношение между
прямыми и косвенными налогами. Оптимизация
налогообложения в Российской Федерации направлена на
обеспечение сбалансированности бюджетной системы,
сокращение совокупного налогового бремени при повышении налоговой дисциплины налогоплательщиков.
Оптимальное налогообложениеВажный фактор оптимизации налогообложения – этосокращение масштабов уклонения от налогообложения.	Наличие проблемы широкомасштабного уклонения от уплаты налогов

Слайд 204. Концептуальные основы реформирования налоговой системы
К концептуальным основам реформирования налоговой

системы можно отнести следующие направления:
• общее сокращение налоговой нагрузки за

счет сокращения ставок налогообложения и отмены отдельных видов налогов, а именно: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, социальный налог, налоге продаж и т.д. при условии дальнейшего расширения налоговой базы;
• перераспределение налоговой нагрузки между факторами производства путем сокращения налоговой нагрузки по факторам «труд» и «капитал», а именно, социальный налог, подоходный налог, налог на прибыль - НДС и увеличение налоговой нагрузки на фактор «земля», а именно рентные платежи, таможенные сборы и т.д.
4. Концептуальные основы реформирования налоговой системыК концептуальным основам реформирования налоговой системы можно отнести следующие направления:• общее сокращение

Слайд 21Концептуальные основы реформирования налоговой системы
Всё вышеперечисленное также будет способствовать перераспределению

налоговой нагрузки и между секторами экономики.

Так, увеличение доли рентных и

таможенных платежей на вывоз углеводородного сырья при общем сокращении налоговой нагрузки обеспечит процесс ее перераспределения между добывающим и обрабатывающим секторами промышленности;
Концептуальные основы реформирования налоговой системыВсё вышеперечисленное также будет способствовать перераспределению налоговой нагрузки и между секторами экономики.Так, увеличение

Слайд 22Концептуальные основы реформирования налоговой системы
Перераспределение налоговой нагрузки с мобильной (НДС,

подоходный налог) на немобильную налоговую базу (имущественные налоги) позволит обеспечить

процесс перераспределения налоговой нагрузки между уровнями бюджетной системы, а именно реальное применение в практике налогообложения большинства видов имущественных налогов, в том числе налогов на недвижимость, на наследство, на дарение и т.д., обеспечит существенное расширение реальной налоговой базы для местных и региональных органов власти и управления.

Подобное перераспределение налоговой нагрузки в сочетании с введением пропорциональной шкалы подоходного налога и всеобщим заполнением декларации о доходах позволит решить проблему перераспределения налоговой нагрузки от низко- и среднедоходных групп на высокодоходные группы населения. Это в целом будет соответствовать имеющимся в нашем обществе представлениям о социальной справедливости;
Концептуальные основы реформирования налоговой системыПерераспределение налоговой нагрузки с мобильной (НДС, подоходный налог) на немобильную налоговую базу (имущественные

Слайд 23Концептуальные основы реформирования налоговой системы
Перераспределение налоговой нагрузки от косвенного к
прямому

налогообложению предполагает сокращение и/или
введение отсрочек на уплату НДС и таможенных

пошлин, в
том числе и на ввозимое оборудование.

Это объясняется тем, что, будучи включенным в цену, косвенное налогообложение сдерживает темпы экономического роста, так как по своей экономической природе призвано ограничивать потребление ресурсов.

Прямое налогообложение по своей экономической
природе направлено на изъятие полученной как конечный
результат хозяйственной деятельности прибыли и не
препятствует экономическому росту, а, исполняя функцию
встроенного стабилизатора, позволяет избежать перегрев в
экономике.
Концептуальные основы реформирования налоговой системыПерераспределение налоговой нагрузки от косвенного кпрямому налогообложению предполагает сокращение и/иливведение отсрочек на уплату

Слайд 24Концептуальные основы реформирования налоговой системы
Вместе с тем, идея перехода от

косвенного к прямому налогообложению во многом связана с решением проблемы

инфляции в РФ, поскольку, как известно, даже в условиях среднего уровня инфляции применение прямого налогообложения не позволяет обеспечить соответствующего уровня налоговых поступлений в бюджетную систему.

Впрочем, в условиях инфляции очень затруднен эффективный переход с мобильной (НДС) и немобильной (имущественные налоги) налоговой базы, а, соответственно, перераспределение налоговой нагрузки между федеральными, региональными и местными уровнями (бюджетной системой) в рамках формирующейся российской модели бюджетного федерализма.
Концептуальные основы реформирования налоговой системыВместе с тем, идея перехода от косвенного к прямому налогообложению во многом связана

Слайд 25Концептуальные основы реформирования налоговой системы
Отмеченные концептуальные основы налоговой системы в

РФ взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Это еще раз подчеркивает огромную сложность

поставленной проблемы, а также и то, что недостаточное исполнение, как и тем более отказ от исполнения отдельных положений в налоговой реформе, может привести к разрушению, а возможно, и обвалу всей сложной конструкции проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы и напрямую связанных с ней экономических и политических реформ.
Концептуальные основы реформирования налоговой системы		Отмеченные концептуальные основы налоговой системы в РФ взаимосвязаны и взаимообусловлены. 			Это еще раз

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика