Слайд 1ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ
1. Студенты входят в
кабинет за 5 минут до занятия.
2. Во время перемен кабинет
проветривается.
3. Дежурные помогают раздавать (собирать) тетради и дидактический материал.
4. Телефоны во время урока поставлены на беззвучный сигнал и убраны с парт; ставить телефоны на зарядку в кабинете запрещено.
5. На рабочем месте студента должны находиться рабочая тетрадь, письменные принадлежности и дидактический материал; продуктов и напитков на партах быть не должно.
Слайд 2ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ
6.
В случае опозданий менее чем на 5 минут студент молча
проходит и садится на своё место, никого не отвлекая и не нарушая начало урока приветствиями и извинениями; в иных случаях – студент отправляется за допуском на урок к дежурному администратору.
7. Во время урока не следует перебивать преподавателя и отвечающих студентов; если есть вопрос или дополнение, надо поднять руку.
Слайд 31. В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ СЕНТЯБРЯ ПРОВОДИТСЯ ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО
ПРЕДМЕТУ.
2. В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
- СОЗДАНИЕ И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.
Слайд 4ГРУППА-ВК ЛИТЕРАТУРА
https://vk.com/club170991721
ГРУППА-ВК РУССКИЙ ЯЗЫК https://vk.com/club170993518
САЙТ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
https://rupoem.ru/pushkin/all.aspx
Слайд 51.Для работы на уроках нужна тетрадь в 96 листов, c
полями, в линейку.
2.Для контрольных работ нужна тетрадь в 18 листов,
c полями, в линейку; обязательно – в обложке.
3.Для проверочных работ на отдельных листках во время урока ВСЕГДА нужна тетрадь в 18 листов, c полями, в линейку.
4.Для выполнения домашних заданий и самостоятельной работы в библиотеке колледжа надо взять учебник
Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. 3-е изд. - М.: 2006.
Слайд 6Вопросы и задания к занятию «...И Божество, и вдохновенье, И
жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический потенциал поэзии
А.С. Пушкина.
1. Какие романтические настроения, мотивы и образы можно выявить в ранней элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»? Фамилии студентов
2. Что символизирует собой образ демона? Какая идея заключена в нем? («Мое беспечное незнанье» ("Бывало в сладком ослепленье..."), «Демон») Фамилии студентов
3. Раскройте смысл лирической миниатюры «Если жизнь тебя обманет» Фамилии студентов
4. Какое значение имеет тема памяти в стихотворении «Цветок», о чем размышляет лирический герой? Фамилии студентов
.
Слайд 7Вопросы и задания к занятию «...И Божество, и вдохновенье, И
жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический потенциал поэзии
А.С. Пушкина.
5.Чем обусловлен духовный кризис лирического героя в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…»? Ознакомьтесь с поэтическим ответом митрополита Филарета «Не напрасно, не случайно…» Какой выход из духовного тупика предложен поэту служителем Церкви? Как поэт воспринял поэтический ответ святителя Филарета?
6. Подготовьте подробный текстуальный анализ стихотворения «Бесы». ??? Фамилии студентов???
7. Как меняется душевный настрой поэта в элегии «Безумных лет угасшее веселье…», написанной на следующий день после «Бесов»? (Подготовьте подробный текстуальный анализ )
7. В чем своеобразие поэтического переложения А.С. Пушкиным великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина – «Отцы пустынники и жены непорочны…»? ??? Фамилии студентов ???
.
Слайд 8«Дней Александровых прекрасное начало…»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (РЛ) В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19
ВЕКА.
Начало 19 века есть…время осознания Россией своей государственности…и самостоятельности. Россия осознавала себя…государством со своей драматической судьбой и своеобразием.
Николай Николаевич Скатов (1931 г.р.) — профессор, специалист в области истории русской литературы
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.Художественное своеобразие РЛ первой половины 19 в.
2. Периодизация РЛ I-ой пол. XIX века:
I период (1801-1825) —первая четверть XIX века.
II период (1825-1842 ) — 30-е годы.
III период (1842-1855 ) — 40-е годы.
Д/З 1. Учить наизусть стихотворение А. С. Пушкина.
2. Читать поэму «Медный всадник».
.
«Начало 19 века есть…время осознания Россией своей государственности, национальной определенности и самостоятельности. Россия осознавала себя…государством со своей драматической судьбой и своеобразием.
Недаром Пушкин — главный в литературе выразитель национального самосознания позднее неоднократно скажет о России как о европейской стране, но и о том, что у нее в истории свой жребий, свои исторически обусловленные сила и слабость, свое историческое предназначение…»
Профессор Н.Н.Скатов.
.
КАКИЕ ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА?
ПОЧЕМУ ЭТО БЫЛО «ВРЕМЯ ОСОЗНАНИЯ РОССИЕЙ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»?
Начало 19 века есть…время осознания Россией своей государственности, национальной определенности и самостоятельности. Россия осознавала себя…государством со своей драматической судьбой и своеобразием.
Профессор Н.Н.Скатов
Слайд 11XIX век – это исключительное время в русской истории
и культуре, «золотой век» в развитии русской литературы.
НАЗОВИТЕ САМЫЕ
ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЛ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, ИЗУЧАВШИЕСЯ ВАМИ В ШКОЛЕ.
Слайд 12Художник Орест Кипренский, 1815
Художник Карл Брюллов
Слайд 13Портрет работы О. А. Кипренского.
Пушкин: «Себя как в зеркале я
вижу, но это зеркало мне льстит».
Художник Петр Соколов. 1836.
Слайд 14Картина Петра Заболотского (1837)
Фотопортрет работы С. Л. Левицкого.
Слайд 15 Художественное своеобразие русской литературы первой половины 19 века.
Стремление к
синтезу и сжатости: общее свойство всех
произведений этого периода– краткость и
динамизм изложения.
Ф. М. Достоевский (1821-1881): «Посмотрите на Пушкина и
Гоголя. Создали они немного, а оба ждут монументов». Поэт
Н. А. Некрасов(1821-1877) заявит: «Дело прозы анализ, дело поэзии
синтез».
Отсюда основная задача и главные особенности русской
литературы на протяжении первых десятилетий XIX века
уяснить и показать Россию как целое и в главных ее характерах и
типах. (см. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя)
Слайд 16
2. Для такого «синтеза», то есть для решения задачи
такого обобщения, прежде всего нужна поэзия. И хотя уже тогда
создается немало прозаических произведений, романов, повестей, главная линия становления русской литературы проходит через поэзию.
Слайд 17
3. Вслед за М. Горьким РЛ первой половины 19
в. можно назвать «началом всех начал», так как всё, созданное
в этот период, исключительно по силе и глубине своей мысли. А.А.Фет о стихах Ф.И.Тютчева справедливо напишет: «Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей…», подразумевая неисчерпаемую философскую глубину поэзии Ф.И.Тютчева.(см.стихи
«Не рассуждай, не хлопочи», «Silentium», «Наш век»).
Слайд 18***
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А
завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость,
и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит - и слава Богу!
Ф. И. Тютчев. 1850.
Слайд 19Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в
душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими
- и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..
Ф. И. Тютчев. SILENTIUM! * Молчание! (лат.) 1839.
Слайд 20 4. В первой половине 19 в. РЛ развивалась в
русле разных художественных направлений…
НАЗОВИТЕ ИХ
Слайд 21 В первой половине 19 века РЛ развивалась в русле
разных художественных направлений:
классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.
Слайд 22— КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление в европейском
искусстве рубежа XVII-XVIII — начале XIX века, сформировался во Франции в конце
XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерны культ разума, порядка, долга; жёсткая иерархия всего — слов, жанров, героев; абсолютно чёткое деление героев на положительных и отрицательных; строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты.
Слайд 23— КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый)
Представители европейского классицизма:«трагики» П. Корнель,
Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен.
Представители русского
классицизма:
поэты A. Д. Кантемир, B. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин;
«трагики» А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин;
баснописец И. А. Крылов.
Слайд 24ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМА
ОДА, ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА, ТРАГЕДИЯ
(ода М. В. Ломоносова
«На день восшествия на... престол... Елисаветы Петровны», оды Г. Р.
Державина «Фелица», «Бог»)
Слайд 26— СЕНТИМЕНТАЛИЗМ —— (от английского sentimental — чувствительный, от французского sentiment — чувство) —
литературное направление II-й пол. 18 в. Сентименталисты провозгласили главенство чувства
над разумом, интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма), высшей ценностью является не государство, а человек. В связи с этим природа для них — мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные — расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие.
Слайд 27Представители европейского сентиментализма
Англия:
Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»,
Т. Грей «Сельское кладбище»,
Франция:
Аббат Прево
«Манон Леско», Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»
Представители русского сентиментализма:
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»,
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Слайд 28ЖАНРЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
ПИСЬМА
РОМАН-ПУТЕШЕСТВИЕ
МЕМУАРЫ
ПОВЕСТЬ
ЭЛЕГИЯ
РОМАН
Слайд 29В России романтизм впервые появляется в поэзии
В. А. Жуковского
и достигает своей вершины в творчестве
А. С. Пушкина и
М. Ю. Лермонтова.
Слайд 30ЖАНРЫ
ПОЭМЫ: А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья
разбойники». М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др.
БАЛЛАДЫ: В. А.
Жуковский «Светлана», «Людмила» и др.
ЭЛЕГИИ: А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др.
Слайд 31РЕАЛИЗМ — (от латинского realis — вещественный, действительный) — направление в европейской
и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на
действительность, стремлением к психологическому изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
Слайд 33
ЖАНРЫ
РОМАН
РОМАН-ЭПОПЕЯ
ДРАМА
РАССКАЗ
НОВЕЛЛА
Слайд 34
ЕВРОПА
Франция:
Стендаль, О. Бальзак, Г. де Мопассан, Г.Флобер,
Р. Роллан;
Англия:
Ч. Диккенс,
У. Теккерей; США:
М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн
Слайд 35
РОССИЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)
А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Евгений
Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;
М. Ю. Лермонтов «Герой
нашего времени»;
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души»;
Слайд 36РОССИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)
И. С. Тургенев: цикл очерков «Записки
охотника», роман «Отцы и дети»;
Ф. М. Достоевский: романы «Преступление и
наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы»;
А. Н. Островский: пьесы «Бесприданница»,«Гроза» и др.;
М. Е. Салтыков-Щедрин: сатира «История одного города», роман «Господа Головлёвы» и др.;
Л. Н. Толстой: романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др.;
А. П. Чехов: пьесы «Вишневый сад»,«Три сестры», «Чайка», рассказы;
Слайд 37 5. РЛ активно усваивала западноевропейские тенденции (ориентируясь на Мольера,
Байрона, Вальтера Скотта и др.), но в 19 в. РЛ
не только стала самостоятельной, но и обогатила мировую литературу.
Слайд 38«I ПЕРИОД (1801-1825) — ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКА».
В 1801 году
к власти в России пришел царь
Александр I Благословенный (1777-1825).
Начало
XIX века ощущалось всеми как новый период в истории страны. Позднее Пушкин написал в стихах: «Дней Александровых прекрасное начало».
Слайд 39Открывались новые учебные заведения: гимназии, университеты, ряд лицеев, в частности
Царскосельский Лицей (1811), сыгравший большую роль в истории русской культуры
и государственности: именно из его стен вышли самый великий поэт России — Пушкин и самый выдающийся ее государственный деятель XIX века — будущий канцлер князь А.Горчаков.
Слайд 40Появились десятки новых журналов, например, «Вестник Европы» (1802-1830). Его создавал
и поначалу издавал замечательный деятель русской культуры - историк Н.
М. Карамзин. Журнал задумывался как проводник новых идей и явлений европейской жизни. После ухода Карамзина в1808-1809 годах редактором журнала был Василий Жуковский.
Наряду с литературой и искусством, журнал освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран.
Слайд 41С 1803 года Николай Михайлович Карамзин начинает работу над «Историей
государства Российского» (в 12 томах), уясняющей особую роль России как
исторически развившегося организма. Не случаен тот энтузиазм, с которым принимались тома этой «Истории» по их выходе. Уяснению такой роли России очень помогли открытия начала XIX века в истории русской культуры (было найдено и в 1800 году напечатано «Слово о полку Игореве») и русского народного творчества.
Слайд 43ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
В ночь на 25 июня армия Наполеона,
состоявшая из 12 народов (Австрия, Италия, Испания и др.) без
объявления войны напала на Россию. Это нашествие осознавалось многими как кара за измену русскому языку и вере отцов. В высших слоях российского общества царил культ французского языка. Нашествие Наполеона, дикая жестокость французов для многих русских стали настоящим откровением.
Слайд 44ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
К моменту вторжения Наполеона русской армии удалось
сосредоточить на западной границе 220 тысяч человек, а в армии
Наполеона было 640 тысяч. За время похода в Россию с 25 июня по 26 декабря (полгода) Наполеон потерял 570 тысяч (из 640), то есть почти всю армию).
Слайд 45В день православной Пасхи Александр I, при стечении огромного количества
парижан, участвовал в пасхальном молебствии. Кульминацией духовного торжества русских стало
целование креста, когда к нему устремились многочисленные фаланги французских маршалов и генералов.
Въезд императора Александра I с союзниками в Париж 1814 г. Хромолитография.
По акварельным рисункам художника А.Д. Кившенко
Слайд 46В 1795 году площадь Революции была переименована в площадь Согласия.
Именно здесь к Пасхе 1814 года был воздвигнут алтарь, вокруг
которого собралась вся русская армия.
Семь священников совершили богослужение.
Русские воины, пришедшие сюда через всю Европу, грянули: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Французы в ошеломлении и восторге, выпученными глазами взирали на величайшее религиозное действо.
Слайд 47Триумф русской армии в Париже.
Художник Сергей Трошин
«Всё замолкло, всё
внимало! — вспоминал потом Александр. — Торжественная это была минута
для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения, из холодной отчизны Севера привёл я православное моё русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно ещё нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».
Слайд 48Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 г.
Английская
гравюра неизвестного художника
Отечественная война 1812 года и заграничный поход 1813–1814
годов завершились в день Воскресения Спасителя. Удивительная историческая рифма этому событию будет достигнута спустя полтора столетия, когда Великая Отечественная война 1941–1945 годов также закончится в Светлую Христову Пасху!
Слайд 50Бесчинства безбожных французов в Москве показали Александру I сущность европейского
просвещения, и он вернулся к вере своих отцов. В благодарность
Богу за спасение России он задумал построить в честь великой победы над Наполеоном храм Христа Спасителя в Москве. Для борьбы с революциями в Европе создал Священный союз и закрыл в стране все тайные политические общества.
Слайд 51Нижний коридор Храма Христа Спасителя служит наглядным памятником славных событий
Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем в Храм через
западные двери, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении.
Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году.
В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Наконец, какие награды были получены за это сражение.
Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста - один к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству за их жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места - манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам - манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память которых празднуется в день того или иного сражения.
Слайд 52В первой половине XIX века литературу создавала высшая знать России,
а культурная жизнь протекала в салонах, где оттачивались умы и
обсуждались животрепещущие проблемы. Салон всегда собирает дама, хозяйка, и эта традиция пришла из Франции в XVII в., от маркизы де Рамбуйе. Говорили в них чаще всего по-французски. В Петербурге единственное исключение — салон Екатерины Андреевны Карамзиной (вдовы писателя): там говорили по-русски. Салон Карамзиной считался самым “интеллектуальным” и патриотичным. Там часто бывал Пушкин.
Слайд 53II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ
В 1825 году после внезапной
смерти Александра I в России возникла опасная ситуация междуцарствия, когда
великие князья Николай и Константин (братья Александра I) отказывались от престола, чем воспользовались заговорщики масонского тайного общества декабристов, 14 декабря 1825 г. устроившие восстание на Сенатской площади.
Слайд 54II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ
В планах декабристов которых было
уничтожение монархии (убийство всей Царской семьи, включая детей) и перестройка
России по западным масонским образцам. Император Николай I лично руководил подавлением восстания на Сенатской площади. Суд приговорил к смертной казни 36 человек, но Государь помиловал большинство, изменив приговор на ссылку в Сибирь. Казнены были пять человек: П. Пестель, П. Каховский, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин.
Слайд 55НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855)
Будучи человеком военным, Николай I и сам
вёл себя, как простой солдат (спал на походной койке и
укрывался шинелью), и от других требовал серьёзного отношения к форме. Не терпел, если кто появлялся на людях курящий или небрежный. Возможно, всякая небрежность причиняла ему внутреннюю муку, помноженную на сознание своей великой ответственности — и за страну, и за весь мир.
Император работал по 18 часов в сутки и обладал огромным личным мужеством. В 1831 году он сам усмирил холерные бунты в Петербурге (на Сенной площади) и в военных поселениях Новгородской губернии. Стараясь вникать лично во все детали государственного управления и жизни общества, он и в других ценил работоспособность, дисциплину, исполнительность. Во время его правления Россия укреплялась: строились железные дороги, крепости, храмы, открывались университеты, училища, школы, множились печатные издания и успехи литературы, зодчества, театра... Особенно активное развитие получили естественные науки и инженерное дело.
Слайд 56НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855)
В годы царствования Николая I появился
первый официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни!» Автором текста
гимна стал поэт В.А. Жуковский, композитором А.Ф. Львов.
Армейский идеал служения Богу, России и русскому народу был главным в жизни Николая I.
Такое понимание государственной и военной службы как «богослужения» выражало православное представление о верующем как о «воине Христове»: «Я взираю на целую жизнь человека как на службу... Ибо человек обязан всецело, нелицемерно и безусловно служить своему Богу». Николай I.
Памятник Николаю I.
Евгений Корнеев. «Под небом Санкт-Петербурга».
2009.
Слайд 57II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ
В ИСТОРИИ РЛ ПЕРЕЛОМНЫМ
СТАЛ 1825 ГОД, КОГДА А. С. ГРИБОЕДОВ НАПИСАЛ «ГОРЕ ОТ
УМА», А ПУШКИН СОЗДАЛ ТРАГЕДИЮ «БОРИС ГОДУНОВ» И ОПУБЛИКОВАЛ ПЕРВЫЕ ЧАСТИ РОМАНА В СТИХАХ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Слайд 58Осенью 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано Первое философическое
письмо П.Я. Чаадаева (1794 — 1856), вызвавшее бурные споры среди
студенческой молодёжи и представителей интеллигенции (философов и писателей); до публикации имело хождение в рукописных списках. «Телескоп» был запрещён, цензор уволен, редактор (Н.И. Надеждин) сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев официально объявлен сумасшедшим. Он повторил судьбу своего литературного двойника Чацкого. В основе письма – рассуждение о русской истории и о путях русской жизни, очень горькое и не во всём справедливое. Чаадаев любил Европу, склонялся к католицизму. Он, как и европейские философы, верил в прогресс, в то, что человечество постепенно поднимается от дикости к просвещению, от варварства к гуманизму. А Россия, с его точки зрения, из этого процесса выпала.
Слайд 59“Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы
не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода;
мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…”
“Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя… Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе… Исторический опыт для нас не существует, поколения и века протекли без пользы для нас.
Слайд 60Одинокие в мире, мы ничего не дали миру… ничему не
научили его; ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и всё,
что нам досталось от этого прогресса, мы исказили... ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды… В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу”.
“Россия — грозный урок народам: до чего отчуждение и рабство могут довести людей. С эпохи Петра начинается просвещённое рабство”.
Слайд 61
Вы согласны с мнением Чаадаева? Как вы думаете, Пушкин, общавшийся
с Чаадаевым и изучавший историю России, поддержал его взгляды или
опроверг?
Слайд 62«…я далеко не во всем согласен с вами. …у нас
было особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили
монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена.<…>
Слайд 63А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина
II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который
привел нас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы?
Слайд 64В литературе 30-е годы стали «лермонтовскими». В творчестве М.Ю. Лермонтова
соединились трагическое восприятие жизни и бунтарство, религиозность и богоборчество, неверие
в осуществление идеала и невозможность отказаться от идеала.
Художник ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ.
ПОРТРЕТ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. 1964
Слайд 65Главным в литературе становится “лишний человек” (это определение придумал Иван
Тургенев (повесть «Дневник лишнего человека» (1850).
“Лишний человек” – это
умный и мыслящий дворянин, который глубоко несчастен от своей ненужности и невостребованности, как, например, всем пресытившийся и ничего не ждущий от жизни Онегин; или Печорин («Герой нашего времени»), постоянно рискующий своей жизнью и причиняющий страдания другим людям.
Слайд 66“Лишний человек” – это умный и мыслящий дворянин, который глубоко
несчастен от своей ненужности и невостребованности, как, например, всем пресытившийся
и ничего не ждущий от жизни Евгений Онегин…
Слайд 67“Лишний человек” – это мыслящий дворянин, который глубоко несчастен от
своей невостребованности, как, например, всем пресытившийся Григорий Печорин («Герой нашего
времени»), постоянно рискующий своей жизнью и причиняющий страдания другим людям.
Слайд 68Это было время расцвета поэзии А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Ап.
Григорьева, Якова Полонского. В прозе были популярны жанры «светской» и
«мистической» повести:
А. Погорельский «Лафертовская маковница», «Чёрная курица»; В.Ф. Одоевский «Сильфида», «Княжна Зизи»; А.А. Бестужев-Марлинский «Фрегат «Надежда», «Испытание». Благодаря «Евгению Онегину» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова, в прозе утвердился реализм.
Слайд 69Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» знаменовала новый этап в
развитии русской литературы: впервые на смену исключительным личностям и романтическим
героям пришли «пошлые» и заурядные обыватели с «мертвыми душами».
Слайд 70Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» знаменовала новый этап в
развитии русской литературы: впервые на смену исключительным личностям и романтическим
героям пришли «пошлые» и заурядные обыватели с «мертвыми душами».
Слайд 71Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Слайд 73Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Слайд 76Передовые журналы тех лет:
«Телескоп» Н. Надеждина, «Отечественные записки» (1839-1846) В.
Г. Белинского (здесь публиковались произведения
М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева,
Ф.М.
Достоевского); А. С. Пушкин создаёт «Современник», в который привлекает В. Ф. Одоевского,
П. А. Вяземского, В. А. Жуковского. Здесь были опубликованы «Капитанская дочка» и «петербургские повести» Н.В. Гоголя.
Слайд 77 III ПЕРИОД (1842-1855 )— 40-Е ГОДЫ.
К началу 40-х
годов задачи создания русского литературного языка как основы национальной культуры
и целостного образа России были завершены.
Главные исполнители этой титанической работы сходят с литературной сцены: погибают Пушкин (1837) и Лермонтов (1841), умирают Е.А.Боратынский (1844) и А.В. Кольцов (1842), замолкают Тютчев и (после выхода в 1842 году «Мертвых душ») Гоголь.
Поэзия на многие годы отступает на задний план. На первый план выходит проза и прежде всего такое ее направление, как «натуральная школа», главным вождем и идеологом которой стал критик В.Г. Белинский.
Слайд 78 III ПЕРИОД (1842-1855 )— 40-Е ГОДЫ.
Формирование «НШ» относится
к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Дмитрий ГригорОвич, Иван Тургенев,
Александр Герцен, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «НШ» . «Натуральное» понималось как строго правдивое изображение действительности. Основной тезис «натуральной школы» — литература должна быть подражанием действительности. Белинский точно отметил в эту пору большое количество талантов, но отсутствие гениев.
Слайд 79ВОПРОСЫ К ТЕМЕ «I ПЕРИОД (1801-1825) —
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКА».
1.Какой
царь пришел к власти в России в 1801 году? Какие
изменения произошли в культурной и общественной жизни страны? Как вы поняли строки А.С. Пушкина «Дней Александровых прекрасное начало»?
2. Расскажите о значении войны 1812 года в жизни России? Каким положительным явлениям в жизни общества она способствовала? Как война повлияла на царя?
3. Какой характер носила культура этого периода? Расскажите о роли салонов в культурной жизни России.
Слайд 80Вопросы к теме «II период (1825-1842)—30-е годы».
1.Какой царь пришел к
власти в России в 1825 году? Какие трагические события сопровождали
его восшествие на престол? Расскажите о характере и образе жизни императора.
2. Почему 1825 г. стал переломным в истории русской литературы? Какие произведения появились в это время? В чём суть «Философического письма» Петра Чаадаева? Как он оценил значение России в мировой истории? (зачитайте цитаты).
Как Пушкин, общавшийся с Чаадаевым и изучавший историю России, отнёсся к его суждениям? Чьё мнение (Пушкина или Чаадаева) и почему ближе вам?
3. Расскажите о том, как развивалась литература этого периода: какие произведения появились в это время, какие журналы издавались?