Разделы презентаций


ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ 1. Студенты входят в

Содержание

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ6. В случае опозданий менее чем на 5 минут студент молча проходит и садится на своё место, никого не отвлекая и не

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ
1. Студенты входят в

кабинет за 5 минут до занятия.
2. Во время перемен кабинет

проветривается.
3. Дежурные помогают раздавать (собирать) тетради и дидактический материал.
4. Телефоны во время урока поставлены на беззвучный сигнал и убраны с парт; ставить телефоны на зарядку в кабинете запрещено.
5. На рабочем месте студента должны находиться рабочая тетрадь, письменные принадлежности и дидактический материал; продуктов и напитков на партах быть не должно.
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ1. Студенты входят в кабинет за 5 минут до занятия.2. Во

Слайд 2ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ
6.

В случае опозданий менее чем на 5 минут студент молча

проходит и садится на своё место, никого не отвлекая и не нарушая начало урока приветствиями и извинениями; в иных случаях – студент отправляется за допуском на урок к дежурному администратору.
7. Во время урока не следует перебивать преподавателя и отвечающих студентов; если есть вопрос или дополнение, надо поднять руку.
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖУЧКОВА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ6. В случае опозданий менее чем на 5

Слайд 31. В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ СЕНТЯБРЯ ПРОВОДИТСЯ ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО

ПРЕДМЕТУ.
2. В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
- СОЗДАНИЕ И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

1. В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ СЕНТЯБРЯ ПРОВОДИТСЯ ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ.2. В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА- СОЗДАНИЕ И

Слайд 4ГРУППА-ВК ЛИТЕРАТУРА
https://vk.com/club170991721

ГРУППА-ВК РУССКИЙ ЯЗЫК https://vk.com/club170993518

САЙТ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
https://rupoem.ru/pushkin/all.aspx

ГРУППА-ВК ЛИТЕРАТУРАhttps://vk.com/club170991721ГРУППА-ВК РУССКИЙ ЯЗЫК https://vk.com/club170993518САЙТ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ https://rupoem.ru/pushkin/all.aspx

Слайд 51.Для работы на уроках нужна тетрадь в 96 листов, c

полями, в линейку.
2.Для контрольных работ нужна тетрадь в 18 листов,

c полями, в линейку; обязательно – в обложке.
3.Для проверочных работ на отдельных листках во время урока ВСЕГДА нужна тетрадь в 18 листов, c полями, в линейку.
4.Для выполнения домашних заданий и самостоятельной работы в библиотеке колледжа надо взять учебник
Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. 3-е изд. - М.: 2006. 


1.Для работы на уроках нужна тетрадь в 96 листов, c полями, в линейку.2.Для контрольных работ нужна тетрадь

Слайд 6Вопросы и задания к занятию «...И Божество, и вдохновенье, И

жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический потенциал поэзии

А.С. Пушкина.
1. Какие романтические настроения, мотивы и образы можно выявить в ранней элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»? Фамилии студентов
2. Что символизирует собой образ демона? Какая идея заключена в нем? («Мое беспечное незнанье» ("Бывало в сладком ослепленье..."), «Демон») Фамилии студентов
3. Раскройте смысл лирической миниатюры «Если жизнь тебя обманет» Фамилии студентов
4. Какое значение имеет тема памяти в стихотворении «Цветок», о чем размышляет лирический герой? Фамилии студентов


.
Вопросы и задания к занятию «...И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и

Слайд 7Вопросы и задания к занятию «...И Божество, и вдохновенье, И

жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический потенциал поэзии

А.С. Пушкина.
5.Чем обусловлен духовный кризис лирического героя в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…»? Ознакомьтесь с поэтическим ответом митрополита Филарета «Не напрасно, не случайно…» Какой выход из духовного тупика предложен поэту служителем Церкви? Как поэт воспринял поэтический ответ святителя Филарета?
6. Подготовьте подробный текстуальный анализ стихотворения «Бесы». ??? Фамилии студентов???
7. Как меняется душевный настрой поэта в элегии «Безумных лет угасшее веселье…», написанной на следующий день после «Бесов»? (Подготовьте подробный текстуальный анализ )
7. В чем своеобразие поэтического переложения А.С. Пушкиным великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина – «Отцы пустынники и жены непорочны…»? ??? Фамилии студентов ???

.
Вопросы и задания к занятию «...И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и

Слайд 8«Дней Александровых прекрасное начало…»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (РЛ) В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19

ВЕКА.

Начало 19 века есть…время осознания Россией своей государственности…и самостоятельности. Россия осознавала себя…государством со своей драматической судьбой и своеобразием.
Николай Николаевич Скатов (1931 г.р.) — профессор, специалист в области истории русской литературы
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.Художественное своеобразие РЛ первой половины 19 в.
2. Периодизация РЛ I-ой пол. XIX века:
I период (1801-1825) —первая четверть XIX века.
II период (1825-1842 ) — 30-е годы.
III период (1842-1855 ) — 40-е годы.
Д/З 1. Учить наизусть стихотворение А. С. Пушкина.
2. Читать поэму «Медный всадник».


.
«Дней Александровых прекрасное начало…»РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (РЛ) В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА.

Слайд 9


«Начало 19 века есть…время осознания Россией своей государственности, национальной определенности и самостоятельности. Россия осознавала себя…государством со своей драматической судьбой и своеобразием.
Недаром Пушкин — главный в литературе выразитель национального самосознания позднее неоднократно скажет о России как о европейской стране, но и о том, что у нее в истории свой жребий, свои исторически обусловленные сила и слабость, свое историческое предназначение…»

Профессор Н.Н.Скатов.

.

Слайд 10






КАКИЕ ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА?


ПОЧЕМУ ЭТО БЫЛО «ВРЕМЯ ОСОЗНАНИЯ РОССИЕЙ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»?

Начало 19 века есть…время осознания Россией своей государственности, национальной определенности и самостоятельности. Россия осознавала себя…государством со своей драматической судьбой и своеобразием.
Профессор Н.Н.Скатов


Слайд 11XIX век – это исключительное время в русской истории

и культуре, «золотой век» в развитии русской литературы.

НАЗОВИТЕ САМЫЕ

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЛ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, ИЗУЧАВШИЕСЯ ВАМИ В ШКОЛЕ.





XIX век – это исключительное время  в русской истории и культуре, «золотой век» в развитии русской

Слайд 12Художник Орест Кипренский, 1815
Художник Карл Брюллов

Художник Орест Кипренский, 1815Художник Карл Брюллов

Слайд 13Портрет работы О. А. Кипренского.
Пушкин: «Себя как в зеркале я

вижу, но это зеркало мне льстит».
Художник Петр Соколов. 1836.

Портрет работы О. А. Кипренского.Пушкин: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Художник

Слайд 14Картина Петра Заболотского (1837)
Фотопортрет работы С. Л. Левицкого.

Картина Петра Заболотского (1837)Фотопортрет работы С. Л. Левицкого.

Слайд 15 Художественное своеобразие русской литературы первой половины 19 века.

Стремление к

синтезу и сжатости: общее свойство всех
произведений этого периода– краткость и

динамизм изложения.
Ф. М. Достоевский (1821-1881): «Посмотрите на Пушкина и
Гоголя. Создали они немного, а оба ждут монументов». Поэт
Н. А. Некрасов(1821-1877) заявит: «Дело прозы анализ, дело поэзии
синтез».
Отсюда основная задача и главные особенности русской
литературы на протяжении первых десятилетий XIX века
уяснить и показать Россию как целое и в главных ее характерах и
типах. (см. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя)
Художественное своеобразие русской литературы первой половины 19 века.Стремление к синтезу и сжатости: общее свойство всехпроизведений этого

Слайд 16
2. Для такого «синтеза», то есть для решения задачи

такого обобщения, прежде всего нужна поэзия. И хотя уже тогда

создается немало прозаических произведений, романов, повестей, главная линия становления русской литературы проходит через поэзию.



2. Для такого «синтеза», то есть для решения задачи такого обобщения, прежде всего нужна поэзия. И

Слайд 17

3. Вслед за М. Горьким РЛ первой половины 19

в. можно назвать «началом всех начал», так как всё, созданное

в этот период, исключительно по силе и глубине своей мысли. А.А.Фет о стихах Ф.И.Тютчева справедливо напишет: «Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей…», подразумевая неисчерпаемую философскую глубину поэзии Ф.И.Тютчева.(см.стихи
«Не рассуждай, не хлопочи», «Silentium», «Наш век»).



3. Вслед за М. Горьким РЛ первой половины 19 в. можно назвать «началом всех начал», так

Слайд 18***
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А

завтра быть чему, то будет. 
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость,

и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит - и слава Богу!
 

Ф. И. Тютчев. 1850.






***Не рассуждай, не хлопочи!..Безумство ищет, глупость судит;Дневные раны сном лечи,А завтра быть чему, то будет. Живя, умей все

Слайд 19Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в

душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими

- и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи. 
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..

Ф. И. Тютчев. SILENTIUM! * Молчание! (лат.) 1839.






Молчи, скрывайся и таиИ чувства и мечты свои –Пускай в душевной глубинеВстают и заходят онеБезмолвно, как звезды

Слайд 20 4. В первой половине 19 в. РЛ развивалась в

русле разных художественных направлений…
НАЗОВИТЕ ИХ

4. В первой половине 19 в. РЛ развивалась в русле разных художественных направлений…НАЗОВИТЕ ИХ

Слайд 21 В первой половине 19 века РЛ развивалась в русле

разных художественных направлений:
классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.

В первой половине 19 века РЛ развивалась в русле разных художественных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма и

Слайд 22— КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление в европейском

искусстве рубежа XVII-XVIII — начале XIX века, сформировался во Франции в конце

XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерны культ разума, порядка, долга; жёсткая иерархия всего — слов, жанров, героев; абсолютно чёткое деление героев на положительных и отрицательных; строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты.
— КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление в европейском искусстве рубежа XVII-XVIII — начале XIX века, сформировался во

Слайд 23— КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый)
Представители европейского классицизма:«трагики» П. Корнель,

Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен.
Представители русского

классицизма:
поэты A. Д. Кантемир, B. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин;
«трагики» А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин;
баснописец И. А. Крылов.



— КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) Представители европейского классицизма:«трагики» П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж.

Слайд 24ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМА

ОДА, ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА, ТРАГЕДИЯ
(ода М. В. Ломоносова

«На день восшествия на... престол... Елисаветы Петровны», оды Г. Р.

Державина «Фелица», «Бог»)

ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМА ОДА, ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА, ТРАГЕДИЯ (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на... престол... Елисаветы Петровны»,

Слайд 26— СЕНТИМЕНТАЛИЗМ —— (от английского sentimental — чувствительный, от французского sentiment — чувство) —

литературное направление II-й пол. 18 в. Сентименталисты провозгласили главенство чувства

над разумом, интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма), высшей ценностью является не государство, а человек. В связи с этим природа для них — мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные — расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие.

— СЕНТИМЕНТАЛИЗМ —— (от английского sentimental — чувствительный, от французского sentiment — чувство) — литературное направление II-й пол. 18 в. Сентименталисты

Слайд 27Представители европейского сентиментализма
Англия:
Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»,
Т. Грей «Сельское кладбище»,
Франция:
Аббат Прево

«Манон Леско», Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»
Представители русского сентиментализма:


Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»,
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»



Представители европейского сентиментализмаАнглия:Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»,Т. Грей «Сельское кладбище»,Франция:Аббат Прево «Манон Леско», Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая

Слайд 28ЖАНРЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

ПИСЬМА
РОМАН-ПУТЕШЕСТВИЕ
МЕМУАРЫ
ПОВЕСТЬ
ЭЛЕГИЯ
РОМАН

ЖАНРЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА ПИСЬМАРОМАН-ПУТЕШЕСТВИЕМЕМУАРЫПОВЕСТЬЭЛЕГИЯРОМАН

Слайд 29В России романтизм впервые появляется в поэзии
В. А. Жуковского

и достигает своей вершины в творчестве
А. С. Пушкина и


М. Ю. Лермонтова.
В России романтизм впервые появляется в поэзии В. А. Жуковского и достигает своей вершины в творчестве А.

Слайд 30ЖАНРЫ
ПОЭМЫ: А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья

разбойники». М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др.
БАЛЛАДЫ: В. А.

Жуковский «Светлана», «Людмила» и др.
ЭЛЕГИИ: А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др.








ЖАНРЫПОЭМЫ: А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и

Слайд 31РЕАЛИЗМ — (от латинского realis — вещественный, действительный) — направление в европейской

и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на

действительность, стремлением к психологическому изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
РЕАЛИЗМ — (от латинского realis — вещественный, действительный) — направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением

Слайд 33
ЖАНРЫ
РОМАН
РОМАН-ЭПОПЕЯ
ДРАМА
РАССКАЗ
НОВЕЛЛА





ЖАНРЫРОМАНРОМАН-ЭПОПЕЯДРАМАРАССКАЗНОВЕЛЛА

Слайд 34
ЕВРОПА
Франция:
Стендаль, О. Бальзак, Г. де Мопассан, Г.Флобер,
Р. Роллан;
Англия:
Ч. Диккенс,

У. Теккерей; США:
М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн





ЕВРОПАФранция:Стендаль, О. Бальзак, Г. де Мопассан, Г.Флобер, Р. Роллан;Англия:Ч. Диккенс, У. Теккерей; США:М. Твен, У. Фолкнер; Германия:

Слайд 35
РОССИЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Евгений

Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;
М. Ю. Лермонтов «Герой

нашего времени»;
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души»;






РОССИЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;М.

Слайд 36РОССИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)
И. С. Тургенев: цикл очерков «Записки

охотника», роман «Отцы и дети»;
Ф. М. Достоевский: романы «Преступление и

наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы»;
А. Н. Островский: пьесы «Бесприданница»,«Гроза» и др.;
М. Е. Салтыков-Щедрин: сатира «История одного города», роман «Господа Головлёвы» и др.;
Л. Н. Толстой: романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др.;
А. П. Чехов: пьесы «Вишневый сад»,«Три сестры», «Чайка», рассказы;









РОССИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)И. С. Тургенев: цикл очерков «Записки охотника», роман «Отцы и дети»;Ф. М. Достоевский:

Слайд 37 5. РЛ активно усваивала западноевропейские тенденции (ориентируясь на Мольера,

Байрона, Вальтера Скотта и др.), но в 19 в. РЛ

не только стала самостоятельной, но и обогатила мировую литературу.

5. РЛ активно усваивала западноевропейские тенденции (ориентируясь на Мольера, Байрона, Вальтера Скотта и др.), но в

Слайд 38«I ПЕРИОД (1801-1825) — ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКА».
В 1801 году

к власти в России пришел царь
Александр I Благословенный (1777-1825).
Начало

XIX века ощущалось всеми как новый период в истории страны. Позднее Пушкин написал в стихах: «Дней Александровых прекрасное начало».
«I ПЕРИОД (1801-1825) — ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКА».В 1801 году к власти в России пришел царьАлександр I

Слайд 39Открывались новые учебные заведения: гимназии, университеты, ряд лицеев, в частности

Царскосельский Лицей (1811), сыгравший большую роль в истории русской культуры

и государственности: именно из его стен вышли самый великий поэт России — Пушкин и самый выдающийся ее государственный деятель XIX века — будущий канцлер князь А.Горчаков.
Открывались новые учебные заведения: гимназии, университеты, ряд лицеев, в частности Царскосельский Лицей (1811), сыгравший большую роль в

Слайд 40Появились десятки новых журналов, например, «Вестник Европы» (1802-1830). Его создавал

и поначалу издавал замечательный деятель русской культуры - историк Н.

М. Карамзин. Журнал задумывался как проводник новых идей и явлений европейской жизни. После ухода Карамзина в1808-1809 годах редактором журнала был Василий Жуковский.
Наряду с литературой и искусством, журнал освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран.

Появились десятки новых журналов, например, «Вестник Европы» (1802-1830). Его создавал и поначалу издавал замечательный деятель русской культуры

Слайд 41С 1803 года Николай Михайлович Карамзин начинает работу над «Историей

государства Российского» (в 12 томах), уясняющей особую роль России как

исторически развившегося организма. Не случаен тот энтузиазм, с которым принимались тома этой «Истории» по их выходе. Уяснению такой роли России очень помогли открытия начала XIX века в истории русской культуры (было найдено и в 1800 году напечатано «Слово о полку Игореве») и русского народного творчества.
С 1803 года Николай Михайлович Карамзин начинает работу над «Историей государства Российского» (в 12 томах), уясняющей особую

Слайд 43ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
В ночь на 25 июня армия Наполеона,

состоявшая из 12 народов (Австрия, Италия, Испания и др.) без

объявления войны напала на Россию. Это нашествие осознавалось многими как кара за измену русскому языку и вере отцов. В высших слоях российского общества царил культ французского языка. Нашествие Наполеона, дикая жестокость французов для многих русских стали настоящим откровением.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДАВ ночь на 25 июня армия Наполеона, состоявшая из 12 народов (Австрия, Италия, Испания

Слайд 44ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
К моменту вторжения Наполеона русской армии удалось

сосредоточить на западной границе 220 тысяч человек, а в армии

Наполеона было 640 тысяч. За время похода в Россию с 25 июня по 26 декабря (полгода) Наполеон потерял 570 тысяч (из 640), то есть почти всю армию).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДАК моменту вторжения Наполеона русской армии удалось сосредоточить на западной границе 220 тысяч человек,

Слайд 45В день православной Пасхи Александр I, при стечении огромного количества

парижан, участвовал в пасхальном молебствии. Кульминацией духовного торжества русских стало

целование креста, когда к нему устремились многочисленные фаланги французских маршалов и генералов.

Въезд императора Александра I с союзниками в Париж 1814 г. Хромолитография.
По акварельным рисункам художника А.Д. Кившенко

В день православной Пасхи Александр I, при стечении огромного количества парижан, участвовал в пасхальном молебствии. Кульминацией духовного

Слайд 46В 1795 году площадь Революции была переименована в площадь Согласия.

Именно здесь к Пасхе 1814 года был воздвигнут алтарь, вокруг

которого собралась вся русская армия.
Семь священников совершили богослужение.
Русские воины, пришедшие сюда через всю Европу, грянули: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Французы в ошеломлении и восторге, выпученными глазами взирали на величайшее религиозное действо.
В 1795 году площадь Революции была переименована в площадь Согласия. Именно здесь к Пасхе 1814 года был

Слайд 47Триумф русской армии в Париже.
Художник Сергей Трошин
«Всё замолкло, всё

внимало! — вспоминал потом Александр. — Торжественная это была минута

для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения, из холодной отчизны Севера привёл я православное моё русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно ещё нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».
Триумф русской армии в Париже. Художник Сергей Трошин«Всё замолкло, всё внимало! — вспоминал потом Александр. — Торжественная

Слайд 48Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 г.
Английская

гравюра неизвестного художника
    
Отечественная война 1812 года и заграничный поход 1813–1814

годов завершились в день Воскресения Спасителя. Удивительная историческая рифма этому событию будет достигнута спустя полтора столетия, когда Великая Отечественная война 1941–1945 годов также закончится в Светлую Христову Пасху!
Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 г. Английская гравюра неизвестного художника    Отечественная война 1812 года и

Слайд 50Бесчинства безбожных французов в Москве показали Александру I сущность европейского

просвещения, и он вернулся к вере своих отцов. В благодарность

Богу за спасение России он задумал построить в честь великой победы над Наполеоном храм Христа Спасителя в Москве. Для борьбы с революциями в Европе создал Священный союз и закрыл в стране все тайные политические общества.
Бесчинства безбожных французов в Москве показали Александру I сущность европейского просвещения, и он вернулся к вере своих

Слайд 51Нижний коридор Храма Христа Спасителя служит наглядным памятником славных событий

Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем в Храм через

западные двери, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении.
Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году.
В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Наконец, какие награды были получены за это сражение.
Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста - один к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству за их жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места - манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам - манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память  которых празднуется в день того или иного сражения.
Нижний коридор Храма Христа Спасителя служит наглядным памятником славных событий Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем

Слайд 52В первой половине XIX века литературу создавала высшая знать России,

а культурная жизнь протекала в салонах, где оттачивались умы и

обсуждались животрепещущие проблемы. Салон всегда собирает дама, хозяйка, и эта традиция пришла из Франции в XVII в., от маркизы де Рамбуйе. Говорили в них чаще всего по-французски. В Петербурге единственное исключение — салон Екатерины Андреевны Карамзиной (вдовы писателя): там говорили по-русски. Салон Карамзиной считался самым “интеллектуальным” и патриотичным. Там часто бывал Пушкин.

В первой половине XIX века литературу создавала высшая знать России, а культурная жизнь протекала в салонах, где

Слайд 53II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ
В 1825 году после внезапной

смерти Александра I в России возникла опасная ситуация междуцарствия, когда

великие князья Николай и Константин (братья Александра I) отказывались от престола, чем воспользовались заговорщики масонского тайного общества декабристов, 14 декабря 1825 г. устроившие восстание на Сенатской площади.
II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫВ 1825 году после внезапной смерти Александра I в России возникла опасная

Слайд 54II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ
В планах декабристов которых было

уничтожение монархии (убийство всей Царской семьи, включая детей) и перестройка

России по западным масонским образцам. Император Николай I лично руководил подавлением восстания на Сенатской площади. Суд приговорил к смертной казни 36 человек, но Государь помиловал большинство, изменив приговор на ссылку в Сибирь. Казнены были пять человек: П. Пестель, П. Каховский, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин.
II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫВ планах декабристов которых было уничтожение монархии (убийство всей Царской семьи, включая

Слайд 55НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855)
Будучи человеком военным, Николай I и сам

вёл себя, как простой солдат (спал на походной койке и

укрывался шинелью), и от других требовал серьёзного отношения к форме. Не терпел, если кто появлялся на людях курящий или небрежный. Возможно, всякая небрежность причиняла ему внутреннюю муку, помноженную на сознание своей великой ответственности — и за страну, и за весь мир.
Император работал по 18 часов в сутки и обладал огромным личным мужеством. В 1831 году он сам усмирил холерные бунты в Петербурге (на Сенной площади) и в военных поселениях Новгородской губернии. Стараясь вникать лично во все детали государственного управления и жизни общества, он и в других ценил работоспособность, дисциплину, исполнительность. Во время его правления Россия укреплялась: строились железные дороги, крепости, храмы, открывались университеты, училища, школы, множились печатные издания и успехи литературы, зодчества, театра... Особенно активное развитие получили естественные науки и инженерное дело.
НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855)Будучи человеком военным, Николай I и сам вёл себя, как простой солдат (спал на

Слайд 56НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855)
В годы царствования Николая I появился

первый официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни!» Автором текста

гимна стал поэт В.А. Жуковский, композитором А.Ф. Львов.
Армейский идеал служения Богу, России и русскому народу был главным в жизни Николая I.
Такое понимание государственной и военной службы как «богослужения» выражало православное представление о верующем как о «воине Христове»: «Я взираю на целую жизнь человека как на службу... Ибо человек обязан всецело, нелицемерно и безусловно служить своему Богу». Николай I.

Памятник Николаю I.
Евгений Корнеев. «Под небом Санкт-Петербурга».
2009.

НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855) В годы царствования Николая I появился первый официальный гимн Российской империи «Боже, царя

Слайд 57II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ
В ИСТОРИИ РЛ ПЕРЕЛОМНЫМ

СТАЛ 1825 ГОД, КОГДА А. С. ГРИБОЕДОВ НАПИСАЛ «ГОРЕ ОТ

УМА», А ПУШКИН СОЗДАЛ ТРАГЕДИЮ «БОРИС ГОДУНОВ» И ОПУБЛИКОВАЛ ПЕРВЫЕ ЧАСТИ РОМАНА В СТИХАХ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
II ПЕРИОД (1825-1842) – 30-е ГОДЫ В ИСТОРИИ РЛ ПЕРЕЛОМНЫМ СТАЛ 1825 ГОД, КОГДА А. С. ГРИБОЕДОВ

Слайд 58Осенью 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано Первое философическое

письмо П.Я. Чаадаева (1794 — 1856), вызвавшее бурные споры среди

студенческой молодёжи и представителей интеллигенции (философов и писателей); до публикации имело хождение в рукописных списках. «Телескоп» был запрещён, цензор уволен, редактор (Н.И. Надеждин) сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев официально объявлен сумасшедшим. Он повторил судьбу своего литературного двойника Чацкого. В основе письма – рассуждение о русской истории и о путях русской жизни, очень горькое и не во всём справедливое. Чаадаев любил Европу, склонялся к католицизму. Он, как и европейские философы, верил в прогресс, в то, что человечество постепенно поднимается от дикости к просвещению, от варварства к гуманизму. А Россия, с его точки зрения, из этого процесса выпала.
Осенью 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева (1794 — 1856), вызвавшее

Слайд 59“Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы

не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода;

мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…”

“Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя… Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе… Исторический опыт для нас не существует, поколения и века протекли без пользы для нас.
“Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих

Слайд 60Одинокие в мире, мы ничего не дали миру… ничему не

научили его; ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и всё,

что нам досталось от этого прогресса, мы исказили... ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды… В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу”.
“Россия — грозный урок народам: до чего отчуждение и рабство могут довести людей. С эпохи Петра начинается просвещённое рабство”.
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру… ничему не научили его; ничем не содействовали прогрессу человеческого

Слайд 61
Вы согласны с мнением Чаадаева? Как вы думаете, Пушкин, общавшийся

с Чаадаевым и изучавший историю России, поддержал его взгляды или

опроверг?
Вы согласны с мнением Чаадаева? Как вы думаете, Пушкин, общавшийся с Чаадаевым и изучавший историю России, поддержал

Слайд 62«…я далеко не во всем согласен с вами. …у нас

было особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили

монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена.<…>
«…я далеко не во всем согласен с вами. …у нас было особое предназначение. Это Россия, это ее

Слайд 63А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина

II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который

привел нас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы?

А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы?

Слайд 64В литературе 30-е годы стали «лермонтовскими». В творчестве М.Ю. Лермонтова

соединились трагическое восприятие жизни и бунтарство, религиозность и богоборчество, неверие

в осуществление идеала и невозможность отказаться от идеала.

Художник ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ.
ПОРТРЕТ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. 1964

В литературе 30-е годы стали «лермонтовскими». В творчестве М.Ю. Лермонтова соединились трагическое восприятие жизни и бунтарство, религиозность

Слайд 65Главным в литературе становится “лишний человек” (это определение придумал Иван

Тургенев (повесть «Дневник лишнего человека» (1850).
“Лишний человек” – это

умный и мыслящий дворянин, который глубоко несчастен от своей ненужности и невостребованности, как, например, всем пресытившийся и ничего не ждущий от жизни Онегин; или Печорин («Герой нашего времени»), постоянно рискующий своей жизнью и причиняющий страдания другим людям.
Главным в литературе становится “лишний человек” (это определение придумал Иван Тургенев (повесть «Дневник лишнего человека» (1850). “Лишний

Слайд 66“Лишний человек” – это умный и мыслящий дворянин, который глубоко

несчастен от своей ненужности и невостребованности, как, например, всем пресытившийся

и ничего не ждущий от жизни Евгений Онегин…
“Лишний человек” – это умный и мыслящий дворянин, который глубоко несчастен от своей ненужности и невостребованности, как,

Слайд 67“Лишний человек” – это мыслящий дворянин, который глубоко несчастен от

своей невостребованности, как, например, всем пресытившийся Григорий Печорин («Герой нашего

времени»), постоянно рискующий своей жизнью и причиняющий страдания другим людям.
“Лишний человек” – это мыслящий дворянин, который глубоко несчастен от своей невостребованности, как, например, всем пресытившийся Григорий

Слайд 68Это было время расцвета поэзии А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Ап.

Григорьева, Якова Полонского. В прозе были популярны жанры «светской» и

«мистической» повести:
А. Погорельский «Лафертовская маковница», «Чёрная курица»; В.Ф. Одоевский «Сильфида», «Княжна Зизи»; А.А. Бестужев-Марлинский «Фрегат «Надежда», «Испытание». Благодаря «Евгению Онегину» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова, в прозе утвердился реализм.
Это было время расцвета поэзии А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Ап. Григорьева, Якова Полонского. В прозе были популярны

Слайд 69Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» знаменовала новый этап в

развитии русской литературы: впервые на смену исключительным личностям и романтическим

героям пришли «пошлые» и заурядные обыватели с «мертвыми душами».
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» знаменовала новый этап в развитии русской литературы: впервые на смену исключительным

Слайд 70Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» знаменовала новый этап в

развитии русской литературы: впервые на смену исключительным личностям и романтическим

героям пришли «пошлые» и заурядные обыватели с «мертвыми душами».
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» знаменовала новый этап в развитии русской литературы: впервые на смену исключительным

Слайд 71Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Слайд 73Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Слайд 76Передовые журналы тех лет:
«Телескоп» Н. Надеждина, «Отечественные записки» (1839-1846) В.

Г. Белинского (здесь публиковались произведения
М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева,
Ф.М.

Достоевского); А. С. Пушкин создаёт  «Современник», в который привлекает В. Ф. Одоевского,
П. А. Вяземского, В. А. Жуковского. Здесь были опубликованы «Капитанская дочка» и «петербургские повести» Н.В. Гоголя.
Передовые журналы тех лет: «Телескоп» Н. Надеждина, «Отечественные записки» (1839-1846) В. Г. Белинского (здесь публиковались произведения М.Ю. Лермонтова,

Слайд 77 III ПЕРИОД (1842-1855 )— 40-Е ГОДЫ.

К началу 40-х

годов задачи создания русского литературного языка как основы национальной культуры

и целостного образа России были завершены.
Главные исполнители этой титанической работы сходят с литературной сцены: погибают Пушкин (1837) и Лермонтов (1841), умирают Е.А.Боратынский (1844) и А.В. Кольцов (1842), замолкают Тютчев и (после выхода в 1842 году «Мертвых душ») Гоголь.
Поэзия на многие годы отступает на задний план. На первый план выходит проза и прежде всего такое ее направление, как «натуральная школа», главным вождем и идеологом которой стал критик В.Г. Белинский.
III ПЕРИОД  (1842-1855 )— 40-Е ГОДЫ.К началу 40-х годов задачи создания русского литературного языка как

Слайд 78 III ПЕРИОД (1842-1855 )— 40-Е ГОДЫ.

Формирование «НШ» относится

к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов,  Дмитрий ГригорОвич, Иван Тургенев,

Александр Герцен, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Позднее там печатались Фёдор Достоевский и  Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «НШ» . «Натуральное» понималось как строго правдивое изображение действительности. Основной тезис «натуральной школы» — литература должна быть подражанием действительности. Белинский точно отметил в эту пору большое количество талантов, но отсутствие гениев.
III ПЕРИОД  (1842-1855 )— 40-Е ГОДЫ.Формирование «НШ» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов,  Дмитрий

Слайд 79ВОПРОСЫ К ТЕМЕ «I ПЕРИОД (1801-1825) —
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКА».
1.Какой

царь пришел к власти в России в 1801 году? Какие

изменения произошли в культурной и общественной жизни страны? Как вы поняли строки А.С. Пушкина «Дней Александровых прекрасное начало»?
2. Расскажите о значении войны 1812 года в жизни России? Каким положительным явлениям в жизни общества она способствовала? Как война повлияла на царя?
3. Какой характер носила культура этого периода? Расскажите о роли салонов в культурной жизни России.

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ «I ПЕРИОД (1801-1825) —ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКА».1.Какой царь пришел к власти в России в

Слайд 80Вопросы к теме «II период (1825-1842)—30-е годы».
1.Какой царь пришел к

власти в России в 1825 году? Какие трагические события сопровождали

его восшествие на престол? Расскажите о характере и образе жизни императора.
2. Почему 1825 г. стал переломным в истории русской литературы? Какие произведения появились в это время? В чём суть «Философического письма» Петра Чаадаева? Как он оценил значение России в мировой истории? (зачитайте цитаты).
Как Пушкин, общавшийся с Чаадаевым и изучавший историю России, отнёсся к его суждениям? Чьё мнение (Пушкина или Чаадаева) и почему ближе вам?
3. Расскажите о том, как развивалась литература этого периода: какие произведения появились в это время, какие журналы издавались?

Вопросы к теме «II период (1825-1842)—30-е годы».1.Какой царь пришел к власти в России в 1825 году? Какие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика