Слайд 1"Философия человека. Философия общества и истории."
Группа 39169-ЭУП
Дмитрий Ковальчук
Екатерина Хребтикова
Кроитор Вячеслав
Мария
Фомичева
Иван Гаганов
Слайд 2Цель: раскрыть сущность и проблемы человека в философской антропологии
Слайд 3
Задачи по теме «Философия человека»
Рассмотреть человека, как предмет филосовского изучения.
Рассмотреть
смысложизненную проблематику в истории философии
Рассмотреть человеческую природу в антропологических изысканиях
Рассмотреть
русскую философию о человеке
Слайд 4Задачи по теме «Философия общества и истории»
Раскрыть материалистическое понимание истории
в марксизме
Рассмотреть Глобальные проблемы современности
Рассмотреть Россию в диалоге культур
Раскрыть идеи
плюрализма в философии истории
Слайд 6Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека;
его отношении к царству природы (неорганический мир, растения, животные) и
к основе всех вещей; его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.
Слайд 7Философия всегда стремится ответить на четыре вопроса: что я могу
знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?
что такое человек?
И. Кант
Эпохи
Мартин Бубер
Бездомности
Обустроимости
Слайд 9 Августин
«Человек –
это великая тайна»
Слайд 10 "Что за химера человек? - восклицал Б. Паскаль
в своих знаменитых "Мыслях", - Какая невидаль, какое чудовище, какой
хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной? Кто распутает этот клубок?.. Узнай же гордый человек, что ты - парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека..."
Слайд 11Кто же все-таки человек и с кем его можно сравнить
- с Богом или животными?
Человек окружен со всех сторон пугающей
бесконечностью: с одной стороны - Вселенная, в которой Земля - крохотная точка, а человек вообще исчезающе малая величина
Блез Паскаль
Слайд 12Смысложизненная проблематика
в истории философии.
Слайд 13КТО Я?
ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?
В ЧЕМ СМЫСЛ МОЕЙ ЖИЗНИ?
Слайд 14СМЫСЛ ЖИЗНИ-
Осознание индивидом основного содержания
своей жизнедеятельности,
как прошлой и настоящей,
так и будущей.
Это осознание определяет
его место и значение в
жизни общества
и придает человеку уверенность в том,
что его индивидуальная жизнь нужна и
ему самому, и окружающим, и обществу.
Слайд 15Смысложизненные установки
"БЫТЬ"
"ИМЕТЬ"
Слайд 16Проблема смысла жизни-
это проблема выбора.
Каждый человек в своей
жизни делает
этот выбор.
Слайд 17"Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социуме, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей"
Слайд 18"Человеческая природа беспредельно мобильна и не фиксирована"
Слайд 22
Общие черты русского антропологизма
Алексе́й Фёдорович Ло́сев—(1893-1988)
русский философ и филолог,
профессор , доктор филологических наук.
Слайд 23Эволюция антропологической мысли
Человек не как природное существо, а
как духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного (народного) бытия
Слайд 24Антропологическое мышление
Льва Николаевича Толстого
Современна цивилизация утратила понимание
того, в чем состоит назначение и благо человеческой жизни
Слайд 25Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей логической обоснованности
и идеологического влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве.
Именно она еще так недавно играла огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.
Материалистическое понимание истории в марксизме
Слайд 26 Основные категории исторического материализма
Учение Карла
Маркса об истории человеческого общества
Слайд 27 Свое начало история человеческого общества берет в мире
материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории
«общественное бытие», «общественное
сознание», «производительные силы»,
«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.
Общественное бытие и общественное сознание
Слайд 28 Производительные силы и производственные отношения
Слайд 30Область надстройки является ареной острой классовой борьбы.
Господствующими идеями и организациями
в условиях антагонистического общества являются идеи и организации экономически господствующего
класса.
В обществе действует общесоциологический закон: базис определяет надстройку. Это значит, что каков базис, такова в основном и надстройка.
Экономический базис является источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки. В основном изменение в базисе предшествует изменениям в надстройке.
Слайд 31 Социальная революция как закон смены общественно - экономических формаций
Слайд 32Россия в диалоге культур цивилизаций.
Запад и Восток
Слайд 33 Бердяев считает, что для определения национального типа, народной
индивидуальности, невозможно дать строго научное определение.
Слайд 34Идеи плюрализма в
философии истории.
Слайд 35(от лат. pluralis -множественный) -
Плюрализм-
философско-мировоззренческая позиция,
утверждающая множество интересов, видов
бытия, идей,
взглядов, социальных институтов,
не сводимых к чему-то единому
и независимых друг от друга.
Слайд 36Плюрализм-
это не столько признание необходимости
множества мнений и их борьбы,
сколько
отражение многообразия форм бытия,
социальной организации общества.
Слайд 37Плюрализма в признании им противоречий
как источника социального прогресса,
стимулировании многообразия
общественной жизни
с вытекающими отсюда оппозицией,
конфликтами и конкуренцией.
СУТЬ
Слайд 38Плюрализм
Идеалисты
Материалисты
Объект - природа.
Все рассматривается
через "призму"
природы.
Объективный
- основа: духовная
жизнь
человеческого общества.
Субъективный
-основа: духовная жизнь
индивидуума.
Слайд 39Вывод:
Проанализировав сущность и проблемы личности, сравнив мнения мыслителей ,
можно сделать вывод, что философская антропология, как и другие
антропологические дисциплины
никогда по всей видимости не приведут к
окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке
его тайны.