Разделы презентаций


Формирование каллиграфических умений и навыков у младших школьников. На основе

Содержание

Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. Как научить детей писать быстро и красиво? Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование каллиграфических умений и навыков у младших школьников.
На основе экспериментальных

исследований уже давно установлены определённые генетические связи между действием и

операциями, показавшие, что ни одна сознательно контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса своего формирования как особого сознательного действия».

Д.Б. Эльконин

Формирование каллиграфических умений и навыков у младших школьников.На основе экспериментальных исследований уже давно установлены определённые генетические связи

Слайд 2Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна.


Как научить детей писать быстро и красиво?
Как и когда

учить ребенка писать?
Какая методика наиболее эффективна?
Какими должны быть ручка и бумага?
Что делать, если процесс обучения письму затруднён?
Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно?

Насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.

Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. Как научить детей писать быстро и красиво?

Слайд 3комплекс трудностей
мал опыт выполнения графических заданий, рисования,
координация движений руки,


низок уровень зрительно-моторных координации,
пространственного восприятия и зрительной памяти.
Большинство

школьников неправильно держат ручку и карандаш,
не умеют правильно сидеть,
не знают, как расположить бумагу (тетрадь).
Редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

комплекс трудностеймал опыт выполнения графических заданий, рисования, координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и

Слайд 4Формирование навыка письма
Что же представляет собой процесс письма и почему

он так сложен для ребёнка?
Письмо – это особая форма речи,

при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементного сознательного процесса

Формирование навыка письмаЧто же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?Письмо – это

Слайд 5Психофизиологическая структура
Письмо
механизмы артикуляции и слухового анализа,
зрительная память и

зрительный контроль,
зрительно-моторные координация и моторный контроль, комплекс лингвистических умений

(способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).
Психофизиологическая структура Письмомеханизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координация и моторный контроль,

Слайд 6В формировании навыка выделяются три основных этапа.
Первый этап – аналитический,

основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия,

уяснение содержания.

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.



Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Упражнения и тренировка

Осознанная деятельность

В формировании навыка выделяются три основных этапа.Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение

Слайд 7шаги в обучении.
Способность понимать и различать элементы букв,
соотношение частей,


понимание того, как располагаются эти элементы на строке,
как, в

каком сочетании и последовательности их необходимо расположить

объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

осознанность

Формирование навыков письма при обучении - процесс

структуре самого акта письма,

структуре формирования навыка

психофизиологическим механизмам

шаги в обучении.Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на

Слайд 8Психологические особенности формирования графических навыков письма
сенсомоторные навыки человека.
трудовая деятельность
спортивная
графические навыки

письма
учебная деятельностью человека и обслуживает процесс письменной речи.
+++ чтение,

орфография, развитием письменной речи.

фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.

Психологические особенности формирования графических навыков письмасенсомоторные навыки человека. трудовая деятельностьспортивнаяграфические навыки письма учебная деятельностью человека и обслуживает процесс

Слайд 91 Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма
Показ
Процесс письма и объясняю способы

написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ

осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Копирование

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

1 Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письмаПоказПроцесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время

Слайд 10Списывание с готового образца
Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма.

Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для

формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Письмо под счёт или в такт счёту

Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

Списывание с готового образцаПрием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение

Слайд 11Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать,

для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За

объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3-5 минут

ВАЖНО!

Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только

Слайд 122 Этапы формирования навыка
Штриховка
Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап

определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или

построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами.

Развитие тактильной памяти

Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание.

2 Этапы формирования навыкаШтриховкаШтриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы,

Слайд 13Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4,

5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или

подставке;
2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
коснуться виска;
4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
металлической части стержня – один пальчик;
5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.
Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы

Слайд 14Подготовка к письму и обучение графическим навыкам
В процессе работы у

ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных

линий.
Как можно понять причины возникающих трудностей у ребенка при обучению письму? - 1 УПРАЖНЕНИЯ!

умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами.
Например, дать пакет с пуговицами и попросить отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания + или - ).
ребёнка берет указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).
Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).
Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать.
Скопировать рисунки.
Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –).
Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).
Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.
Дополнить (закончить) рисунок
Игра: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и ...». Получится схема движения.

Подготовка к письму и обучение графическим навыкамВ процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых,

Слайд 15Проверка
«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с

недостатками в координации движений. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует

о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.

2 рисование параллельных линий.

параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для

До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно

3. письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения.

раскрути спираль – , закрути спираль – .

приближает ребёнка к письму как к таковому.

Проверка«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений. Плохое выполнение заданий

Слайд 164 Этап подготовки к курсивному письму важно научить детей писать

печатные буквы, уметь соотносить их со звуком, понимать, что буква

– это условный знак, обозначающий звук.

5 Освоение написания элементов письменных букв

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.
В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.
Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.
Замедленное движение «под диктовку».
Повторение инструкции.
Самостоятельное выполнение действия.

4 Этап подготовки к курсивному письму важно научить детей писать печатные буквы, уметь соотносить их со звуком,

Слайд 17Вывод:
«Овладеть письменной речью можно только при условии, если в первые

школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших

его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи».

Л.С. Выготского

Вывод:«Овладеть письменной речью можно только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд

Слайд 18Основные термины
Графический навык
координация движений руки,
уровень зрительно-моторных координации,
Пространственное восприятие

и зрительная память.
Основы звуко- буквенного анализа.
процесс письма
Навык
Три

этапа формирования навыка письма
1 аналитический
2 синтетический
3 автоматизированный

1 Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

2 Этапы формирования навыка

психофизиологические механизмы

Формирование навыков письма при обучении - процесс

структура самого акта письма,

структура формирования навыка

Основные терминыГрафический навыккоординация движений руки, уровень зрительно-моторных координации, Пространственное восприятие и зрительная память. Основы звуко- буквенного анализа.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика