Разделы презентаций


Глинка. Опера Иван Сусанин

Содержание

Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Слайд 2Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом

В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в

доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, князь В. Ф. Одоевский, М. Виельгорский.
Работа над оперой проходила быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал её в дирекцию императорских театров. Правда, автору пришлось выполнить два условия - отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу. Композитор хотел назвать её «Иван Сусанин» (под этим названием мы и знаем её сегодня), но цензура заставила назвать произведение «Жизнь за царя».
Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась

Слайд 3Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.
На ней присутствовал весь литературно-художественный

цвет Петербурга. Передовая публика приняла оперу восторженно. Аристократическая - назвала

«кучерской музыкой». На что композитор ответил в своих «Записках»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ!» Этот ярлык с творения Глинки так и не был снят. Зато друзья композитора устроили ему настоящее чествование.
Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.На ней присутствовал весь литературно-художественный цвет Петербурга. Передовая публика приняла оперу восторженно.

Слайд 4Музыка, драматургия оперы оказались подлинно новаторскими и положили начало новому

оперному жанру - народной музыкальной драме. Конечно, образ главного героя

– простого русского мужика, - музыка, его рисующая, не могли быть поняты придворными кругами. И даже более того, идея Глинки объединить русскую песенность с европейскими приёмами композиции оказалась недоступной и для многих музыкантов той поры. Но значимость этого события признавали все.
«Что развивается в трагедии? Какая цель её? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная…»
(А. С. Пушкин)
Музыка, драматургия оперы оказались подлинно новаторскими и положили начало новому оперному жанру - народной музыкальной драме. Конечно,

Слайд 5Итак, осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге

было решено открывать оперой Глинки. Театр был переполнен.
Присутствие царя и

его семьи привело на открытие сезона весь «высший свет» - собрались музыканты, литераторы, художники.
Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер. Она отличалась своей особой мелодичностью и звучностью. Это была русская музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре.
Итак, осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки. Театр был

Слайд 6Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии

были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что

музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе новым.
Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личностями. Даже недоброжелатели были захвачены сценой героической гибели Сусанина.
Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства.

Слайд 7В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского

села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613

году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.
Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб.
В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он

Слайд 8Патриотическая тема оперы решена композитором в трагедийном плане - главный

герой, простой русский мужик, погибает, спасая Родину и молодого царя

от иноземных захватчиков. Подвиг его вошёл в историю. Этот подвиг был воспет в русской литературе и музыке. Поэт-декабрист Рылеев создал на этот сюжет стихотворную думу в 1825 году. Композитор К. Кавос в 1815 году написал оперу «Иван Сусанин».
Патриотическая тема оперы решена композитором в трагедийном плане - главный герой, простой русский мужик, погибает, спасая Родину

Слайд 10ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ИВАН СУСАНИН , крестьянин села Домнина (бас) АНТОНИДА ,

его дочь (сопрано) ВАНЯ , его приемный сын (контральто) БОГДАН

СОБИНИН , ратник, жених Антониды (тенор) НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас) ВЕСТНИК (тенор) НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:  ИВАН СУСАНИН , крестьянин села Домнина (бас)  АНТОНИДА , его дочь (сопрано)

Слайд 11Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передаётся основной драматический

конфликт между русскими и польской шляхтой. Медленное вступление выражает глубокую

печаль о героях, погибших за народ. В увертюре совершается постепенный переход от сумрачного, печального вступления через столкновение противостоящих образов к торжествующей коде.
Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы - идея народности, патриотизма.
Слушание: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Увертюра.
Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передаётся основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Медленное

Слайд 121 действие
За увертюрой следует хоровая интродукция – пролог «Родина моя!

Русская земля!». (Интродукция - начальный эпизод музыкального произведения. Так называют

также хоровые сцены или вокальные ансамбли, которыми начинаются некоторые оперы). Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы – любовь русского народа к своей Родине.
Действие первого акта переносит нас на улицу села Домнино, где живёт Иван Сусанин, в далёкий и грозный 1612 год, когда поляки захватили Москву и посадили на русский престол своего ставленника. Враги хозяйничали не только в столице, но и на окраинах Руси. Композитор показывает нам мирную жизнь поселян.
1 действиеЗа увертюрой следует хоровая интродукция – пролог «Родина моя! Русская земля!». (Интродукция - начальный эпизод музыкального

Слайд 13Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Сабинина. Она готовится к

свадьбе.
Антониде отвечает Сусанин.  Скорбные думы о судьбе Родины омрачают душу

Сусанина. «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца», - поёт он. Сусанин не приемлет мысль о личном счастье в дни народного бедствия. Так сразу же утверждается связь героя с народом.
В конце первого акта приезжает Богдан Сабинин. В своём плане Глинка определил его характер как «удалой». Это отражается в его музыке, похожей на молодецкие солдатские песни времён войны 1812 года.
Сабинин рассказывает о победе русских ополченцев, об изгнании шляхтичей из Москвы. После того, как к просьбе присоединяются крестьяне, Сусанин уступает: «Врагов мы разобьём, и свадьбу мы споем». Так радостно завершается первый акт оперы.
Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Сабинина. Она готовится к свадьбе.Антониде отвечает Сусанин.  Скорбные думы о судьбе

Слайд 14Второе действие
Ярким контрастом является второй акт. Его называют «польским» актом.

Действительно, русская улица сменяется здесь тронным залом в замке польского

короля. Вместо крестьян на сцене пирующая шляхта. Музыкальным портретом поляков являются национальные польские танцы.
Во втором действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами. Музыка сюиты пленяет красотой и изяществом . Особенно важны здесь два танца - полонез и мазурка.
Слушание: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Полонез.

Получив известие о поражении своего войска, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков.

Второе действиеЯрким контрастом является второй акт. Его называют «польским» актом. Действительно, русская улица сменяется здесь тронным залом

Слайд 153 действие
В третьем акте происходит их первое столкновение. Поэтому он

состоит из двух разделов: первый - до прихода врагов, второй

- с момента их появления. В первой половине господствуют спокойствие и светлое настроение. Сусанин показан здесь как любящий отец в кругу семьи, что раскрывает новые стороны характера героя.
Небольшое вступление воссоздаёт атмосферу того мрачного и тревожного времени. Оно как будто предсказывает последующие драматические события. Но начало акта - спокойно и мирно. Ничто ещё не предвещает страдания и гибель
3 действиеВ третьем акте происходит их первое столкновение. Поэтому он состоит из двух разделов: первый - до

Слайд 16И вдруг в эту светлую безоблачную музыку врываются интонации полонеза.

Появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на

Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!»  Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».
И вдруг в эту светлую безоблачную музыку врываются интонации полонеза. Появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал

Слайд 17Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что

соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.

Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с

Слайд 18Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полной

отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздаётся безмятежно-радостный хор девушек, пришедших

поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням.
В ответ Антонида с глубокой скорбью поёт свой знаменитый романс.
Слушание: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки»

Пришедшим гостям Антонида рассказывает о несчастье, и крестьяне принимают решение: «Выйти всем селом, вслед врагам погнаться, Смертным боем драться». И вот уже вооружённые кто чем может крестьяне во главе с Сабининым идут на бой. «Всех врагов земли родной покараем!» - клянутся они.

Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полной отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздаётся безмятежно-радостный

Слайд 194 действие
Короткое оркестровое вступление к четвёртому акту переносит нас в

зимний настороженный лес. И сразу - резкая смена настроения: слышен

топот стремительной скачки, биение уставшего человеческого сердца.
Ваня прибегает ночью к небольшому посаду, чтобы предупредить о приближении врагов. Эту сцену Глинка написал уже после премьеры оперы по просьбе первой исполнительницы роли Вани замечательной русской певицы А. Я. Воробьёвой. И всё же эта сцена органично вошла в оперу. Слова Вани взволнованны и торопливы:
Бедный конь... в поле пал... Я бегом... добежал! Вот и наш посад...
4 действиеКороткое оркестровое вступление к четвёртому акту переносит нас в зимний настороженный лес. И сразу - резкая

Слайд 20И снова картина заснеженного леса - дремучего, непроходимого. В истинно

русскую музыку вдруг вторгаются интонации мазурки. Это враги, уставшие и

продрогшие, бредут за Сусаниным. Их мазурка утратила свой былой блеск. Выбившиеся из сил шляхтичи устраивают привал и засыпают.
Сусанин остаётся один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей.

Музыка этой сцены с большой тонкостью передаёт разнообразные чувства героя, мельчайшие движения его души. Перед его мысленным взором проходит вся его жизнь, родные и дорогие сердцу образы. Он вспоминает недавнее счастье в кругу любимой семьи. В этой музыке такая трагедийная сила, страстность, что кажется - большее напряжение чувств уже невозможно. Но усилием воли эта боль приглушается: видя уснувших поляков, Сусанин и сам решает отдохнуть, собраться с силами: «Надо смерть достойно встретить...»

И снова картина заснеженного леса - дремучего, непроходимого. В истинно русскую музыку вдруг вторгаются интонации мазурки. Это

Слайд 21Последние мысли Сусанина о Родине. Последнее объяснение крестьянина с захватчиками

трагично. На вопрос: «Куда завёл ты нас?» - он отвечает:

«Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал, куда и чёрный враг костей не заносил». Победным торжеством звучат последние слова Сусанина: «Родной край спасён! О, Русь моя, живи вовек!» Так завершается сюжет оперы.
Слушание: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря…»
Последние мысли Сусанина о Родине. Последнее объяснение крестьянина с захватчиками трагично. На вопрос: «Куда завёл ты нас?»

Слайд 22Эпилог
Эпилог - не просто завершение событий торжественным звучанием хора. Вместе

с прологом эпилог образует как бы величественную раму, обрамляющую всю

оперу.
Хор ликующего народа, пришедшего на Красную площадь, чтобы восславить победу, как будто наполнен ярким солнечным светом.
Слушание: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Хор «Славься!»
Народ торжественно славит и погибших героев, память о которых не умрёт никогда, и живых - Минина и Пожарского. Хор сопровождается могучим перезвоном колоколов. Это производит непередаваемое впечатление.
«Этот гимн-марш не может быть отрешён от Красной площади, покрытой толпами народа, от трубного звука и колокольного звона, - писал современник Глинки А. Н. Серов. - ...Во всех существующих до сих пор операх нет финального хора, который бы так тесно был сплочён с задачею музыкальной драмы и такой могучей кистью рисовал бы историческую картину данной страны в данную эпоху. Тут - Русь времён Минина и Пожарского в каждом звуке».
ЭпилогЭпилог - не просто завершение событий торжественным звучанием хора. Вместе с прологом эпилог образует как бы величественную

Слайд 23Очень высоко ценил эту музыку П. И. Чайковский. Он говорил,

что благодаря ей Глинка «стал наряду (да, наряду!) с Моцартом,

Бетховеном и с кем угодно».
Создание «Ивана Сусанина» стало поворотным пунктом в развитии русской оперы. Глинка ввёл в оперу новых народных героев. Он создал первую отечественную оперу, отличающуюся подлинной цельностью стиля, драматургическим и музыкальным единством. Поэтому день премьеры оперы - 27 ноября 1836 года - считают днём рождения русской оперы.
Очень высоко ценил эту музыку П. И. Чайковский. Он говорил, что благодаря ей Глинка «стал наряду (да,

Слайд 24Вопросы для закрепления:
1.Что нового внёс Глинка в оперу?
2. Какое подлинное

историческое событие легло в основу сюжета оперы?
3. Как была названа

опера при премьере? Почему?
4. Раскрой основную идею произведения Глинки.
Вопросы для закрепления:1.Что нового внёс Глинка в оперу?2. Какое подлинное историческое событие легло в основу сюжета оперы?3.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика