Слайд 1Институт фундаментальной подготовки
Слайд 2
Лекция 3
Понятие о психике
Новых Лариса Владимировна
Слайд 3Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Термином «психика» в психологии
обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в
сознании или поведении человека.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира и организации на его основе своего поведения и деятельности.
Слайд 4Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Психика возникла на определенном
этапе развития живой природы в
связи с формированием у живых существ
способности к активному перемещению в пространстве. Она обеспечивала более эффективное приспособление их к среде обитания.
Слайд 5Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Живые организмы по-разному приспосабливались
к изменениям условий среды:
путем изменения строения и функционирования
органов и
путем изменения поведения.
Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место
только у животных, и был связан с развитием психики.
Слайд 6Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Поведение – это система
последовательно выполняемых действий,
обеспечивающих удовлетворение потребностей организма.
Поведение осуществляется как единство
психического отражения и исполнительных, внешних действий.
Слайд 7Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
А. Н. Северцов выделил
два различных направления изменения поведения.
Одно из них состояло в медленных
изменениях наследуемых форм поведения – инстинктов.
Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению, или, способности к «разумным действиям». Это быстрые изменения поведения, своего рода «изобретения» новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным.
Слайд 8Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Психика во всех формах
является
своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение
и деятельность. На ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель
этого функционального органная – нервная система и мозг.
Слайд 9Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Наиболее высокого и полного
уровня развития психика достигает у человека.
Психика человека включает все,
что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность.
Психика позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Благодаря опережающей функции психической деятельности мы можем строить планы, ставить цели, мечтать.
Слайд 10Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Психика – это очень
тонкий инструмент приспособления человека к окружающей среде. Ее механизмы работают
слаженно, гармонично и преимущественно незаметно для нас.
Слайд 11Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Слайд 12Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические явления:
психические процессы,
психические
состояния и
психические свойства.
Они тесно взаимодействуют и могут переходить
друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.
Слайд 13Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Слайд 14Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические процессы описывают три основные стороны
душевной жизни человека: познание, чувство и волю.
К познавательным процессам
относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Слайд 15Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего
отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют,
насколько они важны именно для него и его жизни.
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать согласно сознательно поставленной цели.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Слайд 16Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические состояния связаны с повышенной
или пониженной активностью человека. Они имеют рефлекторную природу: возникают под
влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание).
Видами психических состояний являются эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное). Особое творческое состояние личности называют вдохновением.
Слайд 17Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические состояния представляют собой целостные
характеристики психической деятельности в определенный период времени. Они сопровождают жизнь
человека в его отношениях с другими людьми и обществом.
Слайд 18Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Наряду с психическими персональными состояниями
у человека присутствуют и групповые состояния, связанные с деятельностью большой
или малой общности (семьи, корпорации, народа, государства, планеты). Они бывают сформированными общественным мнением и общественным настроением.
Слайд 19Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические состояния человека характеризуются многообразием,
целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью. Они связаны с психическими процессами
и свойствами личности.
Психические состояния часто являются фоном протекания психических процессов.
Каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность).
Слайд 20Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические состояния бывают:
– личностные
и ситуативные;
– интеллектуальные, волевые, эмоциональные;
– глубокие и поверхностные;
– кратковременные, и длительные;
– положительные и отрицательные;
– стенические (повышающие жизнедеятельность) и астенические;
– осознанные и неосознанные;
– реальные и мнимые;
– простые и сложные.
Слайд 21Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психические свойства – наиболее устойчивые
и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других.
Это направленность и качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Они обеспечивают определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения. Каждое психическое свойство формируется постепенно и закрепляется в практике.
Слайд 22Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Единство всех сторон психической
жизни человека служит основанием для его активности.
Активность – общее
свойство живых организмов, основное условие их существования. Активность обеспечивает поведение человека, его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями.
Слайд 23Психология
Лекция «Понятие о психике»
Структура психики
Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию
его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.
Слайд 24Психология
Лекция «Понятие о психике»
Психика и деятельность
Психика человека имеет качественно более
высокий уровень, чем психика животных. Homo sapiens – это человек
разумный. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для выживания в природной среде и коллективного добывания пищи первобытными людьми.
Слайд 25Психология
Лекция «Понятие о психике»
Психика и деятельность
Деятельность – это сознательно
регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и
самого человека. Человек достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Основными видами деятельности являются игра, учение, труд, творчество. В деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Поступок – это единица деятельности, действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Слайд 26Психология
Лекция «Понятие о психике»
Психика и деятельность
Каждое действие имеет структуру:
цель – мотив, способ – результат.
Виды действий бывают: сенсорные
(действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Слайд 27Психология
Лекция «Понятие о психике»
Психика и деятельность
Труд выступает как сознательная
целенаправленная деятельность, результат которой регулируется волей в соответствии с поставленной
целью.
Труд направлен на создание общественно полезного продукта. Благодаря труду происходит одновременный процесс формирования личности человека, развитие его способностей и характера.
Слайд 28Психология
Лекция «Понятие о психике»
Психика и деятельность
Труд – это всегда
выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению
намеченного результата; труд требует планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины.
В труде важна техника труда и отношение человека к труду. Труд является основной потребностью человека и направлен на удовлетворение его жизненных потребностей.
Слайд 29Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Особую роль в построении психических
образов играет головной мозг, который представляет собой скопление тел нервных
клеток, соединенных между собой особыми отростками – аксонами и дендритами. Они способны проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней среды. В мозгу совершается преобразование сигналов событий внешнего мира.
Слайд 30Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Механизмы психической деятельности
Слайд 31Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Мозг представляет собой сложнейшую
систему, в которой осуществляются нервные процессы.
Психика является продуктом деятельности
всей нервной системы: центральной (передний, средний, задний, промежуточный, продолговатый мозг, спинной мозг) и периферийной.
Слайд 32Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
В головном мозге человека
А.Р. Лурия выделил три основных «блока», каждый из которых играет
свою особую роль в обеспечении психической деятельности. Их слаженная работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека.
Слайд 33Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Первый блок регуляции тонуса
и бодрствования располагаются в стволовых и подкорковых отделах мозга. Он
поддерживает нужный тонус коры для обеспечения ей успешной работы.
Этот блок повышает возбудимость, обостряет чувствительность и оказывает общее активизирующее влияние.
Слайд 34Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
К плану практики
Познавательные
процессы
Слайд 35Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Второй блок обеспечивает процесс
приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего
мира.
Этот блок расположен в задних отделах коры головного мозга, включая структуры зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) области.
Слайд 36Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Третий блок вырабатывает программы
поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле
за их успешным выполнением. Его структуры расположены в передних отделах больших полушарий. Решающую роль в формировании намерений и программ сложных форм поведения человека играют лобные доли.
Слайд 37Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
В формировании психических явлений
участвуют кора, скопления нервных клеток в больших полушариях (10 млрд.,
количество клеток – показатель интеллекта), гипоталамус, таламус, мост, мозжечок, а так же ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, сенсорные (чувствующие) органы.
Слайд 38Психология
Лекция «Понятие о психике»
Строение мозга
Слайд 39Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Механизмы психической деятельности
Слайд 40Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
В кору головного мозга поступают
импульсы из слоев подкорки и ствола мозга.
Мышление и сознание
связаны с корой головного мозга.
Зрительные центры находятся в затылочном отделе коры головного мозга. Слуховые центры – в височных долях, речевой центр – в левом полушарии.
Слайд 41Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Большие полушария головного мозга
– парный орган. Каждое из полушарий выполняет собственные функции в
организации психической деятельности. Они имеют лобную, теменную, затылочную и височную доли.
Слайд 42Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
В левом полушарии осуществляется
конкретная и логическая деятельность. Оно ведает логическими рассуждениями.
Левое полушарие
отвечает за речь, ее связность, абстрактное, логическое мышление и абстрактную лексику. Для него характерны энергичность, восторженность, оптимизм.
При возникновении нарушений речи в связи с инсультами, ранениями в голову, обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность.
Левое полушарие обладает огромным запасом энергии, оптимизма и жизнелюбия.
Слайд 43Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Правое полушарие связано с
наглядно-образным мышлением, с предметными значениями слов, управляет жестами, является источником
интуиции.
Оно обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения.
Правое полушарие пессимистично, тревожно, осторожно. Подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией.
Слайд 44Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Правое полушарие умеет различать
голоса людей, пол говорящих, интонацию, мелодику, ритм, ударения в словах
и предложениях.
Но даже после повреждения левого полушария правое может различать существительные, числительные, песни. При заболеваниях и травмам правого полушария грамматическая правильность высказывания может сохраниться, но речь становится бессмысленной.
Слайд 45Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Совместная работа обоих полушарий
мозга дает всестороннюю, логически упорядоченную и целостную картину мира. Специализация
полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Слайд 46Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
В детском возрасте асимметрия
мозга полностью не выражена. У мужчин речевая часть обычно находится
только в левом полушарии, а у женщин - и в правом, и в левом.
В случае инсульта, у мужчин речь поражается чаще, ем у женщин. Из-за особенностей работы полушарий мозга, женщины лучше и больше говорят, легче усваивают иностранные языки.
Слайд 47Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Исследования последних лет показали,
что у людей, много работающих с компьютерной графикой,
у программистов,
если изначально они были левополушарными, постепенно доминирующим становится правое полушарие.
Слайд 48Психология
Лекция «Понятие о психике»
Понятие «психика»
Основу современных представлений о
физиологических механизмах
психической деятельности составляют работы И.М. Сеченова, который заложил фундамент
учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и других физиологов и психологов.
Слайд 49Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Основная форма нервной деятельности
человека и животных – рефлексы. Рефлекс – это ответная реакция
организма на раздражения из внешней и внутренней среды.
Слайд 50Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
И.П. Павлов разделил рефлексы
на две большие категории. К безусловным рефлексам принадлежат врожденные способности
– сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности.
К категории условных рефлексов относятся те, что формируются в процессе индивидуальной жизни и развития человека, его взаимодействия с социальной и природной средой.
Слайд 51Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Безусловные и условные рефлексы
выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление
к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.
В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный орган и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.
Слайд 52Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Согласно последним исследованиям физиологов
установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре
части. Нервный сигнал, доходит по двигательному – центробежному нерву до рабочего органа (мышцы или железы), последний посылает обратный сигнал в центр – мозг. Он информирует мозг о изменениях в организме, правильно или неправильно выполнена его команда. Если мозг обнаруживает отклонение от заданной программы, он посылает сигнал о соответствующей корректировке действия и направляет деятельность организма по изначально намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.
Слайд 53Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Благодаря наличию обратной связи
обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей
среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.
Слайд 54Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Возбуждение и торможение –
основные процессы нервной системы. В коре больших полушарий в любой
момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и торможения.
Процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей.
Процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей.
Слайд 55Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Существует два основных вида
коркового торможения: внешнее (результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя)
и внутреннее (проявление внутренних закономерностей работы коры).
Особой формой внешнего торможения является так называемое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение.
Слайд 56Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Прием, сличение, переработка сигналов,
идущих от внешних и внутренних раздражителей, составляет основу сигнальной деятельности
головного мозга. Сигналы могут непосредственно улавливаться органами чувств (ощущение цвета, запаха, чувство боли, потери равновесия и т.п.), а могут быть представлены в речевой форме через слова. И.П. Павлов назвал эти системы соответственно первой и второй сигнальными системами.
Слайд 57Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Вторая сигнальная система имеет
очень большое значение для человека. Слово может ранить и вдохновлять,
вызывать радость или грусть. Известно, например, что женщины «любят ушами». Школьные неврозы у детей часто вызываются грубыми, а иногда и просто неосторожными словами учителя.
Слайд 58Психология
Лекция «Понятие о психике»
Механизмы психической деятельности
Первая и вторая сигнальные
системы тесно взаимодействуют. Их развитие имеет очень большое значение для
человека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй – мыслительный.