Слайд 1Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении диалогической речи на уроке английского
языка (на примере ролевых игр)
Научный руководитель: к. п. н., доцент
Шварева Любовь Васильевна.
Магистр: Капралова Марина Сергеевна
Группа: 18ИПЯ м 1.
Слайд 2Актуальность исследования: заказ общества в обучении английскому языку в средней
школе на интеграцию информационных коммуникативных технологий (на примере компьютерных обучающих
программ и ролевых игр) и диалогического общения учеников, учитывая их возрастные особенности.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: эффективность формирования диалогической речи с применением ИКТ на примере ролевых игр у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.
Слайд 3Цель работы: повысить эффективность формирования диалогической речи на английском языке
с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего
и старшего ступеней обучения.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что сочетание КОП с возможностью применения различных ролевых игр в соответствии с возрастом обучающихся будет способствовать эффективному формированию диалогической речи на уроках английского языка.
Слайд 4Задачи исследования:
1. Дать характеристику диалога и диалогической речи, представить методы
и приёмы формирования диалогической речи у школьников.
2. Охарактеризовать ролевую игру,
как эффективный прием в формировании диалогической речи, представить формы ролевой игры для школьников всех ступеней обучения английскому языку.
3. Доказать эффективность формирования диалогической речи с помощью использования ролевых игр и информационно-коммуникативных технологий.
4. Организовать эксперимент для проведения исследовательской работы.
Слайд 5Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о применении компьютерных
обучающих программ для формирования диалогической речи у школьников с помощью
ролевых игр на разных ступенях обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть применены на практике при организации учебной деятельности в средней общеобразовательной школе на начальной, средней и старшей ступени обучения английскому языку. Результаты исследования также могут быть полезны всем заинтересованным лицам в преподавании иностранного языка.
Слайд 6Исследовательская работа состояла из трёх этапов с первого полугодия 2019
года по первое половине 2020 года.
Апробация исследования:
Слайд 7Эмпирической базой исследования являлось МБОУ ФЭЛ № 29. В исследование
приняло участие 85 учеников начальной, средней и старшей ступени обучения.
Научная новизна исследования заключается в интеграции ИКТ и ролевых игр для формирования диалогической речи у школьников на всех ступенях обучения английскому языку.
Слайд 8Результаты теоретической части исследования
1. Умение слушать партнёра по диалогу.
Умение быстро и правильно отвечать
на различные вопросы.
Умение поставить вопросы во время беседы.
Умение вовремя входить в диалог.
Умение вовремя и корректно выходить из диалога.
Слайд 92. Начальная школа - сюжетные ролевые игры сказочного, бытового и
обиходного содержания (например компьютерная ролевая игра бытового содержания «Where is
my What»).
Слайд 10Средняя школа - сюжетные ролевые игры бытового и обиходного содержания
(компьютерные ролевые игры бытового содержания «Let's talk», «Life is strange»).
Слайд 11Старшая школа - имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания
и имитационная деловая ролевая игра (например компьютерная имитационная деловая ролевая
игра «Sherlock Holmes: Crimes and Punishments»).
Слайд 12Результаты практической части исследования
1. Для правильного выбора компьютерных обучающих программ
(КОП) были разработаны восемь критериев в помощь учителям, школьникам и
их родителям:
1) возрастосообразность;
2) соответствие компьютерных обучающих программ содержанию учебного предмета;
3) наличие упражнений на формирование всех четырёх видов речевой деятельности;
4) наличие упражнений разного уровня сложности;
5)возможность выбирать индивидуальный темп и скорость обучения;
6) наличие всех типов восприятия информации;
7) наличие виртуального наставника;
8) возможность осуществления обратной связи с учениками для оценивания их результатов и объяснения ошибок.
Слайд 173. Уровень сформированности диалогической речи в начальной школе
Дети лучше усвоили
логику построения диалога, успешнее, с наименьшим количеством ошибок строили фразы
и легче включались в беседу друг с другом.
Слайд 18Уровень сформированности диалогической речи в средней школе
75% учеников из 8
класса и 95% учеников из 6 класса высказались в поддержку
компьютерных обучающих программ и компьютерных ролевых игр для формирования диалогической речи. Например, Маша П. сказала: «Мне очень легко и интересно работать с КОП, я получаю от этого удовольствие». Катя С. поделилась своим мнением: «КРИ развивает мою внимательность, с помощью КРИ я без труда могу воспринимать большое количество информации за короткий промежуток времени». Ваня Р. сказал: «Благодаря КРИ и постоянной практики мне теперь легче самому составлять диалоги на английском языке».
Слайд 19Уровень сформированности диалогической речи в старшей школе
Экспериментальная группа 9 класса,
обучающаяся по компьютерным обучающим программам, имела более богатый словарный запас,
умела внимательно слушать и понимать собеседника, правильнее использовала в диалогах речевые обороты, умела ставить все виды вопросов и давать на них ответы, а также вовремя и корректно входила и выходила из различных диалогов.