Слайд 1Использование приёмов мнемотехники,
сенсорно-графических схем
в коррекционной работе учителя-дефектолога по развитию
словесной памяти и устной речи детей с нарушениями слуха
Автор презентации
Шипилова
С.М. учитель-дефектолог
ГКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27
г.Пятигорск
2016год
Слайд 2Пояснительная записка
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в
современных программах воспитания и обучения школьников, все более актуальным становится
выбор таких методов обучения детей, которые обеспечат стойкий познавательный интерес и эффективность учебного процесса
Дошкольный и младший школьный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном и младшем школьном возрасте, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
Мнемотехника основана на использовании приёмов для запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи символов.
Графические схемы при составлении описательных рассказов способствуют быстрому запоминанию, расширению словарного запаса, на основе включения всех сенсорные каналов при получении информации.
Слайд 3
В моей практике учителя-дефектолога для развития словесной памяти и речи
у детей с нарушенным слухом я взяла за основу разработки
Ткаченко А.А., Воробьёвой В.К., убедилась в эффективности этих методов, стала создавать свои схемы, вовлекая в этот процесс учащихся.
Применение в речевой практике этих методов делает процесс развития речи, памяти интересным, занимательным, творческим, развивающим. Учащиеся с огромным интересом и желанием принимают предложенный способ запоминания речевого материала.
Слайд 4
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов картинками, и
он усвоит их на лету.
К.Д.Ушинский
Слайд 5Что такое мнемотехника?
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 6С какой целью применяют мнемотехнику в учебном процессе?
Развитие памяти, мышления,
воображения, внимания- психических процессов, связанных с развитием речи-цель применения
мнемотехники в
учебном процессе.
Слайд 7Структура мнемотехники
Мнемоквадраты
Мнемодорожки
Мнемотаблицы
Слайд 8Что такое мнемоквадрат?
Простейший символ, который представляет собой закодированную информацию
Листья на
деревьях пожелтели
Начинается листопад
Листья с деревьев опадают
Слайд 9Что такое мнемодорожка?
Ряд символов, которые представляют собой закодированную информацию
Деревья стоят
голые, дует холодный ветер
Листья пожелтели и опали
Птицы улетают на юг
Слайд 10Что такое мнемосхемы?
Схемы символов, которые представляют собой закодированную информацию(выделяют самую
существенную информацию)-служат для построения монологических высказываний.
Наступила осень. По небу плывут
тучи. Часто идёт дождь. Дует холодный ветер. Листья пожелтели и опали. Птицы улетели на юг.
Слайд 11Этапы работы
Рассматривание и разбор схемы
Перекодирование информации, преобразование абстрактных символов в
образы
Выстраивание устного высказывания с опорой на схему
Закрепление речевого материала
без опоры
на схему
Слайд 12Приёмы мнемотехники при заучивании стихотворений
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень
всем подарки.
Бусы красные-рябине,
Фартук розовый -
осине,
Зонтик жёлтый-тополям,
Фрукты осень дарит
нам.
Слайд 13Приёмы мнемотехники при составлении устных высказываний
Слайд 14Сенсорно-графические схемы В.К.Воробьёвой
Графические схемы В.К. Воробьёвой применяются для составления описательных
рассказов
Их основа - опора на сенсорные каналы получения информации
Слайд 16Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов Т.А.Ткаченко
Схемы Т.А. Ткаченко
для составления описательных и сравнительных рассказов,касающихся наиболее типичных групп предметов.Эти
схемы представляют собой обобщённый план описания.В них использованы символы, обозначающие различные признаки предметов
Слайд 22Вывод
Мнемотехника облегчает запоминание, увеличивает объём словесной памяти путём образования дополнительных
ассоциаций.
Сигнальные схемы помогают активизировать мыслительный и мнестический процессы, позволяя ребёнку
за очень короткое время запомнить и рассказать небольшое стихотворение или рассказ.
Слайд 23Электронные ресурсы
www.boltun-spb.ru Болтунишка -логопедический сайт (мнемосхемы для запоминания стихотворений)
MAAAM.RU Международный
русскоязычный социальный образовательный портал(сенсорные схемы В.К.Воробьёвой)
detsad-kitty.ru Сайт для детей и
их родителей (схемы Т.А.Ткаченко для составления описательных рассказов)