Разделы презентаций


Итоговое сочинение 201 9 -20 20

Содержание

СОЧИНЕНИЕСпецифика итогового сочинения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Итоговое сочинение 2019-2020
Нарушевич Андрей Георгиевич
кандидат филологических наук, доцент
заведующий кафедрой русского языка

и литературы
Таганрогского института имени А.П. Чехова


Итоговое сочинение 2019-2020Нарушевич Андрей Георгиевичкандидат филологических наук, доцентзаведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П.

Слайд 2
СОЧИНЕНИЕ
Специфика
итогового сочинения

СОЧИНЕНИЕСпецифика итогового сочинения

Слайд 3Личностная зрелость
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме
Умение

строить рассуждение по выбранной теме
Умение аргументировать собственное мнение


Перед учеником

не ставятся задачи
литературоведческого характера



Метапредметность

Личностная зрелостьСпособность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной формеУмение строить рассуждение по выбранной темеУмение аргументировать собственное

Слайд 4Опора на художественное произведение:

обращение к литературному тексту на уровне

аргументации,

использование примеров, связанных с проблематикой

и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Художественные произведения
Дневники, мемуары
Публицистика
Произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров)

Недостаточно простого упоминания!

Литературоцентричность

Опора на художественное произведение: обращение к литературному тексту на уровне аргументации,использование примеров, связанных с проблематикой

Слайд 5 При составлении тем

сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на

следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.


В чём проявляется подлинная красота человека?
Что помогает человеку справиться с отчаянием?
Как вы понимаете слова: «Триумф зла — бездействие доброго человека»?
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

Темы сочинений

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и

Слайд 6

«„Война и мир“. 150-летие великой книги»
«Надежда и отчаяние»
«Добро и зло»
«Гордость

и смирение»
«Он и она»

Тематические направления

«„Война и мир“. 150-летие великой книги»«Надежда и отчаяние»«Добро и зло»«Гордость и смирение»«Он и она»Тематические направления

Слайд 7 Выберите только ОДНУ из предложенных

ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему.


В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Формулировка задания

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение

Слайд 8
Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении

объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом.

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов – от 350.     Максимальное количество слов в сочинении не

Слайд 9
Итоговое сочинение выполняется

самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника

(работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом.

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения)

Слайд 10Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
______________________________________

Критерий 3.

Композиция и логика рассуждения
Критерий 4. Качество письменной речи
Критерий 5. Грамотность
Критерии

оценивания сочинения
Критерий 1. Соответствие темеКритерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала______________________________________Критерий 3. Композиция и логика рассужденияКритерий 4. Качество письменной

Слайд 12

Определите, какая тема кажется вам наиболее конкретной и понятной.
Подумайте, какая

тема позволяет вам опереться на свой читательский опыт.
Вспомните интересные интерпретации

текста, знакомые вам критические статьи и т.п..

Выбор темы сочинения

Определите, какая тема кажется вам наиболее конкретной и понятной.Подумайте, какая тема позволяет вам опереться на свой читательский

Слайд 14Стратегии создания текста

Стратегии создания текста

Слайд 16План в виде схемы-кластера

План в виде схемы-кластера

Слайд 17 План-конспект

План-конспект

Слайд 18Композиционная и логическая структура сочинения

Композиционная и логическая  структура сочинения

Слайд 19Пример сочинения

Пример сочинения

Слайд 20Тема – понятие
Гордыня как отрицательное качество личности.

Тема

– вопрос
Может ли доброта противостоять жестокости?

Тема –

осмысление цитаты
Согласны ли вы с высказыванием «В любви нет равенства: в любой паре один любит, другой позволяет себя любить»?



Осмысление темы сочинения

Тема – понятие  Гордыня как отрицательное качество личности. Тема – вопрос  Может ли доброта противостоять

Слайд 21Варианты вступления

Варианты вступления

Слайд 22 Вся жизнь великого русского мыслителя

и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого

себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это

Слайд 23
Согласно толковому

словарю, гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения. Гордость присуща

каждому человеку, который считает себя личностью. Это чувство не только всегда на страже репутации, оно много значит для нравственного облика человека. Ведь гордость не позволяет опускаться до низких поступков. Однако непомерная гордость перерастает в гордыню – высокомерие, пренебрежение к окружающим. В чём же различие между гордостью ьи гордыне и где та грань, которая разделяет эти понятия? Для ответа на это вопрос обратимся к …

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, гордость – это чувство собственного достоинства,

Слайд 24
«Надеяться всегда лучше, чем

отчаиваться», - сказал И.В. Гете. В этой фразе мы видим

два противоположных состояния человека: надежда – это далёкий свет, зовущий человека вперед, а отчаяние – безысходность, тьма, из которой нет выхода. И, конечно, каждому из нас хочется верить, что его жизнь не напрасна, что трудности и горести временны. Верили в это и писатели, создававшие своих литературных героев.


Цитатное вступление

«Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться», - сказал И.В. Гете. В этой фразе

Слайд 25
Для меня «Война и мир»

Льва Николаевича Толстого не только одно из величайших произведений мировой

литературы, но и книга, сыгравшая особую роль в моей жизни. Читая этот роман, я впервые по-настоящему глубоко задумалась о вечных вопросах бытия: о смысле жизни и предназначении человека, о сущности добра и зла, о связи между народом и отдельным человеком… Было удивительно, как глубоко мыслил писатель, как верно и точно описывал каждое душевное движение своих героев! Не случайно для размышления над вопросом «Чем гордость отличается от гордыни?» я обратилась к роману-эпопее «Война и мир».


Личностное вступление

Для меня «Война и мир» Льва Николаевича Толстого не только одно из

Слайд 26Виды заключения

Виды заключения

Слайд 27

Итак, как

подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель

побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Обобщение сказанного

Итак, как подсказывает нам история и художественная литература,  высокая

Слайд 28

Завершая свое сочинение, я

хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте

о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Призыв к читателю

Завершая свое сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите

Слайд 29
«В мире,

полном ненависти, нужно уметь надеяться», - сказал однажды Майкл Джексон.

Я думаю, это действительно так. Судьбы многих литературных героев тоже доказывают справедливость этой мысли. Люди должны надеяться на лучшее даже в самых сложных обстоятельствах, поскольку сама надежда даёт им силы для преодоления жизненных трудностей.

Цитата


«В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться», - сказал однажды

Слайд 30Что даёт человеку надежда?
Надежда — это вера в возможность осуществления

чего-то радостного, желаемого.
Надежда помогает жить, побуждает к достижению целей.
Надежда помогает

преодолеть отчаяние.

В чём различие между гордостью и гордыней?
Гордость — это чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордость возвышает человека, помогает сохранить самоуважение, не позволяет ему унижаться.
Гордыня — это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство.
Гордыня — это проявление неуважения к окружающим, причина бахвальства, неблагодарности, невнимательности.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем. Разверните приведённые тезисы, подберите к ним примеры из художественной литературы.

Что даёт человеку надежда?Надежда — это вера в возможность осуществления чего-то радостного, желаемого.Надежда помогает жить, побуждает к

Слайд 31Тематическое направление 1. «„Война и мир“. 150-летие великой книги»


Темы, связанные с данным направлением, предполагают

попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощённый в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Тематическое направление 1. «„Война и мир“. 150-летие великой книги»       Темы, связанные

Слайд 32

Есть ли среди героев романа Л. Н. Толстого «Война и

мир» те, кто вам особенно близок?
Что вам близко (или чуждо)

в героях Л. Н. Толстого? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Чем роман Л. Н. Толстого «Война и мир» может быть интересен современному читателю?
Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» вам наиболее интересны?
Какие «вечные вопросы» поднимает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»?
Как пейзажные страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» помогают понять характер и состояние человека?
Какие вопросы, поднятые в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», не теряют своей актуальности с течением времени?
Что такое «вечные ценности» в понимании героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
Какие психологические проблемы, поднятые в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», вам интересны?
Как судьба человека связана с историей народа? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Как Л. Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
В чём проявляется подлинная красота человека? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Каким может быть путь к познанию самого себя? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
В чём нравственный смысл взлётов и падений героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Примерные темы

Есть ли среди героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» те, кто вам особенно близок?Что вам

Слайд 33
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза».
А. С. Пушкин. «Дубровский»,

«Капитанская дочка», «Станционный смотритель».
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
К.

Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»
И. А. Бунин. «Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Митина любовь».
А. И. Куприн. «Поединок», «Куст сирени», «Юнкера».
А. А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю… », «Реквием».
М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Судьба человека».
В. В. Быков. «Сотников».
Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», «Не стреляйте в белых лебедей».
В. Г. Распутин. «Живи и помни».
В. А. Каверин. «Два капитана».
В. К. Железников. «Чучело».
С. Л. Львов. «Друг моего детства».
Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо».


Художественные произведения

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». А. С. Пушкин. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель». Н. В. Гоголь.

Слайд 34Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений.

Напишите свой вариант вступительной части сочинения.
1) Тема_________________________________________________
Что значит

«быть верным самому себе»? Я думаю, это выражение означает, что человек должен не отступать от своих нравственных принципов, не дать подчинить себя низменным потребностям и желаниям, хранить верность идеалам добра и нравственности.

2) Тема_________________________________________________
Предательство всегда, во все времена, считалось позором, особенно предательство по отношению к своей Родине, товарищам по оружию. Такие поступки совершали люди, которые свои личные интересы ставили выше общественных. О том, как человек становится на путь предательства, размышляли многие писатели.

Примеры заданий

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения. 1)

Слайд 35
«Что Толстой любит природу и изображает

её с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда

ещё не возвышался, это знает всякий читавший его сочинения. Природа не описывается, а живёт у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц повествования: вспомните несравненную сцену святочного катания Ростовых в „Войне и мире“» (Г. Плеханов).


Критики о романе

«Что Толстой любит природу и изображает её с таким мастерством, до которого, кажется,

Слайд 36
«Андрей и Пьер в своих поисках

идут сходным путём, колеблются между полюсами Общего и Индивидуального. Они

то отдают себя служению каким-то высоким, как им кажется, идеалам, то обращаются к ценностям частной жизни. Они ставят перед собой вопросы и пытаются ответить на них, падают, ошибаются, ищут смысл жизни. Главное различие этих поисков, пожалуй, в том, что интеллектуальный, мыслящий Болконский разгадывает жизнь, импульсивный, увлекающийся Безухов обольщается жизнью.
Но рядом с ними, в той же социальной среде, существует человек, который не ищет, а знает смысл жизни, причём — так же несомненно, как знают его Платон Каратаев или Кутузов.
Это — Наташа Ростова» (И. Сухих).


Критики о романе

«Андрей и Пьер в своих поисках идут сходным путём, колеблются между полюсами Общего

Слайд 41Тематическое направление 2. «Надежда и отчаяние»

В широком мировоззренческом

аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором

активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей
действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Тематическое направление 2. «Надежда и отчаяние»   	В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут

Слайд 42Толковый словарь

Толковый словарь

Слайд 43
Что помогает человеку справиться с отчаянием?
Какую роль в жизни человека

играет надежда?
К чему может привести отчаяние?
Какова роль надежды в трудные

моменты жизни человека?
В чём значение надежды в годы войны?
Почему важно не терять надежду?
Почему важно верить в собственные силы?
Согласны ли вы с тем, что человек должен надеяться только на себя?
Что помогает человеку в трудные моменты жизни?
Может ли надежда помочь справиться с отчаянием?
Как вы понимаете выражение Л. Вовенарга «Надежда — самое полезное или самое губительное из всех жизненных благ»?
Согласны ли вы с мнением, что надежда — это самая прочная из самых бесплотных опор?
Как вы понимаете высказывание Р. Декарта «Отчаяние — это страх без надежды»?



Примерные темы

Что помогает человеку справиться с отчаянием?Какую роль в жизни человека играет надежда?К чему может привести отчаяние?Какова роль

Слайд 44Лермонтов М. Ю. «Мцыри».
Гончаров И. А. «Обыкновенная история», «Обломов».
Островский А.

Н. «Гроза».
Толстой Л. Н. «Война и мир».
Чехов А. П. «Крыжовник»,

«Ионыч», «Вишнёвый сад», «Чайка».
Горький М. «Старуха Изергиль», «На дне».
Короленко В. Г. «Слепой музыкант».
Замятин Е. И. «Мы».
Грин А. С. «Алые паруса», «Зелёная лампа».
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита».
Каверин В. А. «Два капитана».
Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке».
Распутин В. Г. «Живи и помни».
Солженицын А. И. «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича».

Художественные произведения

Лермонтов М. Ю. «Мцыри».Гончаров И. А. «Обыкновенная история», «Обломов».Островский А. Н. «Гроза».Толстой Л. Н. «Война и мир».Чехов

Слайд 45
Примеры заданий

Примеры заданий

Слайд 461) Тема_____________________________________________
Надежда – это ожидание чего-то светлого, радостного. Она всегда

связана с верой в то, что наши мечты могут осуществиться,

и даёт силы идти вперёд, преодолевая трудности. Что же может случиться с человеком, которым потерял надежду? Ответ на это вопрос мы найдём в художественной литературе.

2) Тема____________________________________________________
Благо или зло несет в себе надежда? Поддерживает она человека или только напрасно манит тем, чему не суждено сбыться, а сама исчезнет в самый сложный момент, лишив последней опоры? Судьбы многих литературных героев показывают разные стороны этого сложного понятия.
3) Тема___________________________________________________
Человек не всегда знает, на что он способен, часто не уверен в себе, а жизнь постоянно ставит перед ним всё новые и новые трудные задачи. Не удивительно, что может наступить момент, когда трудности кажутся непреодолимыми и нет сил, чтобы с ними справиться. Что может помочь человеку, оказавшемуся на грани отчаяния? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведению…

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных тем.

1) Тема_____________________________________________Надежда – это ожидание чего-то светлого, радостного. Она всегда связана с верой в то, что наши

Слайд 47
Примеры заданий

Примеры заданий

Слайд 48 Прочитайте рассказ «---» (приведен в сокращении). Используйте

материал рассказа в сочинении на тему «Зачем человеку надежда?».

Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разбейте текст на абзацы. Составьте план.


Примеры заданий

Прочитайте рассказ «---» (приведен в сокращении). Используйте материал рассказа в сочинении на тему «Зачем

Слайд 49 Конфликт между добром и злом

составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в

произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления


Тематическое направление 3. «Добро и зло»

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и

Слайд 51В чём заключается сила доброты?
Как связаны между собой любовь и

доброта?
В каких поступках человека проявляется доброта?
Какие жизненные впечатления помогают верить

в добро?
Согласны ли вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
Что значит быть добрым?
Почему жестокость разрушительна?
Какие времена можно назвать жестокими?
Какими качествами обладает добрый человек?
Какого человека можно назвать добрым?
Естественна ли потребность человека проявлять доброту?
Может ли доброта навредить?
Какие жизненные события могут научить доброте?
Добрыми рождаются или становятся?
Что может сделать человека злым?
Как вы понимаете смысл поговорки «Добро должно быть с кулаками»?
Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственным интересам?
Каким был бы мир без добрых людей?
Всегда ли добро побеждает зло?
Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
Почему тема добра и зла продолжает волновать человечество?




Примерные темы

В чём заключается сила доброты?Как связаны между собой любовь и доброта?В каких поступках человека проявляется доброта?Какие жизненные

Слайд 52Карамзин А.Н. «Бедная Лиза».
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».
Лермонтов М.Ю.

«Герой нашего времени», «Маскарад».
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».
Лесков Н.С. «Очарованный странник»,

«Леди Макбет Мценского уезда».
Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и наказа-ние», «Идиот».
Толстой Л.Н. «После бала», «Кавказский пленник», «Война и мир».
Горький М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне».
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита».
Платонов А.П. «Юшка».
Васильев Б.Л. «Не стреляйте в белых лебедей».
Солженицын А.И. «Матрёнин двор».
Кондратьев В.Л. «Сашка».
Железников В.К. «Чучело».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления», «Не ругай», «Беженка».
Булычёв Кир. «Поломка на линии».

Художественные произведения

Карамзин А.Н. «Бедная Лиза».Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Маскарад».Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».Лесков

Слайд 531) Тема___________________________________________________
Доброта — это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к

сочувствию, терпеливость, которые человек проявляет порой в ущерб себе во

имя господства добра как высшей духовной ценности.
2) Тема____________________________________________________
Как мы определяем, добр человек или зол? Прежде всего, по его делам и поступкам. Мы знаем, что добрый человек не повысит голос, не бросит вслед необдуманного, обидного слова, охотно откликнется на твою просьбу, ведь небезразличное отношение к происходящему — один из явных признаков истинной доброты. Добрый человек порадуется твоим успехам и не будет завидовать. Таким людям доверяют, потому что на них можно положиться. Все перечисленные качества описаны в художественной литературе.
3) Тема___________________________________________________
Я убеждён в том, что доброта — это всегда проявление силы человеческого духа и цельности личности. Ведь добрые дела часто требуют от нас самоограничения, готовности в ущерб своим интересам делать что-либо ради других, помогать материально или поддерживать морально. Всё

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из тем, предложенных на с. 72.

1) Тема___________________________________________________Доброта — это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, которые человек проявляет порой в

Слайд 54Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте

план сочинения.
Тема__________________________________________________
Оправдывает ли высокая цель любые

средства её достижения? Можно ли ради добра пойти на преступление? Людей всегда волновали эти вопросы. И нередко в надежде осчастливить всех они совершали жестокие поступки, мотивируя их «высшим благом». Великий писатель Фёдор Михайлович Достоевский по-своему отвечал на эти вопросы. Пройдя через гражданскую казнь, тюрьму и каторгу, он пришёл к одной бесспорной истине: нет ничего дороже человеческой жизни. И эту мысли писатель пронёс через всё своё творчество. <…>

Примеры заданий

Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте план сочинения. Тема__________________________________________________   Оправдывает ли

Слайд 56Прочитайте сочинение на тему «Можно ли зло обратить во благо?»

и составьте его развёрнутый план.

Прочитайте фрагмент из книги Д. С.

Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», а затем напишите сочинение на тему «Как воспитать доброго человека?». Подберите примеры из художественной литературы, на которых может быть раскрыта эта тема.

Прочитайте фрагмент рассказа «---». Ответьте на вопросы.
<…>
Найдите и прочитайте полный вариант рассказа, а затем, опираясь на прочитанный текст, напишите сочинение на одну из тем, предложенных на с. 72.

Примеры заданий

Прочитайте сочинение на тему «Можно ли зло обратить во благо?» и составьте его развёрнутый план.Прочитайте фрагмент из

Слайд 57


Тематическое направление 4. «Гордость

и смирение»
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость»

и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» — как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Тематическое направление 4.  «Гордость и смирение»   Данное направление

Слайд 59
Какого человека можно назвать гордым?
В чём различие между

гордостью и гордыней?
Когда гордость превращается в гордыню?
В чём отличие гордости

от высокомерия?
Что такое смирение?
Должен ли человек смиряться с судьбой?
В чём разница между гордостью и смирением?
Гордость — это положительное или отрицательное качество человека?
В чём связь между силой духа и гордостью?
Всегда ли смирение помогает человеку?
Что общего между гордостью и эгоизмом?
Как вы понимаете высказывание Ф. Ларошфуко «Наша гордость часто возрастает за счёт недостатков, которые нам удалось преодолеть»?
Согласны ли вы с мнением, что гордость — это способность идти вперёд несмотря ни на что?
Как вы понимаете высказывание Джозефа Аддисона «Гордость происходит от незнания самого себя. Со знанием же является скромность»?

Примерные темы

Какого человека можно назвать гордым?В чём различие между гордостью и гордыней?Когда гордость превращается в гордыню?В чём

Слайд 60Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова»,

«Мцыри».
Грибоедов А. С. «Горе от ума».
Пушкин А. С. «Евгений Онегин»,

«Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
Гоголь Н. В. «Тарас Бульба», «Шинель».
Тургенев И. С. «Отцы и дети».
Островский Н. А. «Гроза».
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание», «Идиот».
Толстой Л. Н. «Война и мир»
Чехов А. П. «Ионыч», «Попрыгунья», «Вишнёвый сад».
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита».
Горький М. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне».
Солженицын А. И. «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича».
Шолохов М. А. «Тихий Дон».
Платонов А. П. «Юшка».
Стругацкие А. и Б. «Трудно быть богом».


Художественные произведения

Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри».Грибоедов А. С. «Горе от ума».Пушкин А.

Слайд 611) Тема_____________________________________________
Странное слово «гордость»! Одни видят в нём силу

и достоинство, самоуважение и благородство. Для других гордость – это

эгоизм, самовлюбленность, презрение к окружающим, а значит, ограниченность и человеческую слабость. Что же такое гордость? Давайте вместе с героями романа Л. Н. Толстого «Война и мир» попытаемся ответить на этот непростой вопрос.
2) Тема____________________________________________________
Должен ли человек смиряться со своей судьбой? Я думаю, что, услышав этот вопрос, каждый немедленно ответит: «Нет, нет и нет»! Но как быть, если ты не в силах изменить жизненные обстоятельства? Что же такое смирение – сила или слабость? Приглашаю вас вместе со мной осмыслить это непростое понятие.

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных тем.

1) Тема_____________________________________________ Странное слово «гордость»! Одни видят в нём силу и достоинство, самоуважение и благородство. Для других

Слайд 62
Примеры заданий

Примеры заданий

Слайд 63Примеры заданий
Прочитайте фрагмент книги Ивана Ильина «О новом человеке». Какие

примеры из художественной литературы вы можете привести в подтверждение мыслей

автора? Используя собранный материал, напишите сочинение на тему «Согласны ли вы с тем, что в смирении проявляется духовная сила человека?»

Прочитайте фрагмент книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» и напишите сочинение на тему «Когда гордость превращается в гордыню?»

Напишите сочинение на тему «Гордость и смирение в изображении русских писателей». Вы можете воспользоваться нашими подсказками или раскрыть тему на материале собственного читательского опыта.
Примеры заданийПрочитайте фрагмент книги Ивана Ильина «О новом человеке». Какие примеры из художественной литературы вы можете привести

Слайд 64 Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как

в личной, так и социальной сфере, всегда волновали отечественных и

зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».


Тематическое направление 5. «Он и она»

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и социальной сфере, всегда

Слайд 65
Что важнее: любить или быть любимым?
Можно ли быть счастливым без

любви?
Почему любовь не всегда приносит счастье?
Почему любовь может быть созидательной

и разрушительной?
Светлые и трагические стороны любви.
Что важнее: любить или быть любимым?
Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
На что способен человек ради любви?
Чем опасна ревность?
Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко — это значит забыть о себе»?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь»?
Согласны ли вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит вместе смотреть в одном направлении»?
Согласны ли вы с высказыванием Ф. де Ларошфуко «Из двух любящих один любит, другой позволяет себя любить»?

Примерные темы

Что важнее: любить или быть любимым?Можно ли быть счастливым без любви?Почему любовь не всегда приносит счастье?Почему любовь

Слайд 66Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Пушкин А. С. «Капитанская дочка». Лирика.
Лермонтов

М.Ю. «Герой нашего времени». Лирика.
Тютчев Ф.И. Лирика.
Тургенев И.С. «Отцы и

дети».
Толстой Л. Н. «Война и мир».
Гончаров И. А. «Обломов», «Обыкновенная история»
Чехов А. П. «Ионыч», «О любви».
Горький М. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
Бунин И. А. «Тёмные аллеи», «Митина любовь», «Грамматика любви».
Куприн А. И. «Гранатовый браслет», «Суламифь».
Шолохов М. А. «Тихий Дон».
Пастернак Б. Л. «Доктор Живаго».
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита».
Быков В. В. «Альпийская баллада».

Художественные произведения

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза» Пушкин А. С. «Капитанская дочка». Лирика.Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Лирика.Тютчев Ф.И. Лирика.Тургенев

Слайд 67Тема_____________________________________________
Любовь — это вечная тайна и загадка. Одним

она дарит вдохновение и счастье. Другие считают любовь му́кой, страдают

от ревности и порой в безумном порыве способны даже совершить преступление. Что же такое любовь и какими должны быть отношения между любящими людьми?
2) Тема____________________________________________________
Подлинная любовь — это высшее проявление человеческого духа, выход за рамки своего Я. Любящий человек принимает другого со всеми достоинствами и недостатками, таким, какой он есть. Любящий ничего не требует взамен, но сам желает быть принятым и понятым — любимым. Что же важнее: любить или быть любимым?


Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных тем.

Тема_____________________________________________  Любовь — это вечная тайна и загадка. Одним она дарит вдохновение и счастье. Другие считают

Слайд 68
Примеры заданий

Примеры заданий

Слайд 69
Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы.

Составьте вопросный

план сочинения. Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Что такое

любовь?».

Прочитайте фрагмент книги «---» Опираясь на данный текст, напишите сочинение на тему «Как связаны понятия ”любовь“ и ”верность“?».

Примеры заданий

Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы.Составьте вопросный план сочинения. Используя подсказки, напишите сочинение на

Слайд 70

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.
Итоговое выпускное сочинение в

11 классе.
Ростов н/Д: Легион, 2019
Методика подготовки к итоговому сочинению

Разбор

тематических направлений 2019-2020 учебного года

Система творческих заданий

Примеры готовых работ
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2019Методика подготовки к

Слайд 71Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. Ростов н/Д:

Легион, 2019
Теория
Упражнения
Задания в формате ЕГЭ и ОГЭ
Ответы

Нарушевич А.Г. Средства выразительности  на ЕГЭ и ОГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2019ТеорияУпражненияЗадания в формате ЕГЭ и

Слайд 72Теория метода проектов
Этапы проектной деятельности
Организация итогового проекта по курсу

основной школы
Примеры практического применения метода
Примерные темы проектов
Нарушевич А.Г., Токаева Н.В.

Проектная деятельность: метапредметный результат. Ростов н/Д: Легион, 2019
Теория метода проектовЭтапы проектной деятельности Организация итогового проекта по курсу основной школыПримеры практического применения методаПримерные темы проектовНарушевич

Слайд 73



anarushevich@yandex.ru
Контактная информация

anarushevich@yandex.ruКонтактная информация

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика