Разделы презентаций


Кафедра управление и интегрированные маркетинговые коммуникации

Содержание

Учебные вопросы:1. Австрийская школа маржиналистов.2. Возникновение неоклассической экономической теории.Рекомендуемая литература:а) Основная:Гловели В.Д. История экономических учений. – М.: Юрайт, 2012.Ядгаров Я.С. История экономических учений. Изд. 4-е. – М : Инфра-М, 2011.б) Дополнительная:Агапова

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА 10
Маржинализм. Формирование неоклассического
направления экономической мысли
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра управление и интегрированные маркетинговые коммуникации
Дисциплина

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ТЕМА 10 Маржинализм. Формирование неоклассическогонаправления экономической мысли МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Кафедра управление

Слайд 2Учебные вопросы:

1. Австрийская школа маржиналистов.
2. Возникновение неоклассической экономической теории.

Рекомендуемая литература:
а)

Основная:
Гловели В.Д. История экономических учений. – М.: Юрайт, 2012.
Ядгаров Я.С.

История экономических учений. Изд. 4-е. – М : Инфра-М, 2011.
б) Дополнительная:
Агапова И.И. История экономических учений. – М.: Магистр, 2011.
Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. История экономических учений. М. – Издательство Омега-Л Серия: Высшее экономическое образование 2010.
Елисеева Е.Л. Роньшина Н.И. История экономических учений М.: изд-во Эксмо, 2008.
Квасов А. История экономических учений. – М.: Юнити-Дана, 2011.
Сироткин В.Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития. М.: Высшая школа, 2009.
Холопов А.В. История экономических учений. – М.: РидГруп, 2011.
Фомина В. Нечаева О. История экономических учений М.: изд-во МГУ, 2008.
Учебные вопросы:1. Австрийская школа маржиналистов.2. Возникновение неоклассической экономической теории.Рекомендуемая литература:а) Основная:Гловели В.Д. История экономических учений. – М.:

Слайд 3 мэйнстрим (main stream) — результат критического пересмотра систем

политической экономии и корректировки представлений о предмете и методах экономической

науки на основе предельных понятий.
мэйнстрим, или неоклассическое направление экономической мысли, определили две «революции» в мышлении ученых-экономистов — маржиналистская и кейнсианская.
Возникли главные школы — австрийская, лозаннская, англо-американская и шведская.
Маржинализм» это специализированный исследовательский подход.
Начало «маржиналистской революции» обычно связывают с именами трех экономистов:
Вальрас Леона (1834 - 1910 гг.)
Уильяма Стэнли Джевонса (1835 - 1882 гг.)
Карла Менгера (1840 - 1921 гг.)
мэйнстрим (main stream) — результат критического пересмотра систем политической экономии и корректировки представлений о предмете

Слайд 4парадигма (по-гречески «образец»), - «созвездие» ценностей и методов, разделяемых научным

сообществом и ориентирующих его в характере постановки и решения исследовательских

задач.
Т. Кун «Структура научных революций»

Маржиналистская парадигма подразумевает совокупность:
- методов анализа, основанных на оперировании «предельными» понятиями в экономике: «предельная полезность», «предельный доход», «предельная производительность», «предельная норма замещения», «предельная эффективность капитала» и т.д.;
- ценностей свободного индивидуального выбора благ для потребления или производительной деятельности при ограниченности ресурсов;
- ориентиров индивида на максимум выгоды для себя от распоряжения данным набором благ, ограниченность которых ставит проблему такого их применения, чтобы наилучшим образом удовлетворить имеющиеся потребности.

парадигма (по-гречески «образец»), - «созвездие» ценностей и методов, разделяемых научным сообществом и ориентирующих его в характере постановки

Слайд 5Маржинализм как новая парадигма экономического мышления, в отличие от классической

теории:
- сместил проблематику ценообразования от производства и распределения в сторону

потребления и обмена, от прошлых затрат общественного труда к будущей полезности благ;
- обеспечил введением в анализ величины ценности категории дополнительного количества одно и того же блага, единство принципа в объяснении цен на невоспроизводимые и на свободно воспроизводимые товары;
- разрешил, исходя из единого принципа, проведением различия между общей полезностью набора благ и предельной полезностью, определяющей цену, которую согласится дать потребитель за все количество;
- «перевернул» последовательность связей между производством, обменом и потреблением в определении ценности готовых благ и применяемых ресурсов, выдвинув концепцию спроса на факторы производства как производного (от потребительского) спроса;
- «реабилитировал» торговлю, утверждая, что она обеспечивает взаимовыгодный (а не эквивалентный) обмен вещами, дающий сторонам, участвующим в сделке, выигрыш за счет более высокой субъективной оценки приобретаемого блага по сравнению с отдаваемым;

Маржинализм как новая парадигма экономического мышления, в отличие от классической теории:- сместил проблематику ценообразования от производства и

Слайд 6- универсализовал трактовку доходов от факторов производства, определяя ценность применяемых

ресурсов их полезностью с точки зрения конечной продукции с учетом

возможности изменить их комбинацию при посредстве обмена, замещая один фактор другим таким образом, чтобы они вместе давали наибольшее приращение количества продукта;
- позволил создать общетеоретический язык, применимый к проблемам потребления, обмена, производства и распределения благ и «вместительный» для математического аппарата благодаря теоретическому подходу к экономическим проблемам как к оптимизационным задачам.
- универсализовал трактовку доходов от факторов производства, определяя ценность применяемых ресурсов их полезностью с точки зрения конечной

Слайд 7Герман Генрих Госсен (1810—1858) изложил «закон убывающей предельной полезности» и

«закон взвешенных предельных полезностей»:
- величина одного и того же удовольствия

неуклонно уменьшается в том случае, если мы непрерывно продолжаем потреблять благо, обеспечивающее данное удовольствие, пока, наконец, не наступит насыщение (первый закон Госсена);
- человек, который может свободно выбирать между многими удовольствиями, но которому не хватает времени на то, чтобы обеспечить их все себе в полной мере, должен гарантировать себе все их частично, а именно в таком соотношении, чтобы величина каждого отдельного удовольствия в момент, когда процесс создания этого удовольствия прерывается, для всех удовольствий оставалась бы одинаковой (второй закон Госсена).
3-й закон Госсена:
«...Чтобы обеспечить максимальную сумму удовольствий, получаемых от жизни, человек должен распределить свое время и силы таким образом, что для каждого блага ценность последнего созданного атома равнялась величине необходимых усилий человека, если бы он создавал этот атом в последний момент приложения своих сил».




Герман Генрих Госсен (1810—1858) изложил «закон убывающей предельной полезности» и «закон взвешенных предельных полезностей»:- величина одного и

Слайд 8Антуан Огюстен Курно (1801 - 1877) в книге «Исследование математических

принципов теории богатства» (1838) впервые реализовал математический подход к экономическим

категориям
Курно первым построил кривую спроса, с количествами в виде ординат и ценами в виде абсцисс, и на примере зависимости спроса от цены впервые показал возможность дифференциального исчисления в экономическом анализе.
Сформулировал закон спроса, фактически изложив понятие эластичности спроса, который может сильно меняться при относительно небольшом изменении цен (высокоэластичный спрос) и, наоборот, мало реагировать на значительное повышение цен (низкоэластичный спрос).
Антуан Огюстен Курно (1801 - 1877) в книге «Исследование математических принципов теории богатства» (1838) впервые реализовал математический

Слайд 9 Иоганн Генрих фон Тюнен (1789 - 1850) в работе

«Изолированное государство» изложил:
теорию оптимального пространственного размещения производства (1 том);


закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства (2 том).

Жюль Дюпюи (1804 - 1866) - впервые построил кривую предложения, анализируя влияние профсоюзов на ставки заработной платы, а также рассмотрел категорию потребительского излишка применительно к налогообложению.
В. Парето автор «Курса политической экономии» (1896-1897) и «Учебника политической экономии» (1906) содействовал распространению понятия «математическая экономия».
Г. Д. Маклеод (1821 -1902) первым, кто заменил понятие «political есопоту» на «economics


Иоганн Генрих фон Тюнен (1789 - 1850) в работе «Изолированное государство» изложил: теорию оптимального пространственного размещения

Слайд 10Основные представители австрийской школы
Карл Менгер (1840-1921), «Основы учения о народном

хозяйстве» (1871)
Фридрих Визер (1851 - 1926)
Ойген Бем-Баверк (1851

- 1914).
Основные представители австрийской школыКарл Менгер (1840-1921), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871) Фридрих Визер (1851 - 1926)

Слайд 11сингулярное хозяйство (робинзонада)
Первый — самый необходимый — мешок нужен

ему для того, чтобы не умереть с голода (примем его

полезность за 10).
Второй мешок (полезность 8) позволяет уже вдоволь наесться.
Третий мешок (полезность 6) — откормить курицу и использовать затем ее мясо для разнообразия меню.
Четвертый мешок (полезность 4) пойдет на винокурение.
Пятый (полезность 1) - на корм приятному собеседнику-попугаю.

Предельная полезность набора определяется полезностью пятого мешка.

предельная полезность увеличится (6), хотя общая полезность набора — уменьшится
10+8+6 с потерей 4+1

сингулярное хозяйство (робинзонада) Первый — самый необходимый — мешок нужен ему для того, чтобы не умереть с

Слайд 12Для австрийской школы основополагающее значение имеют учение о хозяйственном благе

и различные классификации благ.
К. Менгер делит блага на:










австрийская

школа не прибегала не только к математическому анализу, но и к геометрическим иллюстрациям с кривыми спроса и предложения

неэкономические

экономические

блага 1-го порядка, служащие для непосредственного потребления

блага 2-го и более высоких порядков, которые являются средствами создания других благ

комплементарность (взаимодополняемость) производительных благ

Для австрийской школы основополагающее значение имеют учение о хозяйственном благе и различные классификации благ. К. Менгер делит

Слайд 13Ойген Бем-Баверк
Когда множество продавцов и множество покупателей

торгуются на рынке между собой, их разные субъективные оценки данного

блага отражаются в ценовой конкуренции.
Рыночная цена - это цена, за которую покупатель надеется приобрести товар в будущем.

Основания, по которым люди готовы возвращать кредиторам более крупные суммы, чем заимствовали:
- ожидание индивида, что в будущем ему будет доступно большее количество благ («оптимизм»);
- недооценка индивидом потенциальных потребностей, не воспринимаемых с таким же острым ощущением реальности, как удовольствия в настоящем («близорукость»);
- возможность осуществлять более продуктивные «окольные» методы производства.

Ойген Бем-Баверк  Когда множество продавцов и множество покупателей торгуются на рынке между собой, их разные субъективные

Слайд 14Лозаннская школа и «математическая экономия»
Л. Вальрас

Составные части политэкономии :





Экономическая наука включает в себя:



Чистая
политэкономия
Прикладная
политэкономия


Социальная
политэкономия

Позитивный анализ (теория рыночного механизма)

Нормативный анализ (теории оптимального распределения ресурсов и оптимального распределения дохода)

экономический анализ

Лозаннская школа и «математическая экономия»Л. Вальрас Составные части политэкономии : Экономическая наука включает в себя: Чистая политэкономия

Слайд 15Таким образом, чистая политическая экономия предстала как последовательное определение условий

общего равновесия на четырех уровнях: обмена, производства, капитализации и денежного

обращения.
Она явилась экономической теорией частных интересов, построенной на предпосылках, что каждая экономическая единица стремится максимизировать свою полезность при свободной конкуренции, и это стремление находит удовлетворение при текущих ценах, уравновешивающих спрос и предложение.

Вальрас начал с теории равновесной цены как точки согласования интересов двух участвующих в обмене сторон, располагающих определенным количеством товаров


- вывел уравнения, показывающие зависимость индивидуального спроса и предложения от рыночных цен на все товары
сформулировал условия равновесия спроса и предложения на всех рынках
В этой модели — «теории обмена» — отсутствовали деньги (вместо них фигурировал условный «счетный товар») и производство.


Следующим шагом стали уравнения издержек производства с введением производственных коэффициентов, определяющих доли объединяемых в рамках производственного процесса факторов.
В «теории производства» рассматривалось только производство потребительских товаров с предпосылкой, что использование сырья сводится к непосредственной комбинации производительных услуг, а капитальные блага уже существуют. Но в «теории капитализации и кредита» Вальрас ввел рассмотрение производства новых капитальных благ и сбережений.
В заключении теория относительных цен была сопряжена с теорией реальных денег.

Таким образом, чистая политическая экономия предстала как последовательное определение условий общего равновесия на четырех уровнях: обмена, производства,

Слайд 16Условиями равновесия производства являются:
1) равенство спроса со стороны предпринимателей

и предложения со стороны земельных собственников, рабочих и капиталистов на

рынках факторов производства;
2) равенство спроса со стороны земельных собственников, рабочих и капиталистов предложению со стороны предпринимателей на рынке потребительских товаров и
3) равенство цен на продукты издержкам производства.

В. Парето определил экономическое равновесие как «результат противопоставления вкусов людей и препятствий для их удовлетворения» и как «такое состояние, которое наблюдалось бы бесконечно долго до тех пор, пока не произошло изменений в условиях, при которых оно наблюдается».

Парето ввел представление о линиях (кривых) безразличия вкусов, объединяющих равнозначные для индивида, но различающиеся наборы.


Условиями равновесия производства являются: 1) равенство спроса со стороны предпринимателей и предложения со стороны земельных собственников, рабочих

Слайд 17Состояние Парето-оптимальности — это ситуация, при которой любое изменение наличных

благ и ресурсов ухудшает положение хотя бы одного субъекта экономической

системы.
Общее экономическое равновесие означает, что посредством обмена по конкурентным ценам достигнуто распределение благ, при котором нет заинтересованности в дальнейших сделках, в том числе в сделках по перераспределению ресурсов между отраслями производства: конкурентный рынок определил эффективный объем выпуска данного блага и объем необходимых для этого ресурсов.

Состояние Парето-оптимальности — это ситуация, при которой любое изменение наличных благ и ресурсов ухудшает положение хотя бы

Слайд 18Англо-американская школа маржинализма
Основы учения Уильям Стэнли Джевонса (1835-1882) об обмене,

труде и капитале:
- общая методологическая предпосылка — модель человека, мотивируемого

меняющимися по интенсивности и продолжительности чувствами удовольствия и страдания;
- понятие конечной степени полезности, благодаря которому можно вывести закон определения количеств, участвующих в обмене;
- акцент на том, что предвосхищение будущего удовольствия или страдания дает степень имеющегося чувства в настоящем, меньшую по интенсивности на некоторую неопределенную функцию от промежутка времени;
- субъективная концепция труда как страдания, продолжающегося до тех пор, пока следующее приращение трудового усилия не станет приносить больше отрицательных ощущений, чем приносит удовольствия приращение продукции, полученной таким усилием;
- трактовка капитала как фонда средств существования, предоставляемых рабочим, пока они ожидают результатов труда, не дающего немедленного дохода.
Англо-американская школа маржинализмаОсновы учения Уильям Стэнли Джевонса (1835-1882) об обмене, труде и капитале:- общая методологическая предпосылка —

Слайд 19цепочка Джевонса

цепочка Джевонса

Слайд 20Кембриджская школа маржинализма
Альфред Маршалл (1842 - 1924 гг.)
экономическая жизнь

общества должна рассматриваться вне политического контекста, исключить вмешательство государства в

экономику.
Степень эластичности, или быстрота изменений спроса на рынке зависит от того, в какой мере объем спроса возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном ее повышении.


 
 



 
 
 

Кембриджская школа маржинализмаАльфред Маршалл (1842 - 1924 гг.) экономическая жизнь общества должна рассматриваться вне политического контекста, исключить

Слайд 21смысл равновесия «нормального спроса и предложения», отраженного в цене данного

товара, применительно только к определенному периоду времени, Маршалл определил, что

он может быть:
- стационарным, когда предложение ограничено имеющимися запасами и равновесную цену определяют колебания спроса;
- краткосрочным, когда на равновесную цену оказывают влияние изменения как спроса, так и реагирующего на него предложения, регулируемого возможностями производства при постоянстве оборудования и уровня организации;
- долгосрочным, когда спрос подвергается влиянию моды и товаров-заменителей, а все издержки производства, от которых зависит предложение, становятся переменными.
смысл равновесия «нормального спроса и предложения», отраженного в цене данного товара, применительно только к определенному периоду времени,

Слайд 23Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938 гг.)

пять важных динамических

процессов, которые воздействуют на структуру общества:
рост народонаселения,
рост капитала,


изменение потребностей,
улучшение методов производства,
изменение форм промышленных предприятий.
Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938 гг.) пять важных динамических процессов, которые воздействуют на структуру общества: рост

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика