Слайд 1Классическая мебель на примере проектов А. Н. Воронихина.
Выполнила: Неганова Е.А.
ОАБ-44.03.05-42
Слайд 2Воронихин Андрей Никифорович 1759-1814
Родился 28 октября 1759 г. в селе
Новое Усолье (ныне в Пермской области) в семье крепостного.
С
1777 г. жил в Москве, где учился живописи, здесь же увлёкся архитектурой. Вскоре художник был вызван Строгановым в Петербург.
Кначалу 90-х гг. вполне сложился как архитектор. Его работы этих лет - дворец Строгановых на Невском проспекте, Строгановская дача на Чёрной речке, проект галерей вокруг фонтана «Самсон» и др.
Решающий этап - создание Казанского собора (1801—1811 гг.) в Петербурге.
В последние месяцы жизни (скончался 5 марта 1814 г. в Петербурге) трудился над проектами, которые так и не были воплощены: храм-памятник и монумент в честь победы над Наполеоном I.
Кроме того, Воронихин вёл большую педагогическую работу в Академии художеств; сделал массу рисунков для Императорского стекольного завода в Петербурге и для гранильных фабрик.
Слайд 3Характерным примером мебели первого десятилетия XIX века может служить мебель,
созданная по проектам архитектора А. Н. Воронихина (1759-1814), автора Казанского
собора и Горного института.
Слайд 4После пожара 1803 года Воронихин восстанавливал парадные интерьеры Павловского дворца,
а несколько позднее обустраивал жилые покои во дворце и Розовом
павильоне.
Слайд 5Воронихин проектировал диваны и кресла для дворца в Павловске с
тонированной и золоченой резьбой в традициях русской мебели второй половины
XVIII века;
Парадная мебель
Слайд 6Центральная часть спинок гарнитура представляет собой многогранник с лучами.
Слайд 7Для павильона "Вольер" по его проектам создавались более строгие одинаковой
формы кресла и стулья из полированного дерева с темной прорезной
пальметтой на светлой полированной березовой спинке.
Слайд 9Для жилых комнат Павловского дворца - мебель тех же форм,
но из красного дерева.
Воронихин не использовал в своей мебели
бронзовых украшений;
вся резьба выполнялась из дерева, потом золотилась или покрывалась черно- зеленым тоном под старую бронзу.
Слайд 11В вещах, исполненных по рисункам Воронихина, ясно намечается та черта,
которая станет характерной для всей русской мебели первой трети XIX
века - два варианта решения интерьера и обстановки: парадный и бытовой.
Слайд 12Кресла и диваны Греческого зала Павловского дворца с резными ажурными
спинками, декорированными грифонами, и локотниками в виде орлов, - великолепный
образец парадной мебели.
Слайд 13Мотив орла, дважды примененный за несколько лет до этого в
тронных креслах по проектам архитектора Дж. Кваренги, широко используется и
развивается.
Слайд 15Для мебели залов Мира и Войны Воронихин использовал форму античного
курульного кресла на львиных лапах, с устоями в виде пучков
стеблей, перехваченных золочеными жгутами.
Слайд 19Мебель для жилых помещений
Иного рода очарование присуще мебели по проектам
Воронихина, предназначенной для жилых, неофициальных помещений.
Примерами такой мебели могут
служить предметы обстановки Розового павильона в Павловске.
Слайд 20Это мебель легких форм и светлых тонов, в основном из
волнистой березы, золотистый оттенок которой подчеркнут вставками из черненого дерева.
Иногда предметы вообще лишены украшений, и вся их красота состоит в тонко найденных и гармоничных пропорциях. Часто мебель украшалась шерстяными вышивками, также по эскизам Воронихина.
Слайд 22Таким образом:
Для мебели первой половины XIX века характерно
воспроизведение форм
и пропорций
античной мебели со стройными и
изысканными деталями: прямыми
ножками,
суживающимися к низу, круглыми или
прямоугольными в сечении; легкими спинками с
прорезями, например, в виде лиры или пальметты.
Чаще всего встречается полированная мебель ; наиболее распространенные породы дерева - светлое красное дерево, орех, карельская береза. Текстура древесины, естественный рисунок среза, - важный декоративный элемент. По контуру основных плоскостей мебели нередко полосой располагалась вставка из темного дерева.
Слайд 23Резьбу часто тонируют под темную античную бронзу, покрывая позолотой детали;
Основные
мотивы декора - пальметты, музыкальные инструменты , гермы (например, верхние
части ножек столов и бюро), сфинксы, крылатые львы и грифоны (опоры локотников), розетты, листья аканта, рог изобилия, различного вила профилированные пояски.
Часто встречались пристенные столы-консоли и легкие столики; трехногие столики, алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курильницы и столики в виде треножников.
Слайд 24Особого разнообразия достигают формы мебели для сиденья. В дворянских домах
появляется еще одна комната, называемая диванная. Формы диванов в XIX
веке весьма разнообразны.
Особое место занимает дворцовая мебель из красного дерева и карельской березы.
Слайд 25Список литературы
«Русская мебель по проектам А.Н. Воронихина» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://amadey.ru/news2264.htm
«МЕБЕЛЬ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://restavraciy.ru/bitmebrusclass.html
«Русская мебель первой декады XIX века» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mybiblioteka.su/4-35012.html