Слайд 1Костюмы Германии эпохи Возрождения 15-16 вв.
Выполнила Группа 74-3
Слайд 2В Германию идеи Возрождения проникали из Италии, и их влияние
проявилось очень рано, уже в XIV веке.
В XV веке
немцы знакомятся с идеями Возрождения тремя путями:
на Констанцском и Базельском соборах, куда приезжали из Италии гуманистические прелаты и их секретари из гуманистов.
Непосредственным изучением новой науки в Италии (Людер, Карох, Рейхлин и др.).
Пропагандою итальянских гуманистов в Германии. После Констанцского собора на службу к императору Сигизмунду поступил Пьетро Паоло Верджерио. "Апостолом" Возрождения в Германии стал Энеас Сильвио Пикколомини, поступивший на службу к Фридриху III после Базельского собора. Под его влиянием возникает гуманистическое движение в Вене (Рудерер, Зонненбергер и др.) и в других городах Германии того времени.
Слайд 3 С конца XV века начинается расцвет немецкого Ренессанса. В
городах Германии появляются меценаты, собирающие при своих дворах новых учёных,
художников и литераторов: Альбрехт Майнцский, Фридрих Мудрый Саксонский и Эбергардт Бородатый Вюртембергский.
Искусство немецкого Возрождения во многом близко нидерландскому; в нем то же развитое чувство индивидуального, то же восприятие явлений жизни в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это определяет особое значение пейзажа и интерьера в решении эмоционального строя образов. Пластическое понимание форм сочетается с эмоциональным живописным решением проблем света и тональности, имеющее важное значение для раскрытия взаимосвязи явлений, было важнейшим завоеванием немецкой школы 16 века, предвосхитившим искания мастеров 17 столетия.
Слайд 4По сравнению с Италией и Нидерландами, где расцвет искусства Возрождения
наступил гораздо раньше, в немецком искусстве реалистические тенденции проявились с
запозданием. В 15 веке искусство Германии было почти исключительно религиозным, в нем продолжали жить средневековые традиции.
Внезапность и резкость скачка, происходившего на грани 15–16 столетий, породили контрасты, противоречия, неожиданные сочетания старых и новых тенденций в немецком искусстве Возрождения в целом и в творчестве отдельных мастеров (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт Альтдорфер)
Слайд 5Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического
развития страны, ставшей в конце 15 – начале 16 века
ареной глубочайших социальных конфликтов. В первой половине 16 столетия Германия, входившая в состав могущественной империи Габсбургов, оставалась экономически отсталой и политически раздробленной. Множество городов и деревень Германии в отдалении от передовых центров, втянутых в мировую торговлю, прозябало в жестоких условиях средневековья. Как ни в одной другой стране, борьба буржуазии, крестьянства и плебейских масс с феодализмом приняла здесь характер общего кризиса.
Слайд 7В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами:
вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами.
Но вскоре
одежда мужчин стала шире. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю. Передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным. Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее.
Слайд 8Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе».
Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили
до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.
Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
Слайд 11Уже в конце XV в. на плотно прилегающих куртках и
узких штанах-чулках стали делать прорези на плечах, локтях, коленях и
подкладывать под них другую, более светлую ткань. Это новшество приписывается наёмными солдатам - ландскнехтам. Их костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдер-хозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Разрезы делали даже на широких башмаках и плоских беретах. Вначале знать порицала эти чудачества, но когда слова самого императора: «Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!» — вызвали новый виток моды. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так:- «Разрублено и разрезано по благородному обычаю». Шляпы солдат украшались перьями.
1 локоть = 1, 143 метра
Слайд 14С 40-х гг. одежда немецких горожан стала изысканней. Широкий воротник
рубахи теперь более узкий и жесткий и приобрел форму оборки
(прототип более позднего «испанского воротника»).
Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.
Слайд 16Женский одежда первой трети XVI в была узкая , сковывающая
движение, вынуждающая всегда держаться прямо. Костюм состоял из узкого лифа
и узкие рукава. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки - одну поверх другой, часто с длинным шлейфом.
Слайд 17Женщины одевались в массивные и тяжеловесные одежды из сукна, дорогой
парчи и бархата. В первые два десятилетия XVI века в
фасонах платья еще был заметен дух Италии - корсажи с высокой талией, большим квадратным декольте и сильно собранной юбкой, чаще всего из плотной ткани, с заложенными и закрепленными складками. По подолу, как украшение, нашивался кусок ткани в цвет корсажа или контрастный с ним по фактуре, рисунку и цвету.
Слайд 20Старый обычай приподнимать платье с одной стороны во время ходьбы
и танцев все еще сохраняется, поэтому нижнее платье отделывается все
богаче. В 20-е годы XVI в. юбка увеличилась в объеме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник "голлер" - короткий, с высокими отворотами.
Слайд 21С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под
влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас ("спрингер")
но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью. Появились одежды темных цветов - черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д.
Слайд 22Появились одежды темных цветов - черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и
т.д. В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в.
надевали "шейблейн" - короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую "душегрею". Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.
Слайд 25 В первой трети XVI в. женщины еще продолжали носить высокий
чепец митрообразной формы ("хаархаубе"), который состоял из двух частей: белого
чепца и надетой сверх него жесткой шапки, обтянутой цветной тканью. Этот сдвоенный головной убор являлся символом подчиненного положения замужней женщины.
Слайд 26В Германии также носили большие бархатные береты, украшенные страусовыми перьями,
жемчугом и золотом. Чтобы головные уборы лучше держались, мужчины и
женщины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.
Слайд 27Французский чепец или Арселе
Разновидность французского чепца с плоским верхом.
Платки -
чепчики белые или же с вышитыми узорами
Слайд 28Тока, ток (фр. toque) —головной убор без полей
Тока Рыцаря
Тока Грфа
Тока
Барона
Тока Герцога
Тока Принца
Слайд 29Раф - кусок накрахмаленного льна, украшенный кружевами. Часто он собирался
в трубчатые складки, которые обхватывали шею для создания объёма.
Слайд 30Воротник-голлер
Стоячий воротник или воротник МЕДИЧИ
Слайд 33Обувь
До середины 16 века мужчины носили плоские башмаки с широкими
короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли "кухмейлер"